Стецкая А.Н., ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДИЗАЙНА

УДК 373.2

 

Стецкая Алеся Николаевна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е. В. Чекина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы.

 

ИСТОРИЧЕСКИЕ АСПЕКТЫ ВОЗНИКНОВЕНИЯ И РАЗВИТИЯ ДЕТСКОГО ДИЗАЙНА

 

Влияние искусства на становление личности человека и его развитие очень велико. Без воспитания с детских лет уважения к духовным ценностям, умения понимать и ценить искусство, без пробуждения у детей творческих начал невозможно становление цельной, гармонически развитой и творчески активной личности [5].

Популярность дизайна в современном мире обусловлена тем, что он имеет отношение к практически каждой сфере жизнедеятельности человека: пошив одежды, изготовление промышленных аппаратов и т.д. Окружив себя множеством вещей, машин, которые тем или иным образом обеспечивают жизнедеятельность, человек старается придать им эстетичную форму и вид. Дизайн также является прекрасным способом самовыражения, что является естественной потребностью каждого человека [6]. Но, следует заметить, что занятия дизайном требуют знания основ изобразительной грамоты, именно поэтому данный вид деятельности является не только дополнением к иным видам искусства (живопись, скульптура, архитектура и т.д.), но и позволяет  синтезировать их опыт в новых продуктах деятельности.

Термин «дизайн» в переводе с латинского языка – «определять», «обозначать». С современного английского языка «дизайн» переводится как «замысел, намерение», «проект, план, набросок, чертеж», «конструкция», «эскиз, рисунок, узор», «злой умысел» [3].

Д. Понти определял дизайн как «создание мира прекрасных форм, вещей, которые раскрывали бы истинный характер нашей цивилизации» [3].

В работах Т. Мальдонадо можно увидеть следующую трактовку: «индустриал дизайн есть деятельность, главная цель которой состоит в выявлении качеств предметов, выпускаемых в промышленном масштабе, с точки зрения их формы» [3].

В большинстве источников дизайн определяется как современное искусство художественного конструирования, разработка образцов рационального построения предметной среды, сознательные и интуитивные усилия по решению проблемы, которая никогда не может быть единственно правильно решена. Также термин «дизайн» связывают с проектировочной деятельность, имеющей целью формирование эстетических и функциональных качеств производственной среды, предметного мира [1].

Сейчас же дизайн определяют как специфическую сферу деятельности по разработке (проектированию) предметно-пространственной среды (в целом и отдельных её компонентов), а также жизненных ситуаций с целью придания результатам проектирования высоких потребительских свойств, эстетических качеств, оптимизации и гармонизации их взаимодействия с человеком и обществом [1].

Таким образом, мы пришли к выводу, что дизайн – это проектировочная деятельность, имеющая целью преобразование окружающей действительности. Она основана на принципах удобства, эстетики, эргономичности. Важной особенностью дизайна является то, что для достижения результатов дизайнерской деятельности может быть использовано несколько решений [2].

Проанализировав историческую литературу, мы пришли к выводу, что существует две точки зрения по поводу времени возникновения дизайна. Одни считают, что дизайн является извечно присущей человеку деятельностью. Авторами данного предположения утверждают, что дизайном занимались уже первобытные люди, когда пытались своим примитивным орудиям труда придать более правильную форму. Дизайнерами были и ремесленники времен Античности, создававшие красивые и удобные вещи. Дизайнерской деятельностью занимались члены ремесленных гильдий периода Средневековья. Дизайнерами можно назвать всех народных мастеров, работавших в разных странах мира и создавшие для каждой нации и национальности неповторимый мир материальных форм. И в соответствии с этой точкой зрения в 20 в. произошел лишь количественный скачок в развитии этой извечно присущей человеку деятельности. Приверженцы иной позиции убеждают, что в 20 веке произошел не количественный, а качественный скачок в развитии деятельности человека по созданию предметной среды.

В советской стране дизайн стал развиваться после 1917 года. Первые ростки этого вида искусства проросли именно на территории Беларуси. И связано это было с принятием в 1918 году решение о создании в Витебске на базе частной художественной школы мастерской Юдаля Пена Народного художественного училища, директором которого стал Марк Шагал [3].

В 20-30-е годы XX века начало свою историю новое направление творческой деятельности детей дошкольного возраста – детский дизайн. Это новая художественно-продуктивная деятельность, которая понимается как проектное мышление самого широкого диапазона.

Благодаря детскому дизайну рукодельная культура получила новую перспективу, богатые возможности своего развития: малыши благоустраивали, украшали свой быт, мастерили полезные и красивые изделия. Ткани, обои, клеёнка, выполненные по детским рисункам, посуда и игрушки тиражировались и пользовались высоким спросом. Дети совместно со взрослыми оформляли среду для своих занятий и игр, разрабатывали одежду для кукол. В зарубежных странах (Япония, Франция и др.) успешно сочетали на занятиях дизайном изобразительное творчество, конструирование, знакомят детей с новыми материалами и технологиями их использования [4].

Приобщение детей к дизайн-культуре – благородное, но трудное и длительное дело, которое под силу педагогическому коллективу с высоким уровнем профессионализма. Такими, к примеру, признаны педагоги детских садов «Реджио Эмилия» (Италия, г. Болонья), созданных под руководством педагога Лориса Малагуцци (1962 г.), поставившем задачу воспитания новой личности в естественной среде обитания [4]. Воспитанники в этом детском саду учились представлять свои идеи, мысли, взгляды разными способами. Основатель реджио-педагогики был уверен, что у ребенка есть 100 языков, чтобы выразить себя. Например: движение, рисунок, живопись, конструирование, лепка и многие другие. Но зачастую у детей 99 из них отбирают, оставляя только язык слов. Однако приверженцы данной педагогики предлагают детям множество материалов, с помощью которых они передают то, что знают, понимают, чувствуют и придумывают, что удивляет, что вызывает вопросы. В результате образ мыслей ребёнка становится «видимым» и для него, и для окружающих .

Опыт итальянских педагогов активно осваивают педагоги-энтузиасты США, Германии, Финляндии и других стран, несмотря на трудности «перевода» на иноязычную почву методик творческой работы этой авторской школы [4].

Сегодня интерес к прошлому вновь возрастает; появилась возможность изучать архивные материалы, отражающие развитие художественной педагогики в рамках развития отечественного образования на рубеже XIX–XX веков. В 20-е годы ХХ века проблемы идейного воспитания детей рассматривались в аспектах так называемой «организационной теории» (А. А. Богданов), теорий «производственного искусства» (Б. А. Арватов), «производственной педагогики» (А. К. Гастев) и других распространённых в те годы течений. Выступая против формальной идеологизации, теоретики «пролеткульта» видели воспитание нового человека в синтезе, в гармонии занятий художественным трудом с так называемым «освобождённым трудом» нового человека. Рациональные идеи сводились к тому, что дети с педагогом могут создавать эстетический образ своего игрового пространства [4].

На эстетические ценности мира предметов, окружающих ребёнка, не раз указывали в те далёкие годы прошлого века основоположники творческой педагогики и детской психологии (П.П. Блонский, А.В. Бакушинский, А.C. Макаренко, С.Т. и В.Н. Шацкие и др.), предлагая воспитывать детей так, чтобы они приобщались к созидательной деятельности, пробовали себя в декоративном искусстве, в построении пространственных конструкций (макетов, моделей), в художественном оформлении спектаклей и помещений, благоустройстве своего быта.

В дошкольной педагогике проведены исследования по обучению детей основам дизайн-конструирования и художественному моделированию в предметной среде (Н.Н. Поддьяков, Л.А. Парамонова, Г.Н. Пантелеев и др.).

В 60-90-е годы прошлого столетия возрождаются детские студии и кружки декоративного дизайн-рукоделия в гг. Москве и Ленинграде, а затем и в других регионах страны. Появляются авторские программы, предусматривающие разные содержания и методы приобщения детей к природе и общественной жизни, к искусству, которые практикуются и сегодня. [4].

Однако особого внимания требует изучение программной документации, которая позволит определить период появления данного направления в практике работы учреждений дошкольного образования Республики Беларусь.

На II всероссийском съезде работников просвещения и социалистической культуры (1920 г.) отмечается важность трех элементов детской жизни: труда, игры и искусства, в которых и происходило развитие творческого потенциала личности ребенка-дошкольника. Изготовление игрушек, как зерно зарождения дизайна упоминается в разделе «Примерные программы и планы занятий в детском саду» документа «Портфель дошкольного работника» под авторством Н. Альмедингена и Г. Тумима. Однако постановление правительства о переходе на единую программу воспитания (1933 г.) надолго приостановило творческий поиск педагогов. Программы 1934 года требовали от детей дошкольного возраста усвоения чрезмерного объема формальных знаний и навыков, что толкало воспитателя к натаскиванию детей недоступными их пониманию знаниями и к тренировке в навыках. Например, в программе «Рисование, лепка и трудовые занятия» на первое место выдвигалась задача, касающаяся формирования представлений о свойствах дерева, ткани, бумаги.

В детских садах создавались специальные «рабочие комнаты» для занятий по «труду». Детей дошкольного возраста учили точным приемам «хватки» молотка, соединения дощечки «под прямым углом» и т.д. Совершенно игнорировалось развитие творческих способностей ребенка, инициативы, сообразительности.

Тем не менее, задачи, которые соответствуют современному направлению «Детский дизайн», можно увидеть и в программах прошлого века. Так, например, задачи, связанные с конструированием разнообразных и привлекательных изделий, имеющих практическое назначение, присутствуют в «Руководстве для воспитателя детского сада» (программно-методические указания 1938 года). И подобная тенденция держится вплоть до современности. Детям предоставлялась возможность шить и вышивать различные кукольные принадлежности: салфетки, полотенца, рубашки; изготавливать игрушечную мебель, ящики для ножниц, игрушечные повозки и машины, подарки  и т.п..

Нельзя не отметить, что в том же документе определяется важность красивой обстановки детского сада, ведь художественному воспитанию способствует и приятное сочетание цветов в окраске стен, мебели, удобная и красивая расстановка её, яркие игрушки, живые цветы, красиво сервированный стол, одежда детей и взрослых. Тем самым определялась важность эстетической составляющей окружающей среды, что включено в область знаний современных дошкольников как «дизайн интерьера и имиджа».

Важным элементом детского дизайна является знакомство детей дошкольного возраста с нетрадиционными изобразительными техниками. Следует заметить, что данное направление работы в области изобразительного искусства отражается в программных задачах начиная с 1982 года. Дети знакомятся с техникой работы штампами-печатками, изготовленными из картофеля, резинки, поролона.

Материалы для творчества, которые предлагались детям-дошкольникам, также варьировались в зависимости от преследуемых задач. Так детям старших групп предлагали природный, строительный, «бросовый» материалы, детали конструктора, полный набор цветных карандашей, красок и цветных мелков, разнообразные сорта и цвета бумаги, мягкая ткань разных цветов, гладкая и с рисунками, разноцветные нитки, дощечки, брусочки, кругляки, колеса, полоски фанеры и пр. В «Уставе детского сада» (1945 год) в старшей группе появляется работа по дереву. Однако, уже начиная с программы «Пралеска» – первой белорусской национальной программы – перечень материалов значительно уменьшается. Предпочтение отдается природному и бросовому материалам.

Со временем смещались и приоритеты, касающиеся развития творческих способностей и проявления инициативы в процессе занятий искусством. С 1920-х до 1953 года характеризовались шаблонностью в обучении детей изобразительной деятельности. Например, в «Руководстве для воспитателя детского сада» (1938 год) выделялась следующая задача: дети могут принимать участие в украшении (по трафарету) костюмов для игры, однако выбор материала не ограничен. «Устав детского сада» (1945 год) давал возможность развития творческого конструирования. Оно отличается самостоятельностью в подборе и применении материалов. Воспитатель предлагал комбинировать материал, создавая различные конструкции, поощряя инициативу детей старшего дошкольного возраста. После 1953 года основной приоритет в программе смещается на обучение «по шаблону» (подготовительный этап пред созданием более сложных конструкций). Например, по образцу воспитателя, дети делали игрушки из готовой выкройки. На занятиях конструированием рассматривали образец и пытались догадаться, как он сделан. Позже, как вариант усложнения, в старшей группе воспитатель предоставлял возможность комбинировать материал, создавать различные конструкции, поощрялась инициатива дошкольников.

Периодом позже, с 1972 года, задачи по конструированию изделий, которые имеют практическое применение (современный «детский дизайн») сместились в новое направление «ручной труд». В 80-е годов сочетание работы по шаблону и творческая инициатива также поощрялись в одинаковом объеме. С 1995 года «детский дизайн», выделяется как отдельное направление и сочетает в себе задачи, которые основываются на всех видах изобразительного творчества, в том числе включает и элементы «ручного труда».

Подводя итог, хочется отметить, что детский дизайн, как новое направление творческой деятельности детей дошкольного возраста берет свои истоки с 20-30 годов XX века. Анализ программной документации позволил нам выявить тенденцию развития практической деятельности воспитанников в данном направление: от действий по образцу к возникновению поисков выразительно-изобразительных средств, а также смещение акцентов на поощрение творческой инициативы и попытки самостоятельного применения усвоенного на занятиях в повседневной жизни.

Библиографический список:

 

  1. Дизайн. Иллюстрированный словарь-справочник / Г. Б. Минервин [и др.] ; под ред. Г. Б. Минервина. – М. : «Архитектура-С», 2004. – 288 с.
  2. Книга, А. Н. Детский дизайн / А. Н. Книга // Пралеска. – 2017. – № 9. – С. 16–21.
  3. Ленсу, Я.Ю. История дизайна / Я.Ю. Ленсу. – Изд. 2-е, испр. и доп. – Минск: БГАИ, 2013. – 199 с.
  4. Пантелеев, Г. Н. Детский дизайн / Г. Н. Пантелеев – М.: Карапуз–дидактика, 2006. – 192 с.
  5. Спиркин, А. Г. Философия: Учебник / А. Г. Спиркин – Изд. 2-е. – М. : Гардарики, 2006. – 736 с.
  6. Философия / В. Г. Кузнецов [и др.] ; под ред. В. Г. Кузнецова. – М. : ИНФРА-М, 2004. – 519 с.

 

Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий