Давидюк Полина Сергеевна, Мураталиева Анастасия Маратовна, МУЗЫКА И ИНКЛЮЗИВНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ: КАК МУЗЫКАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАНИЕ МОЖЕТ БЫТЬ ДОСТУПНЫМ ДЛЯ ВСЕХ

УДК 378.376

Давидюк Полина Сергеевна, Мураталиева Анастасия Маратовна,

учащиеся 3 курса специальности «Обслуживающий труд и изобразительное искусство» Волковысского колледжа УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Волковыск

Научный руководитель – Г. И Сорока-Скиба, преподаватель Волковысского колледжа ГрГУ им. Я. Купалы

Музыка и инклюзивное образование: как музыкальное образование может быть доступным для всех

 

В настоящее время образовательная системанашей страны претерпевает важные и необходимые изменения, касающиеся возможностей всех без исключения детей обучаться вместе, а не изолировано [3]. Инклюзивное образование в России не так давно получило нормативные обоснования и сейчас становится практикой, получающей широкое применение. Отметим, что данная концепция была предложена отечественным психологом Л. С. Выготским, который еще в 20–х годах 20 в. указывал на необходимость создания такой системы обучения, в которой удалось бы органически увязатьспециальное обучение с обучением детей с нормальным развитием [2]. Лев Семенович выдвинул идею педагогической коррекции и инклюзии, реализация которой осуществима«через процесс взаимодействия ребенка с ограниченными возможностями развития в интегративном творческом коллективе, в котором происходит освоение культурных форм, выработка общего языка коммуникации, возникновение навыков культурного выражения своих телесно-психических особенностей при решении творческих задач» [2, с. 15]. Однойиз моделей является культурологический подход, направленный на решение задач интеграции таких воспитанников в культуру и общество. В данном контексте мы пытаемся проанализировать проблему подготовки будущих молодых специалистов – педагогов дошкольных учреждений, учителей начальных классов, обслуживающего труда и изобразительного искусства, иностранных языков и пр. Их готовность или неготовность к работе в новых условиях. Мы полагаем, что эта проблема может быть разрешена положительно, если надлежащим образом будут сформированы базисные ценности.

Инклюзивное образование – это подход к обучению, который учитывает разнообразие учеников и создает среду, в которой каждый студент может достичь своего потенциала. Музыкальное образование может стать мощным инструментом в инклюзивном образовании, поскольку музыка может быть доступна для всех, независимо от возраста, пола, национальности, способностей или физических возможностей.

Огромное количество трудов о роли, воздействии музыки на образование, воспитание заслуживают нашего внимания сегодня, когда информационная «война» всякими способами захватывает в «плен» умы, сердца и души людей. Педагогическое сообщество пытается ответить на многие животрепещущие вопросы: каковы механизмы формирования фундаментальных личностных основ?; какова роль педагога в этом процессе?; какова миссия музыки в жизни человечества и отдельно взятого человека в реализации?; какую музыку необходимо слушать?; стоит ли ненавязчиво вводить людей в мир музыки, приоткрывая ее удивительные тайны?; какова степень необходимости использования ресурсов музыкального искусства для воспитания подрастающего поколения?; возможно ли научить ее понимать? и пр.Многими исследователями подчеркивалось значение и огромные возможности искусства формировать личность, наделенную такими ценностными установками, как толерантность, милосердие, взаимопомощь, терпение, доброта, великодушие и пр. Кто, как не учитель, может быть носителем настоящих ценностей и уметь передать их будущим поколениям в лице своих учеников? «Дайте тем, кого вы любите, крылья, – чтобы летать; корни, – чтобы вернуться и причины, – чтобы остаться. […] Чем больше мотивированы вы любовью, тем более бесстрашными и свободными будут ваши действия» (Далай-лама XIV). Это именно такие качества, которые содействуют при подготовке будущего специалиста к работе с разными детьми и взрослыми. «Поделитесь своими знаниями – это способ достичь бессмертия» – такой совет дал великий буддист XXIвека Далай-лама XIV молодым студентам.

Ракурс нашего рассмотрения данных вопросов будет взаимосвязан с областью музыкального искусства. Влияние музыки действительно очень велико. Она способна дать не только эстетическое наслаждение и отдых, она выражает высокие побуждения, особым образом передавая мысли, чувства, стремления. Выдающийся психоневролог академик В. М. Бехтерев считал, что музыка «положительно влияет на дыхание, устраняет растущую усталость и придает физическую бодрость» [1, с. 7].У большинства воспитанников с ОВЗ отмечается недостаточный уровень познавательной активности, незрелость мотивации к учебной деятельности, сниженный уровень работоспособности и самостоятельности. Специалисты отмечают, что уровень музыкального развитияу детей с ОВЗ значительно ниже соответствующего уровня их сверстников из массовой школы. Музыкально-слуховые представления, ладовое и музыкально-ритмическое чувства развиты у них значительно слабее.Практика показывает, что все эти проблемы могут быть решены при включении детей с интеллектуальными и психическими нарушениями в музыкально-творческую деятельность.Музыкальное творчествов этом случае выступает как «механизм трансформации исходных культурных статусов участников инклюзивных проектов. И даже если стартовые возможности этих участников в начале существенно различны, то в процессе реализации различных современных технологий и методик музыкального образования и развития участники взаимно обогащаются и их возможности расширяются» [4].

Музыкально-творческая деятельность на музыкальных занятиях в опоре на современные здоровьесберегающие технологии могут стать эффективным методом лечения и реабилитации многих нервно-психических процессов у детей с ОВЗ. В современной медицине все большее распространение получает наряду с фитотерапией и арттерапией термин «музыкотерапия». Воздействие музыки благотворно сказывается на развитии сенсорного аппарата, моторики, волевых качеств данных учащихся. Музыка помогает детям лучше познавать жизнь, расширяет их кругозор, активизирует мышление, способствует развитию внимания, памяти. Она качественно совершенствует восприятие, помогает формированию представлений, активизирует познавательную деятельность детей в целом, т.е. несёт в себе большие коррекционно-воспитательные возможности.Чтобы добиться нужного эффекта расслабления или повышения активности детей на занятии очень эффективно применение произведений «золотого фонда»мировой музыкальной культуры. Следует отметить, что даже если предлагаемые произведения просто звучат на переменах, в группах, во время выполнения какой-либо деятельности обучающихся – они оказывают трофотропное (питающее) действие на организм воспитанников.

Наиболее эффективной формой воспитания у воспитанников с ОВЗ элементов музыкальной культуры являются занятия, на которых используются танцевальные движения, ритмическая жестикуляция, игра на детских музыкальных инструментах. Элементы «ритмотерапии»: логоритмическая гимнастика, танцевальная деятельность, музыкально-ритмическая деятельность, пластическое интонированиевыполняют релаксационную функцию, помогают добиться эмоциональной разрядки, снять умственную перегрузку и утомление. Ритм, который диктует музыка головному мозгу, снимает нервное напряжение, улучшая тем самым речь. Движение и танец, помимо того, что снимают нервно-психическое напряжение, помогают быстро и легко устанавливать дружеские связи с другими воспитанниками, а это также дает определенный психотерапевтический эффект.

Огромными возможностями для воспитанников с ОВЗ обладает включение элементов «фольклорной арттерапии»,котораяпредусматривает органичное сочетание самых разнообразных видов деятельности, что обусловленосинкретизмомосваиваемого материала и педагогическими условиями его познания. Фольклор – это естественная «система лечения и реабилитации детей с ОВЗ, включающая в себя излечение звуком, музыкой, игрой, движением, драмой, рисунком, цветоми несущая скрытые инструкции по развитию и сохранению целостности человеческой личности. В фольклоре действительно есть врачующее начало. Игровые формы деятельностиразвивают эмоционально-чувственную сферу, художественно-образное и ассоциативное мышление, активизируют различные нервно-психические процессы».

Поэтому поиск и использование активных форм, методов и технологий обучения является одним из необходимых средств повышения эффективности коррекционно-развивающего процесса в работе педагога.Музыкальное образование, в отличие от других видов обучения, обладает рядом уникальных свойств, которые делают его доступным для широкого круга людей. Во-первых, музыкальное образование может быть доступно для всех, независимо от физических возможностей. Например, даже люди с ограниченными физическими возможностями могут изучать и исполнять музыку на инструментах, которые специально адаптированы для них. Во-вторых, музыка может использоваться для создания связей между различными культурами и народностями, что может способствовать пониманию и уважению друг к другу.

Кроме того, музыка может помочь в развитии социальных и коммуникативных навыков учащихся. Музыкальные занятия и концерты могут стать площадкой для общения и социализации, что особенно важно для детей с особыми потребностями. Использование музыки в обучении также может помочь учащимся развивать творческие навыки, учиться решать проблемы и развивать аналитические способности.

Одной из важнейших составляющих успешного обучения воспитанников с ОВЗ является формирование мотивации к обучающейся деятельности. Использование современных информационных технологий делают обучение ярким, запоминающимся, интересным для обучающегося любого возраста и уровня интеллектуального развития и способствуют формированию эмоционально-положительного отношения к обучению и социальной адаптации. Современные педагогические технологиипомогают решить дефицит наглядных пособий, оптимизировав процессы понимания и запоминания учебного материала, а главное, подняв на неизмеримо более высокий уровень интерес к творческой деятельности. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного урока – принцип фасцинации (принцип привлекательности) для воспитанников с ОВЗ.

Важно отметить, что инклюзивное музыкальное образование не должно быть просто «добавлением» учащихся с особыми потребностями в обычный учебный план. Это должно быть более глубоким подходом, который учитывает индивидуальные потребности каждого ученика и создает условия для их успешного участия в учебном процессе. Например, для детей с аутизмом может потребоваться использование специальных методов обучения, таких как использование визуальных и аудио материалов, которые помогают им лучше понимать учебный материал.

Существует множество современных технологий, которые могут помочь детям с аутизмом освоить музыку. Ниже приведены несколько примеров.

Музыкальные приложения: существуют музыкальные приложения, которые позволяют детям с аутизмом изучать музыку через игру. Некоторые из этих приложений используют технологию дополненной реальности, которая позволяет детям визуализировать звуки и музыкальные элементы.

Виртуальные инструменты: с помощью виртуальных инструментов дети могут изучать музыку без необходимости иметь доступ к физическим инструментам. Это может быть особенно полезно для детей с ограниченными возможностями движения или чувствительности к звукам.

Музыкальные роботы: некоторые специальные

Для детей с ограниченными физическими возможностями могут быть предложены специальные адаптированные инструменты или оборудование для удобства их обучения.

Еще одним важным аспектом инклюзивного музыкального образования является поддержка учителей и музыкальных педагогов. Они должны быть готовы к работе с учащимися с разными потребностями и уметь создавать инклюзивную среду в классе. Обучение преподавателей и музыкальных педагогов, которые работают в инклюзивных группах и классах, должно включать в себя специальную подготовку по работе с детьми с особыми потребностями, чтобы специалисты могли эффективно поддерживать их обучение.

В период прохождения практики в дошкольных и школьных образовательных учреждениях мы с детьми дошкольного и младшего школьноговозраста (3-5, 6-7 лет) на занятиях пробовали сочинять музыку, придумывать интонации, передавать их характер с помощью детских музыкальных игрушек и музыкальных инструментов (включая, помимо музыки, и движение, и изобразительную деятельность, и лепку, и игры, и театр). Конечно, этот возраст еще не показателен в плане решения: быть этому ребенку композитором или нет, но важно этому маленькому человеку приоткрыть дверцы творчества. Наверняка, дети с особенностями физического либо психофизиологического здоровья также смогли бы осваивать этот контент наравне с другими детьми.

В целом, музыкальное искусство и инклюзивное образование могут работать вместе, чтобы создать обучающую среду, которая учитывает разнообразие воспитанников и позволяет каждому ученику достичь своего потенциала. Музыкальное образование может быть доступным для всех, независимо от возраста, пола, национальности, способностей или физических возможностей. Одной из рекомендаций является осознание важности создания инклюзивной среды в группе (классе), поддержка учителей и музыкальных педагогов и необходимость учитывать индивидуальные потребности каждого обучающегося.

 

Библиографический список

  1. Василенко,В. В. В. М. Бехтерев о влиянии возвышенных звуков музыки на человека и общество / В. В. Василенко // PHILHARMONICA. International Music Journal. – 2021. – № 2. – С. 1–10.
  2. Выготский, Л. С. Проблемы дефектологии / ЛСВыготский. – Москва: Просвещение, 1995. – 527 с.
  3. Инклюзивное образование в Республике Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://ds4-blz.bereza.edu.by/ru/main.aspx?guid=2971. – Дата доступа: 11.03.2023.
  4. Терапевтические возможности здоровьесберегающих технологий на уроках музыки с детьми с ОВЗ [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://инфо-дети.рф/uchebnye-materialy/predmety/muzyka/770-terapevticheskie-vozmozhnosti-zdorovesberegayushchikh-tekhnologij-na-urokakh-muzyki-s-detmi-ovz. – Дата доступа: 12.03.2023.
Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *