УДК 373.3
студентка 2 курса педагогического факультета заочной формы обучения
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
Методические аспекты подготовки и проведения уроков в начальных классах в нетрадиционной форме
Существуют несколько разновидностей нетрадиционных форм урока, каждая из которых направлена на решение определенных образовательных, развивающих, воспитательных задач. Однако все они преследуют общую цель: повысить интерес учащихся к учебе и к труду и, тем самым, повысить эффективность обучения.
Многие нетрадиционные уроки по объему и содержанию рассматриваемого материала нередко выходят за рамки школьной программы и предполагают творческий подход со стороны учителя и учащихся. Так, для учащихся нетрадиционный урок –это переход в иное психологическое состояние, это, как правило, другой стиль общения, положительные эмоции, ощущение себя в новом качестве (а значит, новые обязанности и ответственность).Такой урок дает возможность развивать творческие способности и личностные качества обучаемого, позволяет оценить роль знаний и увидеть их применение на практике, ощутить взаимосвязь разных наук; он воспитывает самостоятельность и совсем другое отношение к своему труду.
Для учителя нетрадиционный урок, с одной стороны, – возможность лучше узнать и понять учеников, оценить их индивидуальные особенности, решить внутриклассные проблемы (например, общения); с другой стороны, это возможность для самореализации, творческого подхода к работе, осуществления собственных идей.
Нетрадиционные формы урока можно рассматривать как одну из форм активного обучения. Подготовка и проведение урока в любой нетрадиционной форме состоит из четырех этапов [1]:
- Замысел.
- Организация.
- Проведение.
- Анализ.
Раскроем их.
Замысел.
Это самый сложный и ответственный этап. Он включает следующие составляющие:
– определение временных рамок;
– определение темы урока;
– определение типа урока;
– выбор класса;
– выбор нетрадиционной формы урока;
– выбор форм учебной работы на уроке.
Определение временных рамок.
Как правило, подготовка таких уроков требует значительных временных затрат. На подготовку таких нетрадиционных уроков, как урок-сказка, урок-путешествие уходит несколько дней, а на разработку ролевой игры или интегрированного урока – месяц. Для большинства нетрадиционных форм урока среднее время подготовки – от двух недель до месяца.
Если цель урока – проверить знания и умения учащихся в решении задач по пройденной теме, то основные усилия будут направлены на подборку соответствующих задач и упражнений, что занимает относительно немного времени. А если цель урока – расширить представления школьников по изученной теме, показать связь математики с разными областями человеческих знаний, то много времени уходит на поиск и анализ необходимого материала, в частности, на работу с дополнительной литературой [2].
Определение темы урока.
Выбор учителя не ограничен. Это может быть введение в новую учебную тему, обзорная, «промежуточная» (второстепенная по значимости), обобщения и систематизации знаний, применение знаний и умений, проверки и коррекции знаний и умений или одна из основных тем курса. Однако для начала необходимо определить: выгодно ли тратить достаточно много сил и времени на подготовку нетрадиционного урока по теме, носящей теоретический характер, не имеющей особой практической ценности или не играющей большой роли при изучении курса.
Определение типа урока.
Нетрадиционные формы применимы ко всем типам урока. Более интересной является проблема влияния типа урока на выбор конкретной нетрадиционной формы. Для успешного решения этой проблемы надо иметь определенный опыт работы с разными нетрадиционными формами урока. Приведем несколько примеров, вынесенных из собственного опыта: урок закрепления и совершенствования знаний можно провести в форме игры (соревнования), урок контроля знаний – как защиту оценки, а урок повторения и систематизации знаний (обобщающий по теме урок) – как аукцион знаний, путешествие в предмет, интегрированный урок.
Выбор нетрадиционной формы урока зависит от нескольких факторов, основными из которых являются:
– специфика предмета и класса,
– характеристика темы (материала),
– возрастные особенности учащихся.
На практике целесообразно поступать следующим образом: сначала определить тему и тип урока, выбрать класс, в котором он пройдет, а затем, опираясь на перечисленные факторы, выбрать конкретную нетрадиционную форму [3].
Выбор форм учебной работы на уроке.
При выборе форм учебной работы на уроке следует учитывать два главных фактора:
– особенности и возможности выбранной формы урока;
– характеристики класса (в том числе, какие формы учебной работы – индивидуальная, коллективная, фронтальная – и как часто применялись в данном классе).
На многих нетрадиционных уроках целесообразно использовать коллективные формы работы (в частности, групповую и ролевую), которые используются не так часто.Они имеют определенные преимущества перед индивидуальной и фронтальной формами и решают не только учебные, но и воспитательные задачи урока.
В разработке и подготовке нетрадиционного урока могут принимать участие один учитель или группа учителей, учитель и группа учащихся, учитель и весь класс, только учащиеся.
Если только учитель разрабатывает урок, то он пишет сценарий урока, подбирает задания, определяет критерии оценки знаний и виды деятельности учащихся; распределяет роли между учащимися и т. д. Если учитель и группа учащихся, то ту же работу, что и в первом случае, выполняет и немногочисленная группа учеников, состав которой определяется, как правило, учителем в зависимости от целей, выбранной формы урока и индивидуальных особенностей учащихся. Если же учитель и класс, то в этом случае к уроку готовится весь класс. Заранее объявляется тема урока, распределяются роли и задания между учащимися. Подготовка может идти как индивидуальная, так и групповая, в зависимости от того, какую форму учебной работы предполагает предстоящий урок. В первом случае учитель дает каждому ученику индивидуальное задание, осуществляя таким образом дифференцированный подход в обучении. Отдельные учащиеся могут получитьиндивидуальные задания, например: подготовить выступление по теме, демонстрацию примеров и т. п. При групповой подготовке целесообразно давать группам разные задания: для учащихся одноуровневой группы – задания одинаковой сложности (различные или похожие по формулировке), для учащихся разноуровневой группы задания подбирает сам учитель (дифференцированно). Например, если на обобщающем уроке необходимо повторить правила, то одна из групп займется отбором и проработкой теоретического материала. Если надо решать задачи, то можно каждой из оставшихся групп дать набор задач, и, если есть возможность, то предложить самим учащимся придумать и оформить карточки с заданиями для других групп, снабдив задания решениями и ответами для последующей проверки. В каждой группе можно назначить или выбрать капитана (как правило, из числа хорошо успевающих учеников), отвечающего за подготовку товарищей и контролирующего их работу на данном этапе. Учитель выступает на этом этапе в роли консультанта для учащихся и занимается организацией урока [3].
Только учащиеся могут готовить урок лишь в старших классах.
Разработка сценария урока – это самый ответственный и трудный этап при подготовке нетрадиционного урока. Его может писать только учитель.
Заключительным этапом проведения нетрадиционного урока является его анализ. Анализ нетрадиционного урока должен происходить как на уровне класса, так и на педагогическом уровне, для чего на урок могут быть приглашены другие учителя.Анализ для учителя – это оценка прошедшего урока, ответы на вопросы: что получилось, а что нет; в чем причины неудач, оценка всей проделанной работы; взгляд «назад», помогающий делать выводы.
Проводить анализ урока можно в разных формах, но в начальных классах это лучше делать устно. Например, как «солнышко», т.е. учащиеся садятся кругом и поочередно высказывают свои впечатления, пожелания, замечания и т. д. или устно выборочно (например, один из членов группы высказывает мнение группы о прошедшем уроке), или в другой форме.
Таким образом, с целью повышения эффективности учебного процесса в начальных классах целесообразно использовать нетрадиционные уроки. Их успех во многом зависит от умения учителя грамотно выбрать ту или иную форму его проведения, также от правильнойего организации.
Библиографический список
- Вильчинский,В. И. Разработка методики нетрадиционных форм обучения [Электронный ресурс] / В. И. Вильчинский. – Режим доступа: https://www.informio.ru/publications/id2618/Razrabotka-metodiki-netradicionnyh-form-obuchenija. – Дата доступа: 20.02.2023.
- Пути реализации нетрадиционных уроков в преподавании курса «Технология» и результаты экспериментальной деятельности [Электронный ресурс]. – Режим доступа:https://studbooks.net/1909159/pedagogika/puti_realizatsii_netraditsionnyh_urokov_prepodavanii_kursa_tehnologiya_rezultaty_eksperimentalnoy_deyatelnosti. – Дата доступа: 20.02.2023.
- Соснина,Н. В. Методические рекомендации по организации и проведению уроков в нетрадиционной форме [Электронный ресурс] / Н. В. Соснина. – Режим доступа: https://infourok.ru/metodicheskie_rekomendacii_po_organizacii_i_provedeniyu_urokov_v_netradicionnoy_forme.-349010.htm. – Дата доступа: 20.02.2023.