Острейко Е.А., СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»

УДК 376.42

Острейко Екатерина Александровна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Н. В. Крюковская, заведующий кафедрой теории

и методики специального образования УО ГрГУ им. Я. Купалы,

кандидат педагогических наук, доцент

СОДЕРЖАНИЕ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ ВРЕМЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У УЧАЩИМИСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ НА УРОКАХ «ЧЕЛОВЕК И МИР»

 

В ходе непосредственного общения с окружающим миром, изучая и усваивая впечатления о нем, человечество выработало ряд базовых понятий, на основе чего строится вся система знаний об объективной действительности. Одним из них является понятие времени.

Детям любого возраста необходимо научиться ориентироваться во времени: определять, измерять время, правильно обозначая в речи, чувствовать его длительность, чтобы регулировать и планировать деятельность во времени, менять темп и ритм своих действий в зависимости от наличия времени. Сформированные умения регулировать и планировать деятельность во времени создают одну из основ для развития таких качеств личности, как организованность, собранность, целенаправленность, точность, необходимых ребенку при обучении в школе и в повседневной жизни.

Особую значимость для дальнейшей полной и качественной социализации в общество играет вопрос формирования временных представлений у детей с интеллектуальной недостаточностью. Актуальность исследования данной проблемы у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир» определяется тем, что формирование временных представлений имеет большое значение как для развития познавательной и личностной сфер детей, так и для их адаптации и интеграции в современном обществе.

Цель статьи – описать содержание процесса формирования временных представлений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир» в I классе.

Предмет «Человек и мир» во вспомогательной школе обеспечивает социально-личностное развитие учащихся на основе ознакомления их с окружающим миром. Основная цель предмета – формирование жизненно значимых знаний, умений, навыков, способов практической деятельности в системе «человек – общество – природа», обеспечивающих развитие личности и успешное функционирование учащихся с интеллектуальной недостаточностью в основных сферах жизнедеятельности [5]. Предмет «Человек и мир» решает задачи расширения кругозора, формирования элементарной эрудиции, общей культуры учащихся. Развитие мышления и речи на уроках по данному предмету происходит в условиях взаимодействия учащихся с «сопротивляющимися» и изменяющимися предметами – природными и социальными объектами, явлениями, процессами. В связи с чем данный предмет является хорошей основой для развития наглядно-образного и словесно-логического мышления и формирования временных представлений.

Продуктивным путем формирования знаний об окружающем мире является наглядная основа, а не описательные тексты. Непосредственный контакт учащихся с изучаемыми объектами путем наблюдения, обследовательских действий, опытов, практических работ способствует накоплению и расширению представлений об отдельных свойствах и явлениях природы и общественной жизни. Непосредственное взаимодействие с реальными объектами выполняет роль стимулирования психической активности учащихся, развивает общие интеллектуальные умения (анализа, синтеза, сравнения, обобщения, классификации и др.), способствует развитию речи (обогащает словарь, развивает грамматический строй устной и монологической речи), формирует понимание причинно-следственных связей и происходящих изменений [4].

При организации учебного процесса учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир» перед учителем стоит задача построить работу таким образом, чтобы дети получали знания, в том числе и временные представления, как в процессе непосредственных наблюдений, во время игр, бесед, чтения отрывков из художественных произведений. Большое значение при этом приобретают такие формы работы, как урок-путешествие, урок-игра, экскурсии, целевые прогулки и др. Наблюдение, словесный и практический метод являются незаменимой основой для формирования представлений и знаний о времени [3].

Временные представления у учащихся с интеллектуальной недостаточностью на уроках «Человек и мир» формируются прежде всего в процессе их практической (учебной) деятельности: режим дня, ведение календаря природы, восприятие последовательности событий при чтении сказок, рассказов, при просмотре кинофильмов, ежедневная запись в тетрадях даты. Использование перечисленных видов работы помогает ребенку увидеть изменения времени, почувствовать его течение [2].

Временные ориентировки на уроках «Человек и мир» формируются на основе следующих умений [1]:

  • воспринимать временные интервалы: время (части) суток; неделю, месяц, год; времена года, их последовательность и основные признаки;
  • определять течение времени (быстро, долго, часто, редко, вчера, сегодня, завтра, давно, недавно);
  • обозначать словом временные представления и использовать усвоенные понятия в повседневном общении.

В ходе конкретных наблюдений дети устанавливают временные связи, а в отдельных случаях – взаимосвязи между различными природными явлениями. Например, наблюдая за прилетом птиц, учащийся может установить сложные связи: прилет птиц весной зависит от температуры воздуха, таяния снега, вскрытия водоемов, появления насекомых. Для учащихся становится очевидным, что до тех пор, пока не появятся насекомые, птицы не прилетят в окрестные леса; нельзя ждать прилета водоплавающих птиц, пока не вскроются водоемы. Таяние же снега, вскрытие рек, появление насекомых связано с повышением температуры воздуха. Таких связей ребенок может установить множество. Наблюдая, он отмечает, что все в природе в определенное время изменяется, что эти изменения происходят не только во времени (в течение суток, недели, месяца), но также и в пространстве.

Изучение образовательного компонента «Природа и человек» предполагает непосредственные наблюдения в природе, экскурсии, целевые прогулки. Основную информацию о временах года учащиеся получают в процессе непосредственных наблюдений в природе, в ходе которых приобретенные на уроках представления уточняются и обобщаются [4].

На основе наблюдений у учащихся с интеллектуальной недостаточностью формируются временные представления не только о сезонах года и их названиях (зима, весна, лето, осень), но и о признаках, о последовательности времен года, их чередовании и повторении; формируется чувство движения и последовательности событий во времени: вчера, сегодня, завтра, послезавтра, позавчера; начало, продолжение, конец; раньше, позже, сначала, потом, всегда, никогда.

Уже в I классе программа предусматривает ведение календаря природы. На первых же осенних прогулках и экскурсиях в природу детей знакомятся с особенностями этого времени года. Правильно организованная работа с календарем природы имеет большое образовательное и коррекционное значение. У детей развиваются и уточняются временные представления о предметах и явлениях действительности, устанавливаются определенные логические связи и зависимости между ними, обогащается словарный запас, развивается наблюдательность. Наблюдения за погодой нельзя не увязывать с сезонными наблюдениями в природе. Без связи изменений погоды с изменениями жизни растений и животных ведение календаря природы становится сухой и скучной обязанностью. На основе наблюдений за явлениями природы учащиеся правильно осмысливают их временную сезонную взаимосвязь: например, прилет грачей, ручьи, проталины, первые кучевые облака на синем небе говорят о наступлении весны, а отлет различных видов птиц говорит о приближении зимы [3].

В разных видах работы над календарем природы у детей складываются более реалистические представления о времени и его единицах (утро, день, вечер; позавчера, вчера, сегодня, завтра). В процессе обучения раскрывается значение наиболее трудных для детей временных наречий, уточняется их понимание.

Таким образом, календарь природы приучает детей рассматривать каждое явление в движении, развитии, анализировать характерные особенности каждого времени года.

Изучение предмета «Человек и мир» включает раздел «Человек и его здоровье», который предполагает овладение детьми основами здорового образа жизни, гигиеническими знаниями, навыками и привычками, способствующими сохранению физического и духовного здоровья, а также сведениями о строении и функциях собственного тела. При изучении данного образовательного компонента у учащихся формируются представления о признаках каждой части суток, количестве частей суток; их последовательности и чередовании с разных точек отсчета; дети учатся соотносить каждую часть суток с деятельностью детей и взрослых, объективными признаками природы, знакомятся с определенной группой слов и словосочетаний: утро, день, вечер, ночь, сутки, восход, заход солнца. Например, при изучении темы «Режим дня» учащиеся работают с табличками «Завтракать», «Обедать», «Ужинать» и опорными словами «утром», «днем» и «вечером». Учащийся на вопрос учителя «Что ты делаешь утром?» должен выбрать нужные таблички и расставить их по порядку. При изучении темы «Одежда» проводится объяснение, что смена одежды происходит в течение суток (какая одежда нужна утром? Днем для учебы? Вечером?), в зависимости от рода и места занятий и сезона (летняя, зимняя и демисезонная) [5].

Изучение образовательного компонента «Человек и общество» обеспечивает ориентировку учащихся в социуме, самопознание, усвоение правильных представлений о предметном мире и отношениях между людьми. При изучении данного раздела учащиеся с интеллектуальной недостаточностью получают знания о сезонных работах взрослых, о режиме рабочего и выходного дня, продолжительности режимных моментов; знакомятся со своими обязанностями и обязательными делами, которые выполняются в нужной последовательности. При изучении тем «Семья», «Состав семьи» закрепляется представление о возрасте как временной категории; учащиеся учатся дифференцировать членов семьи по возрасту.

Таким образом, предмет «Человек и мир» обеспечивает социально-личностное развитие учащихся на основе ознакомления их с окружающим миром. Рациональное использование содержательного и методического компонентов данного предмета позволяет формировать и совершенствовать временные представления учащихся в процессе познания объектов и отношений окружающего мира, развивать умение воспринимать и оценивать длительность временных интервалов, классифицировать их, выявлять причины и взаимосвязи.

 

Библиографический список

  1. Воронина, М. В. Особенности временных представлений у умственно отсталых первоклассников / М. В. Воронина // Дефектология. – 1994. – № 5. – С. 37–39.
  2. Кудрина, С. В. Формирование знаний о природе и обществе на специальных уроках в начальных классах коррекционной школы VIII вида : учебно-метод. пособие / С. В. Кудрина. – СПб. : ЛОИРО, 2011. – 192 с.
  3. Лещинская, Т. Л. Обучение учебному предмету «Человек и мир» на 1-м отделении вспомогательной школы / Т. Л. Лещинская, О. X. Серединская, А. Н. Гринько ; под ред. О. X. Серединской. – Минск : Адукацыя i выхаванне, 2010. – 216 с.
  4. Серединская, О. Х. Обучение предмету «Человек и мир» в начальных классах специальных школ : учеб.-метод. пособие / О. Х. Серединская. – Минск : Местный Литературный фонд, 2008. – 175 с.
  5. Учебная программа по учебному предмету «Человек и мир» для I–V классов первого отделения вспомогательной школы (вспомогательной школы-интерната) с русским языком обучения, 2014. [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.asabliva.by/ru/main.aspx?guid=8075. – Дата доступа: 06.02.2020.

 

Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий