УДК 005.35:378.4
Млыновская Карина Марьяновна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – О. В. Котова, начальник управления воспитательной работы с молодежью, доцент кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ им. Янки Купалы
КОРПОРАТИВНАЯ СОЦИАЛЬНАЯ ОТВЕТСТВЕННОСТЬ В УЧРЕЖДЕНИЯХ ОБРАЗОВАНИЯ
На сегодняшний день процесс модернизации образования в университетах приводит ко все большему сближению с экономикой. Одним из главных вызовов университетскому образованию является коммерциализация. В связи с этим возникает и новая модель «Университет 3.0» ‑ предпринимательская, главная задача которой – «максимальная капитализация интеллектуального авторитета кафедр».
По отношению к деятельности учреждений высшего образования эти процессы отражаются в применении таких понятий, которые ранее употреблялись лишь по отношению к коммерческим организациям. Одно из них «корпоративная социальная ответственность»[7].
Корпоративная социальная ответственность – это последовательный вклад организации в улучшение качества жизни через инновационные разработки и технологии, а также ответственность организации за воздействие его решений и действий на общество и окружающую среду, реализуемая через прозрачное и этичное поведение, которое находится в соответствии с применимым законодательством и согласуется с международными нормами поведения и интегрировано на все уровни организации[4, С.5].
Социальная ответственность является одной из важнейших характеристик успешного позиционирования организаций. Учреждения высшего образования представляют собой организации, деятельность которых имеет социальную направленность по определению. Сравнительный анализ развития зарубежных университетов показывает, социальная миссия формируется как новый вектор развития вузов, а устойчивое развитие признается в качестве одного из основополагающих принципов их деятельности. Для успешного и устойчивого развития учреждения высшего образования должны заниматься не только образовательной и научной деятельностью, но и придерживаться этики корпоративной социальной ответственности, соблюдать нормы и правила, влияющие на качество жизни отдельных социальных групп и общества в целом.
В основе программ, реализующих элементы корпоративной социальной ответственности, лежат такие принципы, как преемственность, общедоступность, адресность, эффективность, прозрачность, комплексный подход, системность, активность, справедливость, сотрудничество, стратегическая и экономическая обоснованность, согласованная со стратегическими приоритетами университета, рассматриваемая в контексте повышения его конкурентоспособности и обеспечиваемая финансовыми результатами деятельности университета.
Первым опытом реализации принципов корпоративной социальной ответственности является Манифест Чикагского университета и роли университетов в политической и социальной жизни, который был разработан в 1967 г. как реакция на политическую активность студенческой молодежи и декларировал идею, что университет играет уникальную роль в благоприятном развитии социальных и политических процессов в обществе.
Корпоративная социальная ответственность представляет собой динамично развивающуюся совокупность обязательств университета, добровольно и согласовано вырабатываемых с участием ключевых стейкхолдеров (табл.1) и нацеленных реализацию значимых внутренних и внешних социальных программ в регионе. В понятие «социальная ответственность» принято включать ответственность организации за воздействие ее решений и деятельности на общество и окружающую среду через прозрачное и этичное поведение, которое:
— содействует устойчивому развитию территории;
— учитывает результаты ключевых стейкхолдеров;
— соответствует современному законодательству и согласуется с международными нормами поведения;
— интегрировано в деятельность всей организации и применяется в ее взаимоотношениях. [5, С.36]
Стейкхолдеры | Основные интересы стейкхолдеров
|
Акционеры | ‑ размер годового дивиденда; повышение стоимости акций; рост стоимости компании и ее прибыль; колебания цен на акции |
Институциональные инвесторы
|
‑ размер инвестиций с высоким уровнем риска; ожидание высокой прибыли; сбалансированность их инвестиционного портфеля |
Работники
|
‑ гарантии занятости; уровень реальной заработной платы; условия найма; возможности продвижения по службе; социально-психологический климат |
Потребители
|
‑ желаемые и качественные продукты; приемлемые цены; разнообразие выбора |
Дилеры-распространители | ‑ послепродажное обслуживание; своевременность и надежность поставок; качество поставляемого продукта (услуги) |
Поставщики | ‑стабильность заказов; оплата в срок и по условиям договора |
Представители государственной власти
|
‑ обеспечение занятости; выплата налогов; соответствие деятельности требованиям закона; поддержка или совместная реализация проектов |
Представители региональной власти
|
‑ вклад в экономический рост и устойчивое развитие региона; вклад в местный бюджет; поддержка социальной инфраструктуры региона |
Социальные и общественные группы | ‑ забота об окружающей среде; поддержка местной общественной деятельности |
СМИ
|
‑ получение правдивой и полной информации о деятельности корпоративного образования |
Табл. 1 Интересы основных групп стейкхолдеров
Реализация государственной молодежной политики в учреждениях высшего образования ставит перед собой следующие цели:
‑ всестороннее воспитание молодежи, содействие ее духовному, нравственному и физическому развитию;
‑ создание условий для свободного и эффективного участия молодежи в политическом, социальном, экономическом и культурном развитии общества;
‑ социальная, материальная, правовая и иная поддержка молодежи;
‑ расширение возможностей молодежи в выборе жизненного пути.[2]
Можно отметить, что механизмы корпоративной социальной ответственности являются одним из направлений реализации целей государственной молодежной политики, так как направлены на три основных сферы – экономическую, социальную и экологическую.
Механизмы корпоративной социальной ответственности ‑ это способы, посредством которых формируется и развивается социально ответственная практика ведения бизнеса. Основные из них:
- Благотворительная деятельность;
- Спонсорство;
- Социально ответственное инвестирование;
- Социальный маркетинг;
- Корпоративное волонтерство [3].
Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» стремится к росту конкурентоспособности, повышению качества образования и улучшению имиджа университета. Поэтому, помимо республиканских программ «устойчивого развития» ГрГУ имени Я. Купалы разрабатывает и реализовывает собственные программы «устойчивого развития». Так, в купаловском вузе разработана и действует Программа социальной поддержки работников и обучающихся на 2017-2020 годы, которая является основой корпоративной социальной политики университета и выражает стратегическую линию администрации на поддержку работников и обучающихся, как одного из главных факторов развития университета.
Данная программа ставит перед собой следующие цели:
1) Создание условий для устойчивого повышения уровня и качества жизни работников и обучающихся в университете;
2) Повышение материального и социального статуса работников и обучающихся в университете;
3) Создание благоприятных условий труда и обучения;
4) Создание условий для постоянного научного и инновационного роста;
5) Закрепление молодых кадров;
6) Улучшение жилищных условий;
7) Обеспечение лечения, оздоровления и отдыха работников и обучающихся в университете;
8) Дополнительное страхование;
9) Социальная поддержка ветеранов университета;
10) Благотворительная и спонсорская деятельность[4, С.8].
Решает следующие задачи:
- Программы Развитие системы всесторонней социальной поддержки и защиты работников и обучающихся;
- Формирование в университете «социального пакета», соответствующего финансовому состоянию университета с учетом стажа, вклада работника и обучающегося в развитие университета и качества работы (учебы);
- Создание безопасных и комфортных условий труда и учебы для работников и обучающихся во всех зданиях университета, включая проживание в общежитии;
- Развитие и совершенствование системы профилактических, лечебно-диагностических и реабилитационных мероприятий;
- Оптимизация программ досуга и оздоровления работников и обучающихся, внедрения новых технологий и методик организации отдыха;
- Оказание помощи и поддержки в улучшении жилищных условий работников университета;
- Социальная поддержка ветеранов университета;
- Поддержка университетских традиций, высокого статуса научной и преподавательской деятельности, уважения и доброжелательности во взаимоотношениях работников и обучающихся;
- Обеспечение гласности и социальной справедливости при решении вопросов, затрагивающих интересы коллектива[4, С.9].
Таким образом, реализация вышеперечисленных целей и задач позволит:
- сформировать четкую систему социальной поддержки работников и обучающихся;
- повысить уровень социальной защиты работников и обучающихся в университете;
- сформировать благоприятный климат в коллективе, способствующий качественной командной работе;
- улучшить условия и повысить безопасность труда и учебы;
- создать условия, содействующие лечению и оздоровлению работников и обучающихся;
- вовлечь персонал и обучающихся в занятия физической культурой и спортом;
- улучшить качество жизни членов ветеранской организации университета;
- повысить качество и расширить возможности жилищно-коммунальной, учебной, физкультурно-оздоровительной инфраструктуры университета;
- повысить качество питания и расширить сеть
пунктов питания университета;
- сформировать положительный имидж университета как социально ответственной организации во внешней окружающей среде;
- повысить экономическую и социальную эффективность деятельности университета[4, C.22].
Библиографический список
- Жукова, Е.А. Влияние корпоративной социальной ответственности на управление устойчивым развитием корпоративного образования [Электронный ресурс]/ Е.А. Жукова, А.М. Букреев. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/vliyanie-korporativnoy-sotsialnoy-otvetstvennosti-na-upravlenie-ustoychivym-razvitiem-korporativnogo-obrazovaniya. – Дата доступа: 25.09.2019
- Закон Республики Беларусь от 07.12.2009 №65-З «Об основах государственной молодежной политики»
- Механизмы корпоративной социальной ответственности.‑Режим доступа: https://spravochnick.ru/menedzhment_organizacii/korporativnaya_socialnaya_otvetstvennost_kompanii/mehanizmy_korporativnoy_socialnoy_otvetstvennosti/. – Дата доступа 29.09.2019 .
- Программа социальной поддержки работников и обучающихся учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы» на 2017-2020 гг./ В.В. Сенько, О.В. Котова, Г.С. Сакомская и [др.]. – Гродно.:ГрГУ, 2016.‑70 с.
- Саввинов, В.М. Социальная ответственность образовательной организации: проблемы оценки[Электронный ресурс]/ В.М. Саввинов, С.И. Кондратьева. –Управление образованием: теория и практика, 2013.‑№4.‑ С.35-52. – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/v/sotsialnaya-otvetstvennost-obrazovatelnoy-organizatsii-problemy-otsenki. – Дата доступа: 26.09.2019
- Садовская, Е.Ю. Реализация принципов корпоративной социальной ответственности в учреждения высшего образования (на примере ИБМТ БГУ) [Электронный ресурс] / Е.Ю. Садовская. – Режим доступа: http://elib.bsu.by/bitstream/123456789/172529/1/173-176.pdf. – Дата доступа: 24.09.2019
- Соловьева, В.В. Корпоративная социальная ответственность и университет: проблема совместимости понятий [Электронный ресурс]/ В.В. Соловьева. ‑XVIII Всероссийская научно-практическая конференция. – Екатеринбург, 2015. – Режим доступа: https://elibrary.ru/item.asp?id=23799079. – Дата доступа: 23.09.2019