УДК 373.3
Радюк Юлия Николаевна,
студентка 2 курса педагогического факультета дневной формы обучения
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы
Психолого-педагогические особенности обучения младших школьников
Младший школьный возраст – интересный и очень сложный этап в жизни каждого ребенка. Младший школьник еще не потерял свое детское легкомыслие и наивность, но уже начинает утрачивать свою непосредственность в поведении, логика его мышления становится другой. В школе ребенок приобретает не только знания и умения, но и определенный социальный статус. В этот период меняется весь уклад его жизни, появляются новые интересы, идет пересмотр ценностей и начинает формироваться мировоззрение.
Однако учителя начальных классов могут столкнуться с некоторыми трудностями обучения младших школьников, если не будут знать особенности развития ребенка, только что пришедшего в первый класс. Мы предлагаем рассмотреть основные моменты развития младшего школьника, чтобы понимать, с чем приходится сталкиваться учителю, и с чем самому ребенку
К тому моменту, когда ребенок начинает обучение в школе, у него, как правило, присутствуетопределенныйинтерескшколеи уже заложены способностикучебной деятельности. Но, несмотря на внешнюю готовность ребёнка к поступлению в школу, у него могут возникать определенные трудности, так как этот период является переходным моментом в жизни ребенка. Основную часть времени дети дошкольного возраста проводят в игре, так как игровая деятельность является основной в этот период. Посредством игры они познают мир, примеряют на себя различные роли. 6-7 лет – это начало периода младшего школьного возраста, именно в этом возрасте дети идут в первый класс и начинает происходить смена ведущего игрового вида деятельности на учебный. Этот момент знаменуется кризисом семи лет. В период кризиса происходит изменение самосознания, а изменение самосознания приводит к переоценке ценностей. Старые интересы теряют свою силу, а на смену им приходят новые [1, с. 143].
В период младшего школьного возраста происходит активное физическое и психофизиологическое развитие ребенка. Начало обучения в школе также ведет к изменению социальной ситуации развития ребенка. В этот период ребенок становится социальным субъектом и приобретает социально значимые обязанности, которые, в свою очередь, получают оценку общества. На протяжении младшего школьного возраста ребенок учится выстраивать отношения со сверстниками и взрослыми, таким образом, тип отношения с окружающими изменяется. Для начала безусловный авторитет приобретает первый учитель, именно в нем учащийся видит источник знаний и стремится получить его похвалу и одобрение, но постепенно авторитет учителя начинает утрачиваться, и уже к концу младшего школьного возраста сверстники начинают приобретать большее значение в жизни ребенка [1, с. 156].
Не стоит также забывать и о роли мотивации в обучении. Ребенку только предстоит столкнуться с новым этапом своей жизни, о котором он только слышал и никогда не сталкивался прежде. Зачастую желание пойти в школу у детей возникает из-за подсознательного чувства, что учащиеся в школе уже «большие», а также из-за уважительного отношения взрослых к тому, что ребенок скоро пойдет в школу. Ожидание нового, интерес к нему лежат в основе учебной мотивации младшего школьника. Именно на интересе, как эмоциональном переживании познавательной потребности, базируется внутренняя мотивация учебной деятельности, когда познавательная потребность младшего школьника «встречается» с отвечающим этой потребности содержанием обучения [2, с. 174].
Учитель должен быть морально готов к утрачиванию интереса к обучению у некоторых учащихся, и именно в этот момент от его действий будет зависеть дальнейшее отношение учащихся к урокам и школе в целом. При неправильно подобранных словах, взглядах и заданиях учитель рискует навсегда отбить у ребенка интерес к обучению, и в последствии учителям среднего звена будет трудно переубедить учащегося. Поэтому, чтобы школа не вызывала у ребенка панику и слезы, учитель должен уметь правильно замотивировать младшего школьника.
Начало школьной жизни требует от ребенка не только значительного умственного напряжения, но и большой физической выносливости. Младший школьник характеризуется доминированием внешней или, в терминах А. А. Люблинского, практической активности [3, с. 57].
Выявляют целый ряд трудностей, с которыми сталкивается младший школьник, имеющий новую жизненную позицию, т.е. позицию школьника как субъекта. Данные трудности возникают в результате нового режима жизни, новых отношений со взрослым, в частности с учителем. В это время начальная радость знакомства со школой во многих случаях сменяется безразличием, апатией, вызываемыми невозможностью преодолеть трудности. Поэтому для учителя крайне важно учесть основные психические новообразования этого возраста – произвольностьвнимания, внутренний план действий и рефлексию, появляющиеся при овладении любым учебным предметом. В этом возрасте начинается осознание себя как субъекта учения [2, с. 174].
Но самой большой проблемой для ребенка и учителя может стать период адаптации. Адаптация – это психическое явление, выражающееся в перестройке динамического стереотипа личности в соответствии с новыми требованиями окружающей среды [4, с. 135].
По определению Э. Эриксона, адаптация – это «перестройка психики индивида под воздействием объективных факторов окружающей среды, а также способность человека приспосабливаться к различным требованиям среды без ощущения внутреннего дискомфорта и без конфликта со средой» [5, с. 132]. По этой причине в адаптационный период учащемуся наиболее важна поддержка учителя, который всегда должен быть «на чеку» и в любой момент быть готов оказать помощь ребенку. Дети зачастую не могут сразу перестроиться на учебную деятельность, и некоторые из них продолжают приходить в школу с игрушками и доставать их прямо на уроке, не понимая, почему такое поведение вызывает недовольство учителя. В этот момент учителю следует применять различные методы, в мягкой форме показывающие недопустимость таких поступков, и при этом внимательно следить за тем, чтобы ребенок адаптировался не только к учебной деятельности, но и в коллективе.
С ещё одной особенностью обучения младших школьников связанны особенности памяти детей в этот период. Память – процесс сохранения прошлого опыта, делающий возможным его повторение, использование в деятельности и возвращение в сферу сознания [6, с 401]. У младших школьников в большей степени развита наглядно-образная память. Лучше они запоминают конкретные предметы, лица, факты и события, поэтому при организации учебного процесса учителю стоит учитывать эту особенность детской памяти, чтобы задания детьми усваивались лучше и не вызывали трудностей.
Исходя из перечисленного, мы можем сделать вывод о том, насколько велика роль первого учителя для учащегося, только что пришедшего в школу и вступившего в новый этап жизненного цикла. Учитель, грамотно оценивающий ситуацию, всегда сможет найти поход к ребенку и подобрать задания, которые смогут замотивировать учащегося и не дать утратить интерес ребенка к учебе и к школе.
Библиографический список
- Выготский,Л. С. Собрание сочинений : В 6-ти т. Т 4. Детская психология / Л. С. Выготский / под ред.: Д. Б. Эльконина. – М. : Педагогика, 1984. – 432 с.
- Зимняя,И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – М. : Логос, – 384 с.
- Люблинская,А. А. Учителю о психологии младшего школьника / А. А. Люблинская. – М. : Просвещение, 1977.– 224 с.
- Воронин,А. С. Словарь терминов по общей и социальной педагогике / А. С. Воронин. – Екатеринбург : ГОУ ВПО УГТУ-УПИ, 2006. – 135 с.
- Эриксон,Э. Трагедия личности / Э. Эриксон. – М. : Наука, 2008. – 256 с.
- Петровский,А. В. Психология / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. – М. : Академия, 1998. – 512 с.