Ермак Диана Зигмундовна,ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИГРОВЫХ ПРИЕМОВ В РАЗВИТИИ ХУДОЖЕСТВЕННОГО ТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.2

Ермак Диана Зигмундовна,

студент 4 курса факультета дошкольного образования

заочной формы обучения УО «Белорусский государственный педагогический университет имени Максима Танка», г. Минск

Научный руководитель – Е. В. Горбатова, доцент кафедры методик дошкольного образования БГПУ им. М. Танка

Использование игровых приемов в развитии художественного творчества детей дошкольного возраста

 

Изобразительная деятельность – одно из эффективных средств развития художественного творчествавоспитанника дошкольного возраста, так как она позволяет ребенку видеть, понимать и отображать окружающие предметы и явления, анализировать сходство и различие предметов окружающего мира, изучать большое количество иллюстративного материала, что служит основой для качественного отражения и преобразования предметов, образов, знаков в других видах деятельности.

Развитие художественного творчества возможно у всех детей, независимо от уровня их интеллектуального, эмоционального и общего развития. Детское творчество может проявляться в общении, мышлении, характеризовать личность в целом, но для этого необходимо, чтобы личность дети дошкольного возраста была в центре внимания родителя, педагога. Творчество все чаще рассматривается как наиболее содержательная форма психической активности, как универсальная способность, обеспечивающая успешное выполнение самых разнообразных видов деятельности. Под творчеством понимается и сам процесс создания образов, поиски в процессе деятельности способов, путей решения изобразительной задачи. Творчество рассматривается в тесной связи с развитием личности воспитанников.

Синтез области игры и искусства формирует основы художественной культуры ребенка параллельно с решением многих педагогических задач. Воспитательная и познавательная направленность игры дает возможность исследовать это направление как один из возможных путей для развития художественного творчествадетей дошкольного возраста.

Изучению влияния использования игровых приемов при обучении изобразительной деятельности посвящены работы Е. А. Флериной, О. А. Степановой, Р. Г. Казаковой, Г. Г. Григорьевой, Т. Н. Дороновой. Результаты их исследований показали, что включение игровых приемов в занятия повышает интерес детей к изобразительному искусству, эффективность процесса обучения, создает положительный, эмоциональный настрой и вызывает желание рисовать.

Взаимосвязь изобразительной деятельности с дидактической игрой создает личностно значимый для каждого ребенка мотив деятельности, а это в свою очередь обеспечивает эффективность развития художественно-творческой активности. Игра усиливает внимание детей к поставленной задаче, стимулирует восприятие, мышление, воображение, фантазию. С помощью дидактических игр создается радостная необычная атмосфера, повышается эффективность овладения воспитанниками изобразительными умениями. В процессе дидактических игр дети получают или закрепляют знания о свойствах предметов, их цвете, форме, строении, величине и т. д., приобретают разнообразный сенсорный опыт, обогащающий их представления об окружающей жизни. Все это способствует развитию художественного творчествадетей [1, с. 42].

Используя в работе художественно-дидактические игры, следует учитывать, что в них обязательно должны присутствовать два начала: учебно-познавательное и игровое, занимательное. Дидактическая игра представляет собой сочетание слов воспитателя дошкольного образования, активных действий детей с наглядными пособиями и специальным игровым оборудованием. Важнейшим условием игры является активное эмоциональное действие детей. Без этого решающего условия не реализуются учебные и игровые задачи. В художественно-дидактических играх могут присутствовать следующие признаки: элемент ожидания и неожиданности (у детей вызывает особый интерес появление, исчезновение); элемент загадки (это стимулирует творческую фантазию детей, создает проблемную ситуацию); элемент движения (смешивать, выкладывать, представлять – эти и другие движения с дидактическими и художественными материалами увлекают детей); элемент соревнования (способствует повышению творческой активности детей); элемент поиска и находки (детям очень интересно находить что-то неизвестное, к примеру, по форме, цвету, величине, определять свойства этих предметов).

В дошкольном возрасте с целью развития у воспитанников художественного творчестваиспользуют следующие виды игровых приемов: обыгрывание предметов, игрушек либо картин (кисточки можно учить рисовать, бегать по извилистой или прямой дорожке, чтобы получилась прямая или изогнутая линия и др.); обыгрывание нарисованного изображения (предлагается рассказать сказку по полученному изображению и др.); обыгрывание незаконченного изображения (в процессе рисования ребенку можно задавать наводящие вопросы, тем самым ненавязчиво подсказывая ребенку, чем можно дополнить рисунок); сюжетно-ролевые игровые ситуации (попросить детей принять на себя роль художников и выполнить, например, иллюстрацию к сказке).

Применение игровых приемов на занятиях по изобразительной деятельности с детьми дошкольного возраста является эффективным средством подачи учебной задачи в занимательной форме, но особенно эффективно их сочетание с другими приемами образовательной работы с воспитанниками. Если в младшем дошкольном возрасте игровые приемы могут преобладать, то уже в старшем возрасте нужно делать упор на выполнение учебных задач, чтобы формировать у детей нравственно-волевые качества и ответственное отношение к продуктивной деятельности [2, с. 31].

Игровые приемы в оптимальном сочетании с другими методами и приемами обучения оказывают стимулирующее влияние на развитие личности, ее творческого потенциала, художественного творчества, повышают у воспитанников дошкольного возраста интерес к изобразительной деятельности.

Таким образом, значимость игровых приемов в развитии художественного творчества воспитанников велика, так как они помогают воспитателю дошкольного образования сделать процесс обучения занимательным и интересным, дают возможность формировать у детей изобразительные умения, стимулируют мотивацию, побуждают детей к продумыванию замысла и его реализации в художественных образах.

 

Библиографический список

  1. Комарова, Т. С. Детское художественное творчество. Методическое пособие для воспитателей и педагогов / Т. С. Комарова. – М.: Мозаика-Синтез, 2005. – 120 с.
  2. Степанова, О. А. Развитие игровой деятельности ребенка / О.А. Степанова. – М. : ТЦ Сфера, 2009. – 128 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *