Усольцева Лилия Витальевна, ЧЕСТНОСТЬ КАК НРАВСТВЕННОЕ КАЧЕСТВО ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.2

Усольцева Лилия Витальевна,

магистрант 1 курса педагогического факультета дневной формы обучения УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – А. В. Валюк, доцент кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

Честность как нравственное качество детей дошкольного возраста

 

Дошкольный период – важнейший этап в нравственном становлении личности. Одной из главных задач развития ребенка дошкольного возраста является формирование у него нравственных представлений, чувств, привычек и норм поведения.

Формирование основ нравственного поведения детей дошкольного возраста обеспечивает их благоприятную адаптацию в мире взрослых и сверстников, успешное вхождение в социум. При этом задачей взрослых является поддержка и развитие в ребенке уже заложенных в нем нравственных основ, а также попытка устранить те негативные признаки, которые только начинают проявляться.

Вопрос нравственного воспитания личности нашел отражение в трудах педагогов-классиков Я. А. Коменского, П. Ф. Лесгафта, Дж. Локка, А. С. Макаренко, Ж.-Ж. Руссо, В. А. Сухомлинского, Л. Н. Толстого, К. Д. Ушинского и др., а также педагогов-новаторов Ш. А. Амонашвили, О. С. Богдановой, В. А. Караковского, Т. М. Кириленко, Л. И. Новиковой, A. M. Новикова, А. И. Савостьянова, Н. Л. Селивановой, С. Е. Шаталова и т. д.

Согласно психологическим исследованиям (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, А. В. Запорожец, Л. И. Божович, Б. Г. Ананьев, В. С. Мухина, Т. Е. Конникова, С. Г. Якобсон, Е. В. Субботский и др.), именно в период дошкольного детства закладываются основы культуры личности, происходит формирование знаний и представлений о нравственных нормах, внутренних «этических инстанций», их обобщение, интериоризация, развитие нравственных чувств и отношений.

Т. Э. Магнер считает, что формирование личности как субъекта культуры нужно начинать в раннем детстве. Именно в дошкольном возрасте формируются главные принципы духовно-нравственной культуры, мотивационная сфера и характер, усваиваются модели поведения и взаимоотношений, развиваются творческие и познавательные способности и т. д. [3, с. 211].

Честность – это нравственное качество, проявляющееся в верности взятым на себя обязательствам, искренности по отношению к окружающим, вере в правоту дела, признании и уважительном отношении к правам других и принципах, которыми должны руководствоваться дети дошкольного возраста в процессе общения и взаимодействия со сверстниками и взрослыми.

По мнению О. А. Белобрыкиной, «честность является человеческой характеристикой, значимой в межличностном общении и выступающей важным критерием оценки личности человека» [1, с. 29].

Честность важно формировать с самых ранних лет. Обстановка в учреждении дошкольного образования и семье, характер взаимоотношений со взрослыми должны способствовать воспитанию у детей честности. Быть честным – значит открыто говорить свое мнение, действовать в соответствии с ним, признаваться в совершенных поступках и не бояться наказания, даже чувствуя при этом неловкость и вину.

В. А. Романова считает, что формирование честности должно происходить осознанно. Честное поведение проявляется в знании нравственных норм и правил, их соблюдении, в добровольном выполнении установленного порядка, в ответственном подходе к поручениям и обязанностям. Посредством общения со взрослыми и сверстниками, знакомства с окружающим миром и обучения у детей дошкольного возраста формируются представления о сущности этого качества, о его необходимости и о преимуществах в овладении им [5, с. 51].

Некоторые исследователи считают, что дети по своей природе открыты и простодушны, они не склонны хитрить и обманывать. Честность и непосредственность они проявляют в поступках, суждениях, оценках, в откровенных высказываниях. Так, чем раньше ребенок овладеет понятиями нравственности, тем вероятнее, что он сохранит в себе прямодушие и искренность.

В. С. Мухина отметила, что ложь закономерно возникает в детстве, начиная от четырех лет. Кроме того, ложь является своеобразным негативным сопровождением положительных достижений в развитии ребенка [4, с. 403].

Дети прибегают ко лжи из-за того, что их волевая сфера недостаточно развита для последовательного выражения действий, которые ведут к признанию. У них возникает стремление солгать, чтобы добиться признания. В таком случае ложь проявляется как компенсация недостаточности волевого (произвольного) поведения.

Стоит отметить, что дети дошкольного возраста лгут чаще всего вынужденно в ответ на неправильные действия взрослых. Однако моменты преднамеренной лжи наблюдаются в старшем дошкольном возрасте. Ребенок, который лжет сознательно, привыкает к тому, что с помощью лжи он может добиться желаемого, избежать наказания, так вырабатывается привычка. И он продолжит лгать, пока всякий раз ложь не будет пресекаться.

И. Ф. Свадковский выделил условия, способствующие возникновению у детей дошкольного возраста желания говорить правду:

формирование осознания недопустимости лжи;

формирование осознания того, что необходимо дорожить своей честью, то есть быть честным;

формирование воли, чтобы ребенок сумел подавить в себе желание обмануть [6, с. 84].

Кроме того, к психологическим условиям освоения честности как нормы поведения относятся: преодоление эгоцентризма личности, изменение позиций и убеждений, сформированность волевых и морально-нравственных качеств.

Е. М. Листик считает, что на формирование честности в дошкольном возрасте влияют личностные особенности детей. Есть дети, чье поведение более спокойное и приемлемое для общества (не врут, ничего не рушат и т.д.) Им не нужно выстраивать линию «защиты». Если же поведение ребенка далеко от «спокойного», он часто прибегает к вымышленным оправданиям своих действий [2, с. 78].

Обобщая вышесказанное, можно сделать вывод, что в процессе формирования честности у детей дошкольного возраста важны и внешние, и внутренние условия, касающиеся взаимоотношений со взрослыми и личности самого ребенка.

Таким образом, формирование честности у детей дошкольного возраста – долгий и многоступенчатый процесс, который требует специальных знаний об особенностях процесса формирования нравственных установок, умений распознавать причины детской лжи и использования в практике эффективных средств и приемов для формирования у детей честности.

Честность у детей дошкольного возраста возникает не только при соблюдении определенных педагогических принципов, это нравственное качество органично вплетается в совместную работу воспитателя и детей и всегда обусловлено этим процессом. Вовлекая воспитанников в деятельность посредством многочисленных методов и приемов, существующих в педагогике и методике обучения, образуются большие возможности для формирования у детей честности, которая необходима для полноценной жизни в гуманном обществе.

 

Библиографический список

  1. Белобрыкина, О. А. Категория «честность» как социально-психологический феномен : к обоснованию проблемы исследования (сообщение 1) / О. А. Белобрыкина, В. А. Палиева // Вестник по педагогике и психологии Южной Сибири. – 2018. – № 2. – С. 20–32.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *