Игнатчик Полина Олеговна, ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ СОЦИАЛЬНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ ИЗ НЕПОЛНЫХ СЕМЕЙ

УДК 373.2

Игнатчик Полина Олеговна,

студентка 4 курса педагогического факультета дневной формы обученияУО«ГродненскийгосударственныйуниверситетимениЯнки Купалы», г. Гродно,

Научный руководитель – Е. А. Ковалева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

Формирование навыков социального взаимодействия дошкольников из неполных семей

 

Сформированность социального взаимодействия у дошкольников имеет приоритетное значение, как для успешности социализации ребенка, так и для успеха обучения ребенка в школе. Коммуникация как социальное взаимодействие является фактором, определяющим успех общения ребенка со сверстниками и взрослыми, адаптации ребенка в окружающем его обществе. Таким образом, коммуникация может рассматриваться также как необходимое условие жизнедеятельности человека.

Проблему формирования навыков социального взаимодействия детей дошкольного возраста изучали такие учёные как Д. Б. Эльконин, Т. А. Маркова, А. В. Запорожец, Я. Л. Коломинский, М. И. Лисина, Е. О. Смирнова и др.

Период дошкольного детства очень важен для вхождения человека в социальные отношения с окружающим миром, для его социализации, который по мнению Л. С. Выготского, рассматривается как вхождение человека в культуру [1].

Социальное взаимодействие – это система социально обусловленных индивидуальных и/или групповых действий, связанных взаимной причинной зависимостью, при которой поведение одного из участников является одновременно и стимулом, и реакцией на поведение остальных [5].

В процессе социального взаимодействия люди делятся друг с другом информацией, своими действиями. В дальнейшем это приводит к возникновению совместной деятельности, появлению новых правил общей деятельности.

Понятие социальное взаимодействие соотносится с понятием общение. Согласно определению понятия, общение понимается, как процесс развития коммуникации двух людей, который возникает из-за потребности в совместной деятельности. Речь идет о взаимодействии людей, которые объединяют свои силы, чтобы получить совместный результат.

Ребенок в первые годы жизни узнает, верить или же не верить тому миру, в котором ему придется жить. Под основным доверием к миру имеется в виду искренность ребенка к окружающим людям и ощущение благосклонности по отношению к нему со стороны окружающих людей. Чувство доверия или недоверия согласовано, в первую очередь, с отношением привязанности ребенка, которые складываются с самым близким взрослым, преимущественно с мамой [4].

Важность общения ребенка со взрослым вызвана тем, что психическое становление детей, как это продемонстрировали известные отечественные психологи Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, возникает посредством «присвоения» социального опыта. Носителем этого опыта становится взрослый человек. В упорядоченности такого обучения и происходит фактическое развитие психики ребенка [7].

Семья является самым главным социальным институтом, несравнимым с остальными, потому что именно в семье формируются и закладываются важные личностные качества ребенка, он овладевает социальными ролями, необходимыми для благополучной адаптации ребенка в обществе.

На развитие личности ребенка влияет множество факторов. Одним из ключевых является климат в семье, атмосфера семейных отношений, в которой находится ребенок. Он воспринимает семейные ценности, стремится отвечать конкретным условностям, нравам и традициям, утвердившимся в семье его родителей.

Существуют семьи полные и неполные. Подробней остановимся на характеристике неполных семей.

Неполной называется такая семья, которая состоит из одного родителя с одним или несколькими несовершеннолетними детьми. Главными отличительными особенностями неполной семьи являются наличие только одного родителя и несовершеннолетних детей (или одного ребенка) [2, с. 55].

По словам И. Лангмейера и 3. Матейчека, мать предоставляет ребенку возможность ощутить интимность человеческой любви, в то же время отец пробивает ребенку путь и отношение к человеческому обществу. Т. е. мать нас приводит к человеку, а отец к людям [3].

Неполная семья не может быть настолько счастлива, как полная, по крайней мере потенциал для счастья гораздо ниже. Детям нужны родители, ведь выполняемые функции отца отличаются от функций мамы, как в воспитании ребенка, так и в домашних делах.

Давно известно, что проявления эмоциональных расстройств, нарушения поведения и других психологических проблем связано в основном с множеством неблагоприятных событий в детстве. Семейный конфликты, недостаток любви и внимания, смерть одного из родителей или развод, родительская жестокость или непоследовательность в системе наказаний становятся сильными психотравмирующими факторами. Поэтому самое главное, чтобы в своей семье ребенок получал эмоциональную поддержку, заботу, тепло и ласку от самых близких для него людей – родителей.

Что же касается формирования навыков социального взаимодействия детей – эффективность этого процесса во многом зависит от педагога и используемых им средств.

Известно, что в педагогике различаются средства воспитания и средства обучения, но эти две категории не могут рассматриваться изолированно друг от друга, когда речь идет о формировании навыков социального взаимодействия у детей дошкольного возраста, так как они взаимосвязаны.

Первым, самым объемным и значимым средством является сама социальная действительность. Она является не только объектом изучения, но и средством, воздействующим на ребенка, питающим его ум и душу. Последующим средством ознакомления детей с социальным миром могут служить предметы рукотворного мира, которые ребенок видит в своем непосредственном окружении и с которыми постоянно действует. Значительную роль в формировании навыков социального взаимодействия играют художественные средства, такие как литература, изобразительное искусство, музыка. Ведущим видом деятельности ребенка дошкольного возраста являетсяигра. Она также – самый лучший способ решения вопросов воспитания и развития ребенка.

На основе изученного материала нами были выделены следующие рекомендации для формирования навыков социального взаимодействия дошкольников из неполных семей: информирование родителей о важности и возможных способах взаимодействия с ребёнком, предоставление педагогических советов по воспитанию детей, консультирование по вопросам межличностного взаимодействия в неполной семье. Предлагаются такие темы для консультаций и бесед, как «Семейные ценности», «Особенности семейного воспитания», «Конфликты с детьми и пути их решения». Также рекомендуется взрослым знакомить детей дошкольного возраста с произведениями Н. Н. Носова, А. Барто, Л. Н. Толстого, а также организовывать игры, направленные на формирование социальных навыков детей.

На основе анализа психолого-педагогической литературыдля формирования навыков социального взаимодействия дошкольников, мы рекомендуем такие методы, как организацию собраний и консультаций с родителями, чтение художественной литературы с детьми, сказкотерапия, использование игр, влияющих на коммунтикативное развитие детей и их социализацию.

Таким образом, проблема формирования навыков социального взаимодействия детей дошкольного возраста из неполных семейявляется актуальной и требует дальнейшей разработки, так как социальное взаимодействие – это необходимое условие дальнейшей социализации ребёнка, усвоения им опыта общественных отношений. С детьми из неполных семей рекомендуется проводить психолого-педагогическую работу, направленную на решение проблем социального взаимодействия, развитие и укрепление позитивных семейных отношений, восстановление внутренних ресурсов.

 

Библиографический список

  1. Выготский,Л. С. Психология развития ребенка. / Л. С. Выготский. – М. : Смысл, 2004. – 512 с.
  2. Кошелев, А. Д. Психология семейных отношений: учеб. пособие для студентов вузов. / А. Д. Кошелев, О. А. Шаграев, Т. В. Корнеев. – М. : Академия, 2008. – 60 с.
  3. Лангмейер, И. Психическая депривация в детском возрасте / И.Лангмейер, З. Матейчек. – Прага : Авиценум, 1984 – 334 с.
  4. Пастернак, Н. А. Воспитываем ребенка. / Н. А. Пастернак. – М.: Форум, 2013. – 112 с.
  5. Репина, Т. А. Общение детей в детском саду и семье. / Т.А. Репина, Р. Б. Стеркина. – М. : Педагогика, 1990. – 152 с.
  6. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / под ред. В.В. Давыдова. – М. : Научное изд-во «Большая Российская энциклопедия», 1999.
  7. Рубинштейн,С. Л. Основы общей психологии. / С. Л. Рубинштейн. – Санкт-Петербург : Питер, 2008. – 712 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *