УДК 376.42
Шит Виктория Станиславовна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Н.В. Крюковская, заведующий кафедрой теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы, канд. пед. наук, доцент
НАПРАВЛЕНИЯ ФОРМИРОВАНИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ С ИНТЕЛЛЕКТУАЛЬНОЙ НЕДОСТАТОЧНОСТЬЮ
Способность воспринимать и передавать полученную информацию посредством речи является одним из показателей успешной адаптации человека в обществе. Овладение родным языком – одно из важнейших приобретений ребенка, а развитие речи – одна из важнейших педагогических задач в учреждении образования. Развитие связной речи напрямую связано с развитием сознания, познанием окружающего мира и развитием личности в целом.
Особенности психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью обусловлены нарушением высших корковых функций, слабостью аналитической и синтетической деятельности и отрицательно сказываются на развитии знаково-символической деятельности и на уровне развития языковых способностей в целом [2].
Недоразвитие речи является одной из наиболее характерных особенностей психического развития детей с интеллектуальной недостаточностью. У них отмечается низкий уровень развития предметных образов с несформированными пространственными характеристиками, отсутствие связи между объектом и звуковым образом слова, нарушение связи слова с практическим действием. Речевое развитие характеризуется поздними периодами формирования функций, длительными периодами формирования речевых механизмов и качественной неполноценностью реализации речевого высказывания [3].
Перечисленные особенности создают неполноценную основу для обучения учащихся данной категории, осознанного усвоения материала учебных дисциплин и применения знаний в практической и мыслительной деятельности. Это определяет актуальность вопросов содержания процесса формирования связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Цель данной статьи – выделить направления формирования связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью в процессе обучения во вспомогательной школе и определить их содержание.
Связная речь – это наиболее сложная форма речевой деятельности, которая представляет собой единое смысловое и структурное целое и состоит из тематически взаимосвязанных компонентов. Связная устная речь – это двусторонний процесс, складывающийся из умения говорить (экспрессивная речь) и умения понимать речь других людей (импрессивная речь). В соответствии с этим основной функцией связной речи является коммуникация, которая осуществляется двумя основными способами: через диалог и монолог, связанными между собой. В процессе общения монологическая речь органически переплетается с диалогической речью, и монолог может приобретать диалогические качества. Связность устного речевого сообщения достигается за счет использования лексико-грамматических и интонационных средств.
Нарушения формирования связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью обусловлены рядом причин. Одной из причин является несформированность познавательной деятельности, непроизвольность познавательных процессов, трудности формирования словесно-логического мышления и мыслительных операций. Следующая причина заключается в ограниченности представлений об окружающем мире. Несформированность монологической речи обусловлена недостаточным формированием диалогической речи. Причиной несформированности связной речи выступает также слабость и быстрая истощаемость речевой активности. Недостаточно развитая волевая сфера также оказывает отрицательное влияние на формирование потока речевых высказываний.
Для учащихся с интеллектуальной недостаточностью характерны сниженная мотивация к общению и взаимодействию с окружающими, отсутствие идей, ограниченный словарный запас, недостаточное понимание собеседника. Перечисленные особенности затрудняют процесс речевого общения учащихся со взрослыми и сверстниками, создают трудности усвоения учебного материала, участия в групповой работе на уроках.
Формирование и развитие связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью происходит в процессе комплексной и систематической коррекционно-педагогической работы как на уроках, в частности русского языка и литературного чтения, так и на коррекционных занятиях. Эффективными средствами формирования связной речи учащихся с интеллектуальной недостаточностью могут выступать: совместная коммуникативная деятельность на уроках и коррекционных занятиях; создание позитивных эмоциональных ситуаций; культурная языковая среда, показательная речь взрослых; дифференцированный подход к коррекционно-педагогической работе; различные виды искусства (картины, скульптура, музыка, театр); использование информационно-коммуникационных технологий; игровая деятельность. Использование данных средств позволит эффективно формировать связную речь учащихся при условии подбора методов и приемов, адекватных уровню развития учащихся с интеллектуальной недостаточностью и их потенциальным возможностям. Учащиеся должны не только научиться пользоваться определенными словами и выражениями, но и овладеть средствами, которые позволят им развивать собственную речь в процессе общения и обучения. Развитие связной речи основано на формировании познавательных процессов, способности наблюдать, сравнивать и обобщать явления окружающей жизни.
Все вышеперечисленное позволяет выделить направления коррекционно-педагогической работы по формированию связной речи у учащихся с интеллектуальной недостаточностью как на уроках, так и коррекционных занятиях:
- воспитание звуковой культуры речи;
- развитие словарного запаса: обогащение, уточнение и активизация;
- формирование грамматического строя речи, которая устанавливает правила употребления слов и способы их согласования в предложении;
- формирование диалогической речи, которая является основной формой общения между людьми;
- развитие монологической речи (обучение рассказу), которая включает в себя формирование умения слушать и понимать связный текст, пересказывать простейшие рассказы, строить высказывания различного типа [1].
Перечисленные направления дополняются развитием мыслительных операций, словесно-логического мышления, произвольного внимания и памяти.
Воспитание звуковой культуры речи предполагает развитие восприятия речи (слухового внимания и фонематического слуха), развитие речедвигательного аппарата (артикуляционного аппарата, голосового аппарата, речевого дыхания) и формирование произносительной стороны речи (произношения звуков, четкой дикции и т.д.). Учащимся на уроках и коррекционных занятиях предлагаются дыхательные упражнения с озвучиванием, пальчиковые игры с речевым озвучиванием, рассказывание стихотворений с помощью движений; задания на выделение отдельных звуков в слоге, в слове; дифференцировку звуков; отчетливое повторение слов и фраз; различение слов, сходных по звуковому составу.
Важным направлением в коррекционно-педагогической работе с учащимися с интеллектуальной недостаточностью является развитие словарного запаса: активного и пассивного. Для этого используют следующие методы и приемы: рассматривание и изучение предметов, наблюдение за растениями, животными, деятельностью людей, экскурсии, рассматривание картин, чтение и рассказывание литературных произведений, объяснение значения слов, выбор правильного слова. В процессе любого вида деятельности учащиеся с помощью слова обозначают предметы, явления, их признаки, совершаемые и наблюдаемые действия. Это способствует активизации словарного запаса, его закреплению в речи, расширению и уточнению.
Формирование грамматического строя речи предполагает использование следующих средств коррекционно-педагогической работы: дидактические игры, которые дают возможность учащемуся многократно повторять необходимые словоформы; театрализованные игры, в которых разыгрываются сценки (мини-пьесы), где учащиеся практикуются в использовании предлогов, изменении глаголов и подборе нужных форм слов; специальные упражнения, направленные на формирование грамматических навыков в области морфологии, синтаксиса и словообразования. Данное направление реализуется посредством следующих приемов: рассматривание и обсуждение предметных и сюжетных картинок для формирования умения строить простые и сложные предложения; восстановление нарушенного порядка слов; окончание предложения; вставка пропущенного слова в предложение и др.
Одним из направлений коррекционно-педагогической работы по развитию связной речи является развитие диалогической речи. Методами развития диалогической речи являются беседа и театрализация (имитация, пересказ). Одними из приемов развития диалогической речи является ответы на вопросы и формулирование вопросов.
Для реализации данных приемов первоначально организуется предварительная беседа с учащимися с интеллектуальной недостаточностью., в процессе которой педагог излагает материал по интересующей учащихся теме, задает вопросы, на которые учащиеся отвечают. По окончании беседы учащиеся задают вопросы, как бы повторяя вопросы педагога по памяти. В дальнейшем учащимся предлагается задавать вопросы по определенной теме с опорой на картинку, а затем без использования картинок.
Использование приемов театрализации в рамках игр-драматизаций и театрализованных представлений помогает эмоционально улучшить речь, обогащает словарный запас, формирует грамматическую систему, активизирует речь учащихся. Можно использовать как игры-инсценировки поэтических текстов, которые сначала запоминаются целиком, а затем разыгрываются по ролям, так и игры-инсценировки прозы (чтение по ролям) [4].
Для развития диалогической речи могут быть использованы такие коррекционно-развивающие игры и упражнения, как «Я в магазине», «Разговор по телефону», «Помоги другу» и др.
Развитие монологической речи происходит путем обучения пересказу прочитанных и прослушанных текстов и рассказыванию историй на основе серии сюжетных картинок. Для пересказа целесообразно использовать произведения различных жанров. Особое внимание уделяется тем произведениям, содержание которых вызывает яркие эмоциональные впечатления. Для полноценного пересказа учащихся обучают анализу произведения, выделению основной идеи, ключевых понятий, составлению плана.
Большое значение приобретает развитие познавательных процессов. Развитие произвольного внимания, памяти, мыслительных операций, словесно-логического мышления осуществляется путем использования целенаправленных заданий на уроках и коррекционных занятиях. Это обеспечивает реализацию коррекционной направленности процесса обучения учащихся с интеллектуальной недостаточностью. Для развития произвольного внимания учащимся предлагаются упражнения на поиск отличий предметных и сюжетных картинок, выявление пропавшего элемента в ряду предметов и др. Развитие памяти осуществляется путем повторения предложений, заучивания небольших стихотворения с последующим воспроизведением. Для развития словесно-логического мышления предлагается разложить картинки в ряд с учетом сюжетной линии, дополнить недостающую картинку, найти лишний предмет и др. Мыслительные операции включают в себя анализ и синтез, сравнение, обобщение. Для развития анализа и синтеза предлагается выделить в предмете существенные признаки, выделить в тексте основные понятия, назвать предмет на основе перечня признаков, составить описание какого-либо объекта на основе прочтения текста и др. Для развития сравнения предлагается проанализировать каждое понятие, выделить сходство и отличие; сравнить два текста по критерию последовательности сюжета, полноты его раскрытия. По итогам прочтения текста предлагается дать тексту название, сделать вывод, подготовить краткий пересказ для развития обобщения. С этой целью используются также задания на подведение объектов под одно понятие на основе выделения в них существенных признаков.
Без проведения специально подготовленной коррекционно-педагогической работы учащиеся с интеллектуальной недостаточностью не способны к связному высказыванию, их речь характеризуется в лучшем случае примитивной ситуативно-деловой формой, чаще это просто отдельные реплики в процессе игровой или продуктивной деятельности [3]. Важно использовать разрабатываемые игры и упражнения в различных видах деятельности, что позволит учащимся с интеллектуальной недостаточностью усваивать адекватные способы реагирования, алгоритм выполнения действий, развивать навыки практического использования имеющихся средств общения, межличностных и групповых видов коммуникативных отношений [6].
Таким образом, своевременная и целенаправленная коррекционно-педагогическая работа по развитию связной речи будет способствовать формированию умственной деятельности, улучшению межличностного общения и социальной адаптации учащихся с интеллектуальной недостаточностью.
Библиографический список
- Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников :учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева, В. И. Яшина. – Изд. 3-е – М. : Академия, 2000. – 400 с.
- Екжанова, Е. А. Коррекционно-педагогическая помощь детям раннего и дошкольного возраста с неярко выраженными отклонениями в развитии / Е. А. Екжанова, Е. А. Стребелева. – СПб. : Каро, 2008. – 232 с.
- Корниенко, Н. В, Развитие устной речи у учащихся с умеренной, глубокой, тяжелой умственной отсталостью, тяжелыми и множественными нарушениями / Н. В. Корниенко, Е. П. Проскурякова, С. П. Шумова // Теория и практика образования в современном мире : материалы X Междунар. науч. конф., г. Чита, апр. 2018 г. – Чита : Издательство Молодой ученый, 2018. – С. 43–46. – Режим доступа: https://moluch.ru/conf/ped/archive/277/14082/. – Дата доступа: 23.03.2020.
- Лалаева, Р. И. Нарушение речи и система их коррекции у умственно отсталых школьников / Р. И. Лалаева. – Л. : ЛГПИ, 1988. – 72 с.
- Маллер, А. Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью : учеб пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Академия, 2003. – 208 с.
- Мамонько, О. В. Формирование игровой и речевой деятельности дошкольников с интеллектуальной недостаточностью / О. В. Мамонько, М. И. Хотько. – Минск : БГПУ, 2007. – 85 с.