Игнатьева Светлана Викторовна, ФОРМИРОВАНИЕ У ДЕТЕЙ СРЕДНЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА УМЕНИЙ ОТВЕЧАТЬ НА ВОПРОСЫ ПО СОДЕРЖАНИЮ ХУДОЖЕСТВЕННЫХ ПРОИЗВЕДЕНИЙ

УДК 373.24

Игнатьева Светлана Викторовна,

магистрант 1 курса педагогического факультета дневной формы обучения УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – А. В. Никитевич, профессор кафедры русской филологии ГрГУ им. Янки Купалы

Формирование у детей среднего дошкольного возраста умений отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений

 

Хорошая речь − одно из основных обстоятельств полного и всестороннего развития ребенка. Чем лучше и богаче речь ребенка, тем легче ему излагать свои мысли, тем шире его способности в познании окружающего мира, содержательнее и полноценнее взаимоотношения с ровесниками и взрослыми, тем стремительнее осуществляется его психологическое формирование.

Язык и речь – это основной способ проявления основных психологических процессов – памяти, восприятия, эмоций. Освоение лексического строя языка происходит на основе познавательного развития, в взаимосвязи с освоением предметных действий, труда, игр и иных видов детский деятельности, опосредованных словом, в общении со старшими. Источники и условия формирования языка ребенка и его грамматического строя многообразны, и поэтому многообразны педагогические условия, ресурсы и формы преподавательского воздействия.

Развитие речи является одной из главных задач воспитания и обучения детей раннего и дошкольного возраста. Владение родным языком – это не только умение правильно построить предложение, ребенок должен научиться рассказывать, но не просто называть предмет, а описать его, связно рассказать о каком-либо событии, явлении, о последовательности событий. Такой рассказ должен состоять из ряда предложений и характеризовать существенные стороны и свойства описываемого предмета, события должны быть последовательными и логически связанными друг с другом, то есть речь ребенка должна быть связной.

В формировании речи отчетливо выступает тесная связь речевого и умственного развития детей, развития их мышления, восприятия и наблюдательности. Чтобы связно рассказать о чем-нибудь, нужно ясно представлять себе объект рассказа (предмет, событие), уметь анализировать, отбирать основные (для данной ситуации общения) свойства и качества, устанавливать причинно-следственные, временные и другие отношения между предметами и явлениями. Для достижения связности речи необходимо также умело использовать интонацию, логическое ударение, подбирать подходящие для выражения мыслей слова, уметь строить сложные предложения, использовать языковые средства для связи предложений.

Речь необходимо формировать и развивать в комплексе с общим развитием ребенка. Известно, что гораздо успешнее это осуществлять, используя игры. Игровой метод обучения способствует созданию заинтересованной, непринужденной обстановки; повышает речевую мотивацию; побуждает детей к общению друг с другом; процесс мышления протекает быстрее, новые навыки усваиваются прочнее.

У ребенка среднего дошкольного возраста наблюдается увеличение активного словаря от 2500 до 3000 слов к концу года. Ребенок научается правильно понимать и употреблять слово, звук, вслушиваться в звучащее слово, самостоятельно находить слова разные и сходные по звучанию, определять последовательность звучания звуков в слове, выделять определенные звуки. Это период ознакомления детей со словом — его смысловой стороной (оно имеет смысл, обозначает какой-то предмет, явление, действие, качество). Активный словарь ребенка обогащается словами, обозначающими качества предметов, производимые с ними действия. Дети могут определить назначение предмета, функциональные признаки. Они начинают подбирать слова с противоположным значением, сравнивают предметы и явления, употребляют обобщающие слова (имена существительные с собирательным значением). В возрасте 4 до 5 лет содержание активного словаря направлено на накопление слов, необходимых ребенку для речевого общения с окружающими.

Улучшение эмоциональной культуры детей в процессе ознакомления с художественной литературой заключается, прежде всего, в обогащении детей образами. Непосредственное восприятие художественных произведений пробуждает эмоциональное впечатления, побуждает ребенка к фантазированию, приводит к появлению «мотивационно — смысловых ориентировок». Известно, что дошкольники воспринимают художественное произведение как слушатели, а не как читатели. Поэтому важное место следует отвести качеству подачи текста, выразительности чтения, тонкости в передаче ритмической структуры, рифмы, интонации. Используя правильную подачу текста, воспитатель помогает детям постигнуть красоту поступков героев, пейзажных зарисовок, поэтичность образов, позиции автора к описываемым событиям, жанровое своеобразие произведения [2, с. 100]. Также важен отбор способов преподнесения художественного текста. Он зависит от идейного замысла, формы, способов его художественного воплощения. Например, перед чтением стихотворения необходимо продумать вид его исполнения — декларативно-риторический, говорной или напевный.

Литературные художественные произведения выступают примером родного языка, тем самым расширяют словарь ребенка, поэтому при отборе произведений для ознакомления с ними ребенка необходимо учитывать не только содержательную сторону текста, но и на выразительные средства, используемые автором. Доказано, что для ускоренного установления ассоциативных связей, развития внимания, мышления необходимо организовывать работу над художественными образами, предоставляя ребенку образцы авторских образных выражений. В формирование общих художественных и творческих возможностей ребенка входит проблема освоения словесного творчества и развития связной речи у ребенка [5, с. 18].

Художественное восприятие ребенком окружающего мира с помощью художественной литературы на протяжении всего дошкольного возраста развивается и совершенствуется. Л. М. Гурович на основе обобщения научных данных и собственного исследования, рассматривал возрастные особенности восприятия дошкольниками литературного произведения [7, с. 65]. Он выделял два периода: первый – от двух до пяти лет, когда ребенок недостаточно отчетливо отделяет жизнь от искусства, и второй – после пяти лет, когда искусство, в том числе и искусство слова, становится для ребенка самоценным. На основе особенностей восприятия детьми окружающей действительности выдвигаются конкретные задачи ознакомления с книгой на каждом возрастном этапе [7, с. 66].

Вопросы ребенка – это основная форма проявления любознательности познавательных интересов. Именно познавательный мотив лежит в основе многих детских вопросов. Дети задают их в силу своей любознательности, когда испытывают недостаток в знаниях, стремятся их пополнить, уточнить, приобрести новые. Характерными чертами умственного развития ребенка дошкольного возраста являются: любознательность, пытливость, стремление доискаться причины наблюдаемого явления, найти ответ на возникающие у него вопросы [3, с. 96].

При помощи вопросов ребенок исследует мир взрослых, постигает названия вещей, их признаков и действий. Запас слов быстро нарастает, дети употребляют слова в самых разнообразных грамматических формах и сочетаниях. Они выражают свои мысли не только простыми, но и сложными предложениями. Вопросы ребенка – это показатель развития его мышления. Умение задать вопрос показывает, что ребенок способен заметить то или иное явление, установить связь одних явлений с другими. По вопросам можно судить и об интересах ребенка, и об его развитии, и о тяге к знаниям.

Вначале вопросы ребенка носят почти исключительно осведомительный характер. Вопрос возникает тогда, когда происходит столкновение знакомого и незнакомого. Первые вопросы не носят ясно выраженной познавательной направленности. Ребенка интересуют названия и назначения предметов: «Что это? Кто это? Зачем?». Познавательные вопросы возникают на основе накопленных знаний. Когда запас представлений становится значительным, ребенок задает вопросы, не связанные с тем, что он непосредственно воспринимает. У детей появляется интерес к причинно-следственным связям между явлениями.

Не маловажную роль в развитии речи, пополнении словарного запаса ребенка играет художественная литература и фольклор. Художественная литература является важнейшим источником и средством развития всех сторон речи детей и уникальным средством воспитания. Она помогает почувствовать красоту родного языка, развивает образность речи, воображение детей. Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их речи [4, с. 36].

Художественная литература оказывает огромное влияние на умственное, нравственное и эстетическое развитие детей, и вместе с тем она является одним из могучих средств развития и обогащения их речи.

Из книги ребенок узнает много новых слов, его речь обогащается эмоциональной и поэтической лексикой. Художественная литература и различные формы фольклора (потешки, поговорки, загадки, песенки, пестушки и т.д.) помогают детям излагать свое отношение к прослушанному, используя сравнения, метафоры, эпитеты и другие средства образной выразительности, обогащают словарь детей.

Для формирования у детей среднего дошкольного возраста умений отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений нами была проведена экспериментальная работа.

На этапе констатирующего эксперимента были выявлены уровни развития умений отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений у детей среднего дошкольного возраста (в экспериментальной и контрольной группах) по критериям: содержательность, логическая последовательность, грамматическая правильность построения предложений, структурирование текста, точность речи. Было выявлено, что у детей как экспериментальной, так и контрольной групп преобладает низкий уровень развития умений отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений.

В ходе анализа методической литературы нами был разработан и реализован на формирующем этапе эксперимента проект по формированию у детей среднего дошкольного возраста умений отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений. В проекте были предусмотрены актуальные виды работ, способствующие развитию связной устной речи (беседа по литературному произведению, инсценировка, пересказ по картинному и словесному планам, рассказ по иллюстрации).

Контрольный этап исследования был направлен на выявление динамики изменения развития умений отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений у детей среднего дошкольного возраста. Более высокие показатели положительной динамики уровня развития умений отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений у детей экспериментальной группы свидетельствуют об эффективности проведенной работы в процессе формирующего эксперимента. Так, количество детей, имеющих высокий уровень, составило 3 человека (30 %), средний уровень – 5 человека (50 %), низкий уровень2 человека (20 %). Динамика должна быть показана на основе сравнения с результатами констатирующего этапа.Таким образом, повторно проведенные диагностические задания, показали динамику развития умений отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений у детей среднего дошкольного возраста, как в экспериментальной, так и контрольной группе. Однако, если сравнить полученные данные двух групп (экспериментальной и контрольной) на этапе контрольного среза, то можно отметить, более высокие показатели положительной динамики развития уровня умений отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений у детей экспериментальной группы, что свидетельствует об эффективности проведенной работы в процессе формирующего эксперимента. Полученные данные показывают, что в ходе работы были эффективно разработаны и апробированы средства, направленных на развитие умений отвечать на вопросы по содержанию художественных произведений у детей среднего дошкольного возраста.

Художественная литература – неисчерпаемый источник обогащения эмоциональной культуры детей дошкольного возраста. С помощью содержательных возможностей, художественных средств, привносится в жизнь дошкольников индивидуально – самобытное видение окружающего мира и отношение к нему, развивается восприимчивость и тонкость к художественному слову, позволяет понимать прекрасное не только умом, но и сердцем [2, с. 100].Улучшение эмоциональной культуры детей в процессе ознакомления с художественной литературой заключается, прежде всего, в обогащении детей образами. Непосредственное восприятие художественных произведений пробуждает эмоциональное впечатления, побуждает ребенка к фантазированию, приводит к появлению «мотивационно-смысловых ориентировок», к умению отвечать на вопросы.

Таким образом, можно сделать вывод, что поставленная цель исследования достигнута, задачи решены.

 

Библиографический список

  1. Аникин, В. П. Русское устное народное творчество / В. П. Аникин. – М.: Высшая школа, 2007. – 726 с.
  2. Арушанова, А. Г. Речь и речевое общение детей: книга для воспитателей детского сада / А. Г. Арушанова. – М.: Мозаика-Синтез, 2014. – 272 с.
  3. Бабич, Н. Развитие вопросов у дошкольников / Н. Бабич // Вопросы психологии. – 2004. – № – С. 19–24.
  4. Баранова, Э. А. Особенности вопросительной активности дошкольников и младших школьников / Э. А. Баранова // Психологическая наука и образование. – 2018. – № – С. 15–19.
  5. Болотова, И. О. Современные педагогические методы и технологии по развитию связной речи у детей старшего дошкольного возраста / И. О. Болотова // Молодой ученый. – 2016. – № – С. 35–38.
  6. Выготский, Л. С. Мышление и речь / Л. С.Выготский. – М. : Издательство «Лабиринт», 2017. – 306 с.
  7. Гасанова, Р. Х. Развитие образной речи детей дошкольного возраста средствами художественной литературы / Р. Х. Гасанова. – Уфа: Издательство ИРО РБ, 2015. – 92 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *