Амельянчик Мария Вячеславовна, Особенности взаимодействия медицинского персонала с онкологическими больными хосписа

УДК 76.35.35

Амельянчик Мария Вячеславовна

Студентка 5 курса специальности 1-86 01 01-03 Социальная работа

(социально-реабилитационная деятельность) 1 ступени образования педагогического факультета Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(Научный руководитель – Л. А. Ольшевская, старший преподаватель кафедры

педагогики и социальной работы)

 

Особенности взаимодействия медицинского персонала с онкологическими больными хосписа

 

Аннотация.  В данной статье рассматриваются особенности социально-психологического взаимодействия медицинского персонала с онкологическими больными в хосписе

 

Одной из проблем нашего времени является рост злокачественных новообразований, они занимают второе место среди причин смертности в Республике Беларусь. Задержки в профилактике, диагностике злокачественных опухолей приводят к очень сложному и, как правило, неэффективному лечению. Затем наступает четвертая стадия заболевания (терминальная).

Рост числа больных злокачественными новообразованиями ставит вопрос об оказании им квалифицированной медицинской помощи. Такая помощь оказывается в хосписе. Хоспис – это место, где паллиативная помощь оказывается онкологическим больным на последней стадии заболевания. Исторически слово «хоспис», этимологически не связанное со смертью, в более поздние периоды получило ряд неожиданных значений, перекликающихся с целями и задачами современного хосписа. Изначально латинское слово хоспис означало «гость». Но в более поздние классические времена его значение изменилось, и оно стало относиться и к хозяину, а слово hospitalis, прилагательное от хосписа, означало «гостеприимный, дружелюбный к скитальцам». Хоспий, означавшее дружеские, теплые отношения между хозяином и гостем, а позднее и место, где эти отношения развивались [1, с.32].

Основные задачи хосписа:

  •  оказание высококвалифицированной медицинской помощи;
  •  купирование болевого синдрома;
  • симптоматическое лечение сопутствующих заболеваний;
  •  оказание психологической поддержки родным и близким больного родственника;
  • психосоциальная адаптация больного в сложившийся жизненной ситуации;
  • обеспечение надлежащего ухода за больным.

В хосписе помогают облегчить физические страдания пациента медицинские работники, которые обеспечивают адекватное обезболивание, симптоматическое лечение, а также общий уход за пациентом. Личность медицинского работника сама по себе способна оказывать терапевтический эффект и повышать эффективность лечения.   В период растерянности, депрессивных переживаний самого больного, и его близких медицинский работник хосписа в этих взаимоотношениях выступает как советчик, предлагающий лучшие варианты подхода к больному.

Паллиативное лечение будет эффективным если:

—        удастся создать и поддержать для пациента комфортные и безопасные условия;

—        пациент максимально будет чувствовать свою независимость;

—  пациент не испытывает боли;

—        несмотря на предстоящую потерю жизни, предоставленная пациенту система поддержки поможет ему жить настолько активно и творчески, насколько это для него возможно [3, c.35].

Условиями формирования партнерских отношений между пациентом и медицинским работником являются: уважение интересов пациента, обоснованная серьезная позиция, осведомленность о пациенте, доверие, основанное на честности и правдивости, разделение ответственности, подсознательное чувство сочувствия [2, с.28].

Структура взаимодействия медперсонала с онкологическими больными в хосписе:

  1. Информирование больного и его родственников о состоянии его здоровья.
  2. Осуществление медицинского сопровождения больного.
  3. Выполнение рекомендаций врача и контроль за выполнением рекомендаций пациентом.
  4. Ведение медицинской документации.
  5. Помощь врачу в оформлении документации

Для изучения уровня развития профессионально значимых качеств личности и успешности деятельности среднего медицинского персонала, нами была разработана анкета, предполагающая экспертную оценку, оценивались следующие параметры:

  1. Организация рабочего места (4 параметра).
  2. Качественное и своевременное выполнение врачебных назначений.
  3. Четкое и грамотное ведение медицинской документации.
  4. Интенсивность и сложность выполненной работы, универсальность медсестры.
  5. Отсутствие сестринских осложнений в работе.
  6. Отсутствие жалоб со стороны пациента, родственников пациента, сотрудников отделения, администрации больницы.
  7. Оцените умения и навыки медицинской сестры (10 параметров)
  8. Отношение к пациентам (12 параметров).

При экспертном анализе учитывались две переменные: личностное общение с пациентами и профессиональные навыки. Нами был использован статистический метод обработки данных – кластерный анализ.

Кластерный анализ помогает разбить заданной выборки объекты на подмножества, называемые кластерами, так, чтобы каждый кластер состоял из схожих объектов, а объекты разных кластеров существенно отличались. Этот метод позволяет упорядочить объекты (рисунок 1).

Рисунок 1 – Кластерный анализ по данным анкетирования медицинских сестер

 

Мы выделили три подгруппы в исследованной выборке, каждая из которых содержит специфические особенности профессиональной успешности. Для дальнейшей кластеризации использовали метод К-средних, он разбивает множество элементов векторного пространства на заранее известное число кластеров k.

Исходя из представленного графика, можно говорить о таких существенных различиях как успешность в отношении с пациентами. Хотя в целом и навыки общения с пациентами, и навыки профессионального характера во всех трех группах достаточно высоки.

Кластер 1. Испытуемые С14, С6, С2. Высокие профессиональные навыки.  Медицинский персонал  регулярно проходит  внутреннюю аттестацию, участники этой группы регулярно получают высшие баллы.

Старшая медицинская сестра охарактеризовала их так: отношения с пациентами ровные, жалоб нет.

Кластер 2. Медицинские сестры с высоким профессиональным уровнем и высоким уровнем взаимодействия с пациентами. Таких медицинских сестер любят и персонал, и пациенты (легко обращаются к ним с просьбой).  К этой группе относятся следующие испытуемые: С15, С10, С8, С9, С5.

Кластер 3. Медицинские сестры с низкими навыками взаимодействия с пациентами и высокими профессиональными навыками: С1, С3, С4, С7, С11, С12,  С13.  В работе с пациентами, отмечает старшая медицинская сестра, наблюдаются такие сложности: наличие жалоб (со стороны пациентов, сотрудников отделения); раздражается и повышает голос, т.е. низкие навыки общения с пациентом.

Также в этой группе эксперты отметили и более низкие по сравнению с остальными участниками профессиональные умения и навыки, хотя в целом эти баллы находятся в диапазоне от 73 до 80 баллов.

Высокие профессиональные навыки обусловлены спецификой работы в хосписе: навык – деятельность, сформированная  путем повторения и доведения до автоматизма, поскольку хоспис оказывает медицинскую помощь, всем обратившими, очень высока частота повторений наиболее востребованных процедур со стороны медицинской сестры, следовательно, весь персонал хорошо владеет навыками медицинской помощи (инъекции, капельницы).

Значимые моменты в отношениях с пациентом, по мнению старшей медицинской сестры: вежливость, доходчиво объяснять назначения и дальнейшие действия пациента (иногда по нескольку раз), не раздражаться и не повышать голос.

Исходя из полученных данных, присваиваем каждой группе уровень:

  1. Уровень – специалисты, максимально соответствующие требованиям к профессии (2 кластер).
  2. Уровень – медицинские сестры с высокими показателями уровня навыков взаимодействия с пациентами и максимальными показателями профессиональных навыков (1 кластер).
  3. Уровень – медицинские сестры с низким уровнем навыков взаимодействия и высокими профессиональными навыками (3 кластер).

Хочется отметить, что наиболее часто встречающиеся проблемы в диадеме медсестра – пациент  связаны с низким уровнем коммуникативной толерантности и слабой нервной системой.

Нами была разработана программа помощи среднему медицинскому персоналу для оптимизации взаимодействия с онкологическими больными, а также мы  предложили рекомендации по усовершенствованию социально-психологического взаимодействия медперсонала и онкологических больных

Таким образом, эффективное взаимодействие медицинского персона с онкологическими больными зависит от многих факторов: уровня овладения профессиональными знаниями, умениями  и навыками; особенностей профессиональной мотивации; уровня профессиональной ориентации, а также наличия необходимых личностных качеств: доброта, человечность, чуткость, терпение, сочувствие, эмоциональная адекватность, которые особенно необходимы для работы в хосписе. Понимание специфики категории онкобольных необходимо для успешного взаимодействия, а состояние душевного комфорта пациента является главным критерием эффективности взаимодействия между медицинским персоналом и онкологическим больным в хосписе.

Таким образом, взаимодействие медицинского персона с онкологическими больными является совокупностью способностей, качеств и особенностей личности, а также знаний, умений и опыта, необходимых для успешной профессиональной деятельности.

 

 

Список литературы

 

  1. Иванюшкин, А. Я. История и этика сестринского дела / А. Я. Иванюшкин, А. К. Хетагурова. – М.: ГОУ ВУНМЦ, 2003. – 320 с.
  2. Краснов, А. Ф. Сестринское дело / А.Ф. Краснов. – М.: Перспектива, 2000.– 599 с.
  3. Новиков, Г. А. Паллиативная помощь онкологическим больным: учебное пособие / Г. А. Новиков – М.: Медицина за качество жизни, 2006. – 192 с.

 

 

 

Запись опубликована в рубрике Компетентностно-деятельностный подход в системе образования, Методы и технологии инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий