Строковская Валерия Мечиславовна, ФОРМИРОВАНИЕ СЛОВОТВОРЧЕСТВА ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА В ОБРАЗОВАТЕЛЬНОМ ПРОСТРАНСТВЕ УДО

УДК.373.2

Строковская Валерия Мечиславовна,

студентка 4 курса педагогического факультета дневной формы обучения УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е. А. Ковалева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

Формирование словотворчества детей дошкольного возраста в образовательном пространстве УДО

 

Одной из главных особенностей развития речи дошкольника является детское словотворчество.

Реализация индивидуальности ребенка происходит в процессе социально коммуникативного, познавательного, речевого, художественно эстетического и физического развития. Особую роль в речевом развитии дошкольника играет творчество, а именно словотворчество.

Словотворчество – появление новых слов в речи ребенка как одна из важнейших особенностей развития речи. Это явление изучалось такими учеными, как Т. Н. Ушакова, Н. А. Рыбников, А. Н. Гвоздев, С. Н. Цейтлин.

Согласно фактам, собранным А. Н. Гвоздевым, первые несколько лет жизни ребенка – это период повышенного словотворчества [1].

По мнению С. Н. Цейтлин, потребность в словообразовании возникает у детей в основном как желание дополнить общеупотребительные слова или из ситуативной необходимости обозначить содержание, не имеющее в языке словесного названия. Из-за отсутствия языкового опыта словотворчество позволяет детям на разных этапах языкового развития решать коммуникативные задачи [5].

Т. Н. Ушакова считает, что словотворчество представляет собой спонтанное включение детьми в свою речь, в повседневном общении и в игре, слов, которые не используются в речи других людей, т.е. слов со структурой, которой дети не могут подражать. Т. Н. Ушакова выделяет три основных принципа того, как дети образуют новые слова.Это, во-первых, слова-осколки, т.е. часть какого-нибудь слова ребёнок использует как целое. Во втором случае идёт прибавление к корню слова«чужого» окончания и суффикса (этот способ очень распространен). Новые глаголы дети образуют с помощью присоединения «чужихприставок». Например,взрослыепроизносят:«налить, набрать», а дети говорят – «набулькать», «напирожить». Третий принцип создания новых слов детьми – «синтетические слова», где слово составляется издвух (ворунишка – вор+врунишка, паукан – паук+таракан) [4].

В методике развития речи и обучения родному языку дошкольников В. И. Яшина описывает детское словотворчество как наиболее яркое проявление процесса формирования и обобщения нормы.Она пишет, что«словотворчество свидетельствует об активном усвоении детьми грамматического строя. С одной стороны, ребёнок образовывает новое слово,с другой – правильно изменяет его» [1, с. 165].

Следовательно, по мнению этих ученых, словотворчество основано на приобретении привычных слов на родном языке, а также на стереотипном подражании звукам, которые ребенок усваивает от окружающих его взрослых. Ребенок создает новые слова на основе ранее выученных или недавно услышанных шаблонов, которые всегда присутствуют.

По мнению многих педагогов (О. В. Акуловой, Е. И. Тихеевой, Л. М. Гурович, О. С. Ушаковой, А. Е. Шибицкой) словотворчество дошкольников может выражаться в сочинении собственных рассказов, стихотворений и сказок; придумывании загадок, небылиц, в составлении творческих пересказов [3].

В развитии словотворчества особое значение имеет осмысление его особенностей, а также роли педагога в этом процессе.

Важную роль в развитии словотворчество занимает обогащение опыта ребенка его эмоциональная заряженность. Этому способствуют различные экскурсии, походы, творческие игры и задания, чтение художественной литературы, слушание музыкальных произведений, проведений интересных эмоциональных занятий.

Выделяют традиционные методы  развития словотворчества и нетрадиционные. К традиционным методам относится в основном словарная работа, которая проводится с дошкольниками с учетом их возраста и индивидуального словарного запаса. Словарная работа проводится на основе принципов, определяющих ее характер, содержание, форму организации, методы и приемы:

развитие словарного запаса связано с развитием восприятия, воображения и мышления и основано на активном и заинтересованном познании окружающего нас мира;

связь содержания лексики с возможностями обучения и мыслительной деятельностью детей в постепенно развивающемся окружающем их мире;

использование визуальных средств как основы для организации познавательной и языковой деятельности;

все лексические упражнения связаны с грамматикой и фонетическим развитием, что позволяет развивать связную речь;

раскрытие значений новых слов, уточнение и расширение значений уже известных слов в определенном контексте, через сопоставление, подбор синонимов, словотолкование (Е. И. Тихеева, М. М. Конина, В. И. Логинова, А. М. Бородич и другие) [1, с.107].

К нетрадиционным методам развития словесного творчества относят:составлениезагадоксприменениемТРИЗ-технологий,составлениенерифмованного стихотворения – синквейн, сочинение пятистрочных стихов – лимериков.

Анализ психолого-педагогической литературы по развитию словесного творчества показывает, что дошкольный возраст является периодом интенсивного развития творческих способностей человека. Именно в этом возрасте появляются все виды художественной деятельности, их первая оценка и первые попытки самостоятельного сочинения. Словотворчество является уникальным видом творческой деятельности детей и представляет собой одну из важнейших особенностей развития языка.

 

Библиографический список

  1. Алексеева, М. М. Методика развития речи и обучения родному языку дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. и сред, пед. учеб. заведений / М. М. Алексеева. – Москва : Академия, 2000. – 400 с.
  2. Гвоздев, А. Н. От первых слов до первого класса : дневник научных наблюдений / А. Н. Гвоздев. – Москва : КомКнига, 2005. – 206 с.
  3. Стародубова, Н. А. Теория и методика развития речи дошкольников : учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Н. А. Стародубова. – Москва : Академия, 2006. – 256 с.
  4. Ушакова, Т. Н. Рождение слова. Проблемы психологии речи психолингвистики / Т. Н. Ушакова. – Москва : Институт психологии РАН, 2011. – 524 с.
  5. Цейтлин, С. Н. Очерки по словообразованию и формообразованию в детской речи : учебное пособие / С. Н. Цейтлин. – Москва : Знак, 2009. – 592 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *