Букатко Елена Викторовна, ТЕХНИКИ ВИЗУАЛИЗАЦИИ УЧЕБНОЙ ИНФОРМАЦИИ

УДК 37.02

Букатко Елена Викторовна,

учитель математики и информатики

ГУО «Гимназия № 7 имени В. Т. Колокольникова г. Гродно»

Техники визуализации учебной информации

 

Образовательный процесс основан на передаче информации, поэтому роль визуального представления информации в образовании велика.

Проблема развития образовательных навыков школьников является одной из важнейших. Ритм человеческого развития замедляется с годами, и что дефекты детства не могут быть восполнены на последних стадиях формирования возрастного становления. И чем активнее ученик, тем большего успеха человек может добиться в жизни.

Принцип наглядности – один из основных принципов в педагогике. Использование таблиц, диаграмм, рисунков помогает быстро запомнить и понять изучаемый материал. Метод визуализации учебной информации является одной из лучших технологий активизации обучения.

Визуализация – это набор методов, приемов и условий в удобном для визуального наблюдения виде.

Традиционные средства визуализации хорошо знакомы педагогам и учащимся:

– предметы объективной реальности;

– опыты и эксперименты;

– макеты и фигуры;

– картины, рисунки, фотографии;

– видео-демонстрацию со звуком;

– аудио воспроизведение;

– карты, схемы, графики [1].

Технология визуализации учебного материала основана на важности визуального восприятия для человека. Технология создания учебных материалов отражает принцип обучения грамотности. Основная роль – это скорее «восприятие», чем глобальная активность и повышенная нагрузка на данные. Рассмотрим некоторые техники визуализации учебной информации.

Интеллект-карта – это представления идей, принципов, информации в виде карты графическим способом, который состоит из основных и второстепенных тем. То есть это способ упорядочить идеи, грамотно спланировать время, запомнить большие объемы информации и провести мозговой штурм [6].

Скетчинг – это специальная техника для быстрого рисования объекта, предмета. Понятие происходит от английского слова «sketch». Отличается от рисунка тем, что он выполнен без тщательной прорисовки элементов. Техническая точность не требуется. Главная задача – это передать идею, настроение, образ, эмоции [6].

Облако словэто схема слов, связанных одной темой. В начальных и 5-6 классах будет интереснее сопоставить эти слова с фотографиями или рисунками [6].

Скрайбинг – это способ визуализации информации с помощью графических символов, с помощью которых можно просто и ясно отображать ее содержание и внутренние связи. Техника письма – это прежде всего искусство сопровождения устной речи «в движении» рисунками маркером. Как правило, прорисовываются основные моменты истории и отношения между ними. Создание ярких образов вызывает у слушателя визуальные ассоциации с устной речью, что обеспечивает высокую скорость усвоения информации [6].

Кроссенс – это ассоциативная головоломка нового поколения, сочетающая в себе лучшие черты нескольких интеллектуальных развлечений одновременно: головоломок, ребусов или загадок.

Методом кроссенса пользуются многие педагоги, он помогает:

– развивать логическое и критическое мышление учащихся;

– организовывать командную работу;

– делать уроки более привлекательными;

– способствует лучшему усвоению и запоминанию материала [6].

Это стандартное поле, состоящее из 9 квадратов, в которые помещаются рисунки. Все девять рисунков расположены таким образом, что каждое предыдущее связано содержанием со следующим, а центральное связывает все, будучи как общая тема.

Учитель заранее готовит коробку с картинками, расставляя их в определенном порядке. Задача учащихся – распутать, схватить ассоциативную цепь и составить рассказ.

Интерактивный плакат – это использования различных интерактивных элементов: ссылок, кнопок перехода, областей ввода текста или цифр и т.д. [6].

Преимуществами интерактивного плаката являются:

высокая интерактивность;

простота в использовании;

богатый визуальный материал;

групповой и индивидуальный подход.

Кластер – это совокупность, сочетание нескольких однородных объектов. Технология «кластер» позволяет осуществлять визуальные и мыслительные процессы, происходящие во время погружения в заданный текст [5].

Это один из технологических приемов развития критического мышления посредством чтения и письма. Это графическая форма организации информации. Кластеры имеют свои собственные правила, структуры и представления.

Суть данного приема заключается в умении учащихся работать источниками информации, определять тему, находить ключевые слова, устанавливать логические и смысловые связи между основными компонентами темы и многое другое.

Кластер помогает обобщить и систематизировать учебный материал. Его можно использовать на любом этапе урока.

Презентация – это документ, состоящий из слайдов. Каждый слайд — это «часть информации», маленькая и красиво оформленная. Слайды могут содержать текст, иллюстрации к нему, элементы, привлекающие и привлекающие внимание человека, просматривающего презентацию. Слайды презентации обычно оформлены в одном стиле – таким образом, они лучше запоминаются [4].

Лучший способ запомнить большой объем информации на долгое время – это работать над презентацией. Когда ребенок думает, как максимально емко и сжато изложить материал на нескольких слайдах, он все повторяет, конструирует, делает выводы, он уходит глубоко в себя и отправляет в долговременную память, откуда в любой момент может загрузить необходимые данные.

Инфографика – это графический способ предоставления информации, целью которой является донести более сложную информацию до учащихся быстрым и понятным образом. Средствами инфографики являются:

– изображения;

– графики;

– диаграммы;

– блок-схемы и многое другое [3].

Основной принцип инфографики – это простота восприятия. Хорошо иллюстрированные таблицы на страницах учебников и карт можно назвать образцовой образовательной инфографикой.

Основная функция инфографики – это информировать, представлять большой объем информации в организованном, легком для понимания виде.

Современные технологии позволяют решать проблемы передачи образовательной информации, навыки формирования, автоматизированный контроль знаний.

С помощью инфографики можно разговаривать с ребенком на языке образов и ассоциаций, соответствующем как визуальному, образному типу мышления ученика, так и специфике восприятия информации.

Есть много онлайн-сервисов, которые помогают в создании инфографики. Вот некоторые из них:

Сanva;

Easel.ly;

Creately.

 

Библиографический список

  1. Арнхейм, Р. Искусство и визуальное восприятие / Р. Арнхейм. – М. : Прогресс, 1974. – 386 с.
  2. Башмаков, М. И. Развитие мышления на уроках математики / М. И. Башмаков, Н. А. Резник // Математика в школе. – 1991. – № 1. – С. 4–8
  3. 20 видов инфографики: приемы, примеры, шаблоны [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://www.canva.com/ru_ru/obuchenie/infografika/. – Дата доступа: 21.03.2023.
  4. Как сделать эффективную презентацию поэтапно [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://neiros.ru/blog/content/kak-sdelat-effektivnuyu-prezentatsiyu-poetapno/. – Дата доступа: 21.03.2023.
  5. Прием кластер на уроке. Что это такое и как его использовать? Примеры [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://pedsovet.su/metodika/priemy/5673_metod_klaster_na_uroke. – Дата доступа: 21.03.2023.
  6. Современные средства визуализации образовательного контента [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://multiurok.ru/files/sovremennye-sredstva-vizualizatsii-obrazovatelnogo.html . – Дата доступа: 21.03.2023.
Запись опубликована в рубрике Современные образовательные технологии. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *