УДК 373.013
Юлия Викторовна Новогран, Елена Александровна Прокопчук
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
ТЕОРИЯ МНОЖЕСТВЕННОГО ИНТЕЛЛЕКТА КАК ОСНОВА ОБУЧЕНИЯ
В настоящее время наблюдается увеличение значения образования как одного из важнейших факторов формирования общества. В рамках этого процесса отмечается рост направленности на гуманизацию и индивидуализацию обучения. Принцип индивидуального подхода к обучающимся начинает рассматриваться в трудах отечественных педагогов в 18-19 вв. Упоминания и идеи необходимости внедрения и постоянного использования данного подхода в процессе обучения отражаются в работах Ю.К. Бабанского, А.А. Кирсанова, Е.И. Пассова, В.А. Сухомлинского.
В настоящее время индивидуализация рассматривается как одно из главных средств создания мотивации и активности обучающихся. При использовании данного подхода в обучении преподавателем осуществляется ряд действий, способствующий адаптации учебных материалов к возможностям обучающихся, уровню их развития. Процесс управления учебно-познавательной деятельностью происходит с учетом индивидуальных психологических особенностей каждого обучающегося. Данный подход направлен на устранение несоответствия между уровнем учебной деятельности и реальными возможностями каждого ученика. В качестве средств индивидуализации обучения могут быть использованы индивидуальные и групповые задания; формы организации классной учебной работы: фронтальная, групповая, индивидуальная [1, c. 401].
Вышеупомянутая идея нашла свое отражение в трудах педагога и психолога Говарда Гарднера. Согласно его теории человек обладает рядом разных интеллектуальных способностей, а не единым интеллектом. У каждого обучающегося есть свой множественный интеллект, который развивается каждый день. Сторонники этой теории считают, что задача учителя – разбудить способности обучающегося, если они лежат далеко от логических и лингвистических способностей [2, c. 134-135].
Г. Гарднер выделяет семь различных видов интеллекта. Каждый из видов интеллекта включает в себя все виды познания личности, а именно восприятие, мышление, воображение, память и ощущение. Гарднер утверждает, что каждый интеллект действует по своим правилам. Он выделяет следующие виды интеллекта: лингвистический, логико-математический, музыкальный, телесно-кинестетический, пространственный, межличностный и внутриличностный модули [3, c. 234].
Лингвистический вид интеллекта характеризуется способностью к порождению речи, включающую механизмы, ответственные за фонетическую (звуки речи), синтаксическую (грамматику), семантическую (смысл) и прагматическую составляющие речи (использование речи в различных ситуациях).
Логико-математический интеллект отличается способностью использовать и оценивать соотношения между действиями или объектами, когда они фактически не присутствуют, т. е. к абстрактному мышлению.
Людям с музыкальным интеллектом присуща способность к порождению, передаче и пониманию смыслов, связанных со звуками, включая механизмы, ответственные за восприятие высоты, ритма и тембра (качественных характеристик) звука.
Телесно-кинестетический вид интеллекта можно охарактеризовать умением использовать все части тела при решении задач или создании продуктов; включает контроль над грубыми и тонкими моторными движениями и способность манипулировать внешними объектами.
Пространственный интеллект характеризуется способностью воспринимать зрительную и пространственную информацию, модифицировать ее и воссоздавать зрительные образы без обращения к исходным стимулам. Данный вид включает способность конструировать образы в трех измерениях, а также мысленно перемещать и вращать эти образы.
Способность распознавать и проводить различия между чувствами, взглядами и намерениями других людей характерна для межличностного интеллекта, а способность распознавать свои собственные чувства, намерения и мотивы – для внутриличностного [3, c. 237].
Согласно Г. Гарднеру, человек способен проявлять каждый из семи видов интеллекта, но в каждом индивидууме можно наблюдать уникальное сочетание более и менее развитых интеллектуальных способностей. Именно этим и объясняется индивидуальное различие между людьми [3, c.244 ].
Индивидуализация обучения позволяет создать оптимальные условия для реализации потенциальных возможностей каждого обучающегося. При использовании данного подхода учёт особенностей каждого обучающегося носит комплексный характер и осуществляется на каждом этапе обучения.
Библиографический список
- Азимов, Г. Э. Новый словарь методических терминов (теория и практика обучения языкам) / Г. Э. Азимов, А. Н. Щукин. – М. : ИКАР, 2009. – 448 с.
- Резникова, Ж. И., Интеллект и язык животных и человека. Основы когнитивной этологии / Ж. И. Резникова. – М., Академкнига, 2005. – 194 с.
- Gardner, H. Intelligence : Multiple perspectives / H. Gardner. – New York : Ft. Worth, 1996. – 368 с.