Кузьмич М.Г., Самообразование преподавателя колледжа как одно из условий формирования социально-информационной компетентности учащихся

УДК 377.131.14

Кузьмич Марта Геннадьевна

Гуманитарный колледж УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

г. Гродно

Научный руководитель – И. И. Капалыгина, заведующий кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Самообразование преподавателя колледжа как одно из условий формирования социально-информационной компетентности учащихся

 

Формирование социально-информационной компетентности у учащихся становится ключевой задачей организации образовательного процесса, что обусловлено изменениями в формах и методах проведения учебных занятий, переходом на систематическое обучение посредством использования информационно-коммуникационных технологий. Социально-информационная компетентность заключается в овладении информационными технологиями, умении их использовать в профессиональной деятельности, зарождении критического отношения к социальной информации, которая представлена в продуктах средств массовой коммуникации. В Гуманитарном колледже учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» постоянно совершенствуется образовательная среда, закупается современное оборудование, многие аудитории обеспечены интерактивными досками и компьютерами, что непосредственно видоизменяет систему организации каждого учебного занятия, приводит специфику каждой дисциплины к единому подходу в структуре и организации, а значит, выводит подготовку будущего специалиста на новый современный уровень. Интеграция образовательного пространства и медиакультурных составляющих способствует формированию новых методических подходов в преподавании профессиональных дисциплин, которые ориентированы на систематизацию и эффективное усвоение новых знаний, что изменяет общий подход к образованию и выводит его на более высокий уровень, способствующий упрощению процесса адаптации молодого специалиста к трудовым условиям.

На сегодняшний день резко встает вопрос о повышении уровня научно-теоретической и практической подготовки преподавателей колледжа в рамках организации образовательного процесса с применением интернет-ресурсов и компьютерных технологий. Данная проблема обусловлена постоянными изменениями и развитием компьютерных технологий, которые преподавателям сложно самостоятельно осваивать, также оказывает влияние возрастной диапазон кадрового состава. Преподавателям оказывается методическое содействие в организации учебных занятий с использованием информационно-коммуникационных технологий, на базе Школы профессионального мастерства проводятся семинары по внедрению в образовательный процесс инновационных подходов. В свою очередь, оказанная помощь не может достичь положительного результата без заинтересованности и увлеченности самих преподавателей. Особое значение в данной ситуации принадлежит самообразованию преподавателей.

Под самообразованием традиционно понимают осуществляемую человеком познавательную деятельность, которая:

  • вызвана собственным желанием и стремлением достичь высокого результата, получить новые знания;
  • осуществляется сознательно;
  • планируется, управляется и контролируется самим человеком;
  • необходима для совершенствования каких-либо качеств или навыков человека.

Необходимость самообразования педагога диктуется, с одной стороны, самой спецификой преподавательской деятельности, ее социальной ролью, с другой стороны, реалиями и тенденциями непрерывного образования, что связано с постоянно изменяющимися условиями педагогического труда, потребностями общества, эволюцией науки и практики, все возрастающими требованиями к человеку, его способности быстро и адекватно реагировать на смену общественных процессов и ситуаций, готовности перестраивать свою деятельность, умело решать новые, более сложные задачи, познавательной активности, растущей потребности педагога в самореализации [1, c. 31].

Для качественной организации процесса самообразовании преподаватели должны испытывать потребность в получении новых знаний, такая потребность возникает в связи с постоянными изменениями в образовательных подходах. Осознание необходимости поиска и анализа новой информации и соответствие современным требованиям современной системы образования выступают как ведущие мотивы. В современном мире невозможно осуществлять образование молодежи по утратившим актуальность материалам, в таком случает теряется эффективность деятельности и снижается качество подготовки специалиста. Тенденции развития общества требуют частой смены и обновления информации. На сегодняшний день используются разнообразные формы организации самообразования педагога:

  • специальная образовательная подготовка (получение высшего образования или второй специальности);
  • повышение квалификации (на курсах и в межкурсовой период);
  • групповая самообразовательная работа (работа методических объединений, творческих групп, проведение собеседований, ежегодных отчетов, посещение и анализ уроков коллег);
  • проведение циклов лекций, семинаров, педагогических чтений;
  • индивидуальная самообразовательная работа с помощью средств массовой информации, библиотек, музеев, исследований, экспериментов, осмысления передового опыта и обобщения собственной практической деятельности, формирование портфолио (участите в разнообразных конкурсах, мастер-классах, сетевых сообществах и т.д.).

Каждая деятельность бессмысленна, если в ее результате не создается некий продукт, или нет каких-либо достижений. И в личном плане самообразования преподавателей обязательно должен быть результат, который достигается за определенный срок. В качестве результатов эффективной организации самообразования могут выступать:

  • повышение качества преподавания предмета (положительный рост успеваемости учащихся, глубина и уровень понимания учащимися дисциплины);
  • разработанные методические пособия, статьи, учебники, программы, сценарии, исследования;
  • разработка новых форм, методов и приемов обучения;
  • доклады, выступления в рамках заседания цикловых комиссий и педагогических советов;
  • внедрение в учебный процесс новой информационной технологии (освоение новых образовательных платформ);
  • разработка и проведение открытых уроков по собственным, новаторским технологиям.

Однако, как бы ни были высоки способности каждого педагога к самообразованию, не всегда этот процесс реализуется на практике. Причины, которые чаще всего называют педагоги, – это отсутствие времени, нехватка источников информации, отсутствие стимулов и др. Проанализировав индивидуальные планы педагогов колледжа было выявлено, что 85 % преподавательского коллектива выбирают темы, ориентированные на повышение эффективности образовательного процесса, повышение уровня усвоения учебного материала учащимися. Однако, у 15 % педагогов темы выбраны в соответствии с особыми интересами, имеют узкую направленность и не способствуют внедрению современного опыта в преподавательскую деятельность.

Также можно отметить, что деятельность педагогов в русле самообразования направлена только на самого педагога и его развитие, преподаватели не дают возможность развитию собственной мысли в контексте изученной темы, а именно преподаватели не делятся собственным опытом, не показывают положительные результаты профессиональной деятельности своим коллегам.

В качестве рекомендации педагогам была предложена структура процесса самообразования:

  1. Целеполагание, включает выбор цели работы, структуры изучения выбранной темы, поиск литературы и передового педагогического опыта.
  2. Теоретическое освоение знаний. На этом этапе педагог знакомится с психолого-педагогической и методической литературой по выбранной проблеме образования, отмечает положительные течения в выбранном направлении.
  3. Практическое применение полученных знаний. На этом этапе происходит накопление педагогических фактов, их отбор и анализ, проверка новых методов работы, постановка экспериментов. Практическая работа продолжает сопровождаться изучением литературы.
  4. Обсуждение и демонстрация. В ходе этого этапа происходит осмысление, анализ и обобщение накопленных педагогических фактов. На данном этапе целесообразно организовать коллективное обсуждение прочитанной педагогической литературы; творческие отчеты о ходе самообразования на заседаниях; посещение с обсуждением открытых уроков и другие коллективные формы работы.
  5. Результат и анализ деятельности. На этом этапе педагог должен подвести итоги своей самостоятельной работы, обобщить наблюдения, оформить результаты. При этом главным является описание проведенной работы, установленных фактов, их анализ, теоретическое обоснование результатов, формулирование общих выводов и определение перспектив в работе.

Таким образом, достижение результата самообразования возможно при углубленном осмыслении и прохождении через все этапы деятельности. В случае, когда результат достигнут, преподаватели применяют полученные знания на практике, вносят изменения и модернизируют планирование каждого учебного занятия. Высокий уровень владения знаниями и умениями в области изученной темы способствует передачи информации учащимся.

 

 

Библиографический список

  1. Краевский, В. Методологическая компетентность педагогов – исследователей как условие научного обеспечения модернизации образования / В. Краевский // Соискатель–педагог. – 2008. – №1. – С. 31–35.

 

Запись опубликована в рубрике Компетентностно-деятельностный подход в системе образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий