УДК 378
Мамонтова Татьяна Руслановна, Чайковская Анастасия Викторовна
УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – О. Г. Буденис, старший преподаватель кафедры английской филологии ГрГУ им. Янки Купалы
УПРАВЛЯЕМАЯ САМОСТОЯТЕЛЬНАЯ РАБОТА СТУДЕНТОВ КАК ФАКТОР ФОРМИРОВАНИЯ ПРОФЕССИОНАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ
В условиях информационного общества очевидна принципиальная необходимость реорганизации учебного процесса с увеличением объема самостоятельной работы студентов в процессе получения новых знаний.
На первый план выходит задача – не только пассивно передать готовые знания, умения и навыки студенту, но сформировать у ребят потребность в их получении, осознание необходимости непрерывного самообразования и творческого использования полученных знаний на практике.
В этом контексте обучение должно быть направлено на продуктивную учебную деятельность, обеспечивающую развитие познавательных и созидательных способностей личности. Необходимо перевести студентов из пассивных потребителей знаний, в их активных получателей.
Достижение поставленных целей возможно посредством повышения роли управляемой самостоятельной работы студентов, а также внедрения в учебный процесс различных ее форм.
Под управляемой самостоятельной работой студентов следует понимать всё то, что студент должен выполнить, проработать, изучить по заданию под руководством и контролем преподавателя. Управляемая самостоятельная работа – это такой вид деятельности в ходе которой студент, руководствуясь специальными методическими указаниями преподавателя, приобретает и совершенствует знания, умения и навыки, накапливает опыт практической деятельности [1, c. 84].
Основная функция управляемой самостоятельной работы заключается в том, чтобы обеспечить организацию учебно-познавательной деятельности студентов по самостоятельному овладению знаниями, формированию мировоззрения, развитию интеллектуальных и нравственных способностей.
Такая учебная деятельность является составной частью учебного процесса и имеет целью поиск и получение новых знаний, а также закрепление и углубление полученных в ходе аудиторных занятий. Кроме того, самостоятельная работа выполняет воспитательную функцию, поскольку формирует такую черту характера самостоятельность, что играет значимую роль в становлении студента как личности.
Формы управляемой самостоятельной работы студентов и её контроля могут быть различными в зависимости от цели обучения, характера дисциплины и объёма часов, определённые учебным планом. Наиболее распространёнными являются:
– подготовка к лекциям, семинарским и практическим занятиям;
– реферирование статей;
– изучение учебников и учебных пособий;
– изучение тем и проблем, не выносимых на лекции и семинарские занятия;
– выполнение контрольных работ;
– написание докладов, рефератов, эссе на проблемные темы;
– участие студентов в составлении тестов;
– выполнение исследовательских и творческих заданий;
– создание графиков, схем, наглядных пособий по изучаемым темам [2, c.113].
Для организации самостоятельной работы преподавателям необходимо придерживаться ряда условий:
- Обеспечить правильное сочетание объёма аудиторной и самостоятельной работы;
- Методически правильно организовать работу студента в аудитории и вне её;
- Обеспечить студентов необходимыми учебными и методическими материалами с целью превращения самостоятельной работы в творческий процесс.
Управляемая самостоятельная работа студентов может быть эффективной только при систематическом её контроле. Это очень сложный вопрос, так как с одной стороны, контроль снижает самостоятельность, однако, с другой, необходим для повышения её эффективности. В качестве контроля управляемой самостоятельной работы студента могут быть:
– итоговые семестровые зачёты и экзамены;
– проверка рефератов и докладов;
– тестирование;
– проведение групповых письменных работ;
– выполнение заданий в рабочих тетрадях и т. д [1, c. 85].
Самостоятельная работа студентов может выполняться ребятами как аудиторно, так и внеаудиторно в устной и письменной форме.
Подводя итог выше сказанному, сделаем вывод, о том, что управляемая самостоятельная работа студентов как особым образом организованная целенаправленная деятельность преподавателей и студентов, крайне важна в учебном процессе, поскольку заставляет студентов осмысленно и ответственно подходить к получению знаний, а также закладывает основы самоорганизации и самовоспитания.
Библиографический список
Лученкова, Е. С. Управляемая самостоятельная работа студентов как способ его включения в активную учебную деятельность / Е. С. Лученкова // Проблемы современного образования в техническом вузе : материалы V Междунар. науч.-метод. конф., Гомель, 26–27 окт. 2017 г. / М-во образования Респ. Беларусь, Гомел. гос. техн. ун-т им. П. О. Сухого ; под общ. ред. А. В. Сычева. – Гомель : ГГТУ им. П. О. Сухого, 2017. – С. 84-85.
Петрова, М. Н. Управляемая самостоятельная работа студентов как важный фактор повышения эффективности обучения иностранному языку в вузе / М. Н. Петрова // Актуальные вопросы обучения иностранным языкам в вузах неязыкового профиля: сборник материалов Международной научно-практической конференции, 22 ноября 2013 г., [Минск] / ред. Б. М. Хрусталев [и др.]. – Минск : БНТУ, 2014. – С. 112 -114.