Токарев Виталий Андреевич, Симулякры учёбы, или отчуждение учащихся от сущностных сторон обучения

УДК 378.14

Токарев Виталий Андреевич,

студент 3 курса факультета биологии и экологии дневной формы обученияУО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – А. И. Экстерович, старший преподаватель кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ им. Я. Купалы

Симулякры учёбы, или отчуждение учащихся от сущностных сторон обучения

 

Современное образование и воспитание переживает непростые времена, наблюдается трансформация культурных и моральных ценностей у детей и учащейся молодежи, все большее значение для молодых людей приобретают материальные ценности, вопросы личной выгоды, что нередко приводит к преобладанию формы над содержанием.

С крахом советской идеологической системы в образовании изменились цели и смыслы, что во многом явилось причиной возникновения ряда поведенческих проблем, искажения ценностных смыслов и социально значимых установок у детей и подростков.

Разобраться в сущности и содержании данных проблем поможет теория отчуждения труда К. Маркса. Согласно марксизму, отчуждение имеет социальный характер, субъект теряет свою субъектность, расставаясь с результатами своего труда в экономической, политической и познавательной деятельности.

Первым идею о связи отчуждения со смыслоутратой предложил А. Н. Леонтьев [2]: именно он обозначил проблему сознательности учения, говоря о том, что недостаточно заучить и понять слова, недостаточно понять даже мысли и чувства, в них заключенные; нужно, чтобы эти мысли и эти чувства стали внутренне определяющими личность. Только тогда учебный материал станет частью реальных жизненных отношений учащегося, а не останется отчужденным от нее.

У части поступающих молодых людей нередко отсутствует заинтересованность в обретении профессиональных компетенций по выбранной специальности. Это зачастую происходит из-за безответственного подхода к выбору профессии, бывает и так, что будущую специальность выбирают родители абитуриента без учета желания своего ребёнка.

Нередкой является ситуация, когда профессиональный выбор определяют не мотивация и склонности, а прямой расчет:

абитуриент выбирает те специальности, вероятность поступления на которые достаточно высока;

выбирают специальность, предоставляющую возможность получения в будущем высокой заработной платы.

Коллектив авторов М. Симен, Б. Барнхадт и П. Джиннс выдвигают гипотезы, согласно которым причинами отчуждения становятся такие факторы образовательного процесса как:

чрезмерная нагрузка (приводящая к ощущению бессилия);

отсутствие ясных целей и критериев успешности обучения (приводящие к ощущению бессмысленности);

неадекватные подходы к оцениванию, поощряющие знание конкретных фактов в ущерб самостоятельной интеллектуальной активности учащихся (приводящие к самоотчуждению) [3].

Важным аспектом является и финансовая несамостоятельность студентов, что подталкивает молодых людей искать заработок в ущерб учёбе или зарабатывать на учёбе (писать за деньги рефераты, конспекты и т.п.), и это не только не способствует отдаче учёбе с головой, но и обеспечивает растрату творческого потенциала.

Непростая ситуация с рынком труда и слабое понимание своих будущих профессиональных компетенций приводят к высокому уровню тревожности в связи с будущим трудоустройством.

В студенческой среде, к сожалению, иногда наблюдаются такое явление, использование шпаргалок на письменных и устных зачетах и экзаменах. Для большинства студентов является нормой умолчание о том, что их товарищ получил отметку недобросовестным путем.

Нет ничего удивительного, что в результате труд для будущих специалистов превращается в настоящую пытку, он не увлекает, не захватывает человека. Творческий потенциал учащихся направляется на противостояние преподавателю, олицетворяющему собой, по их мнению, ту самую ненавистную учёбу. Нередко утверждается циничное отношение ко всему, что связано со своей профессией, полное безразличие к смыслу и общественному результату своего труда.

Э. П. Кожевникова так рассматривает эти процессы [1]: основным фактором является дискредитация как личного статуса преподавателя, так и профессии в целом. Работа в образовательной среде не является престижной и высокооплачиваемой. Скорее даже наоборот, одна из самых уважаемых и сложных профессий теперь заслуживает только снисходительной оценки в призме общественного мнения, и тем более в молодежной среде.

Возможное решение проблемы отчуждения находится в принципе «участного мышления» М. М. Бахтина [3]: учащимся стоит осознать и принять тот факт, что выполнение учебных заданий является неизбежной данностью их жизни в условиях современной цивилизации. Осознать важность обучения, принять на себя ответственность за свои действия научиться, невзирая на обстоятельства, находить или создавать для себя смысл — вот путь к преодолению отчуждения на индивидуальном уровне.

Худшим последствием глубокого отчуждения является отчуждение от самого себя, что проявляется в реализации девиантного поведения (употребление наркотиков, алкоголя, табакокурение, вандализм, суицид).

По мнению П. Скотта [5], основными угрозами для академических ценностей являются, во-первых, подход к высшему образованию как к «индустрии знаний», во-вторых, утилитарный подход к передаваемому знанию, ориентированный только на его практическое применение, и, в-третьих, коммерциализация схем организации образования.

Потребительское отношение к знанию: «полезно – бесполезно», голый расчет «выгодно – невыгодно» создают предпосылки для отрицания всякого знания не несущего прямой связи с обывательской жизнью, а знание ради развития общечеловеческого потенциала отходит на последний план. В конечном счете, для многих студентов высшее образование сводится к получению диплома, а собственное самообразование не рассматривается как таковое.

Стремление познать объективную реальность во всех её аспектах и полном многообразии зачастую не стоит перед современным учёным, когда он начинает свои исследования. Теперь его работа из плода научного поиска превращается в атрибут статуса, а научные публикации – в способ повысить свой индекс Хирша и удержатся на рабочем месте.

С. Л. Рубинштейн утверждает, что «подлинная самостоятельность предполагает сознательную мотивированность действий и их обоснованность. Неподверженность чужим влияниям и внушениям является не своеволием, а подлинным проявлением самостоятельности воли, поскольку сам человек усматривает объективные основания для того, чтобы поступить так, а не иначе» [4, с. 488].

Подводя итоги, важно отметить, что невозможно в полной мере преодолеть отчуждение, пока учащийся не познает себя как члена общества, как его часть, как его продукт и возможное продолжение. Чтобы сформировать действительно целостное миропонимание, необходимо осознать свой труд как часть общественного труда, понимать, что и зачем ты делаешь, почему ты занимаешься именно этим делом, и только в такой парадигме можно развить свою субъектную позицию.

Библиографический список

  1. Кожевникова, Э.П. Анализ предпосылок возникновения профессионального отчуждения в педагогической деятельности в условиях инновационного образования / Э. П. Кожевникова // Современное педагогическое образование. – 2019. – №  – С. 31–35.
  2. Леонтьев,А. Н. Психологические вопросы сознательности учения / А. Н. Леонтьев // Известия АПН РСФСР. – 1947. – Вып. 7. – С. 3–40.
  3. Осин,Е. Н. Категория отчуждения в психологии образования: история и перспективы / Е. Н. Осин // Культурно-историческая психология. – 2015. – Т. 11. – №  – С. 79–88.
  4. Рубинштейн, С.Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Известия АПН СССР. – 1957. – С. 488.
  5. Скотт,П. Академические ценности и организация академической деятельности в эпоху глобализации / П. Скотт // Высшее образование в Европе. – 2003. – Т. XXVIII. – №  – С. 295–307.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *