У Юю, ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ИМИДЖА ПЕДАГОГА

УДК 378.14.015.62

У Юю,

магистрант1 курса педагогического факультета дневной формы обучения УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – И. Н. Кавинкина, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Теоретические основы формирования имиджа педагога

 

Создание имиджа педагога может быть сложным и многогранным процессом, предполагающим использование различных технологий. В своем исследовании мы рассмотрим теоретические аспекты этого процесса, сосредоточив внимание на ключевых методах, которые можно использовать для создания эффективного и запоминающегося имиджа педагога. Имидж является общим признаком личности или группы, и относительно зафиксированные имиджевые образы могут сохраняться в национальной культуре. В процессе длительного исторического развития имидж педагогов стереотипизируется также под культурным влиянием разных стран.

Следует особо отметить, что термин «имидж» стал употребляться в науке СССР в 80-х годах ХХ века. В то же время в словаре иностранных слов 1998 года издания впервые дается следующее определение: «Имидж – целенаправленно формируемый (средствами массовой информации, литературой и др.) образ какого-либо лица, предмета, явления, призванный оказать на кого-либо эмоциональное и психологическое воздействие с целью рекламы, популяризации и т.п.» [1, с. 267].

Достаточно полное определение имиджа, на наш взгляд, предложили в своих работах И. Нефедова и Е. Власова: «Имидж – это некий образ, который человек, его «Я» представляет миру, своего рода форма самопрезентации для других. С одной стороны, мы стараемся дать информацию для окружающих, но в то же время преследуем какие-то свои вполне определенные цели, т.е. имидж нужен нам» [цит. по: 2].

Чжан Дэ и У Цзяньпин считают, что имидж – это общее впечатление о чем-то, которое люди формируют в своем мозгу с помощью различных органов чувств, таких как зрение, слух, осязание и вкус, короче говоря, это восприятие, то есть воспроизведение различных чувств [3].

В отличие от полисемантичности и четкого определения сущности термина «имидж» понятие «имидж педагога» только начинает формироваться. Основоположник имиджелогии В. М. Шепель подчеркивает необходимость формирования имиджа учителя, однако фундаментальных работ, посвященных специфике имиджа педагога, его функциям, структуре в настоящее время нет [4].

Китайскими учеными имидж педагога был постепенно включен в качестве научного понятия, но, к сожалению, после тысячелетних исследований это понятие еще не получило авторитетного определения в академическом сообществе. Определение, основанное на понятии имиджа, гласит: «Имидж педагога – это впечатление, которое учитель производит на людей, или восприятие или оценка, которую люди имеют об учителе» [7]. Ученый Чжан Дешань выводил имидж педагога из имиджа широкой публики и считал, что имидж педагога как члена общества представляет собой общее впечатление широкой публики о внутренних и внешних характеристиках педагогической группы [6].

В своем исследовании мы придерживаемся точки зрения А. А. Калюжного, что «Имидж педагога – это эмоционально окрашенный стереотип восприятия образа учителя в сознании воспитанников, коллег, социального окружения, в массовом сознании. При формировании имиджа учителя реальные качества тесно переплетаются с теми, которые приписываются ему окружающими» [7, с. 25].

Проблема имиджа педагога становится актуальной потому, что развитие субъект-субъектных отношений в рамках личностно-ориентированного воспитания способствует повышению роли тех сторон личности, которые не были раньше целенаправленно сформированы.

В конечном счете, формирование имиджа педагога – это непрерывный процесс, требующий постоянного внимания и усилий. Инвестируя в свое профессиональное развитие и создавая положительную репутацию, педагоги могут зарекомендовать себя как надежные и эффективные лидеры в своей области.

 

Библиографический список

  1. Васюкова, И.А. Словарь иностранных слов / И. А. Васюкова. – М. : АСТ-Пресс, 1998. – C. 267.
  2. Перелыгина, Е. Б. Психология имиджа: учеб. пособие / Е. Б. Перелыгина. – М. : Аспект Пресс, 2002. – 223 с.
  3. Чжан, Дэ. Корпоративная культура и планирование CI / Дэ Чжан, У Цзяньпин.– Цинхуа : Издательство Университета Цинхуа, 2003. –С 106–110.
  4. Шепель, В.М. Имиджелогия: секреты личного обаяния / В. М. Шепель.– М. : Феникс, 1997. – 474 с.
  5. У Каннинг. Вляется ли педагог «представителем общества» — путаница «я» как учителя / У Каннинг // Образовательные исследования и эксперименты, 2002 (02). – С. 7–
  6. Чжан, Дешань. Имидж, имидж педагога и имиджелогия педагога / Дешань Чжан // Журнал высшего образования Цзиндэчжэня, 2000 (01). – С. 25–
  7. Калюжный, А.А. Технология построения имиджа учителя / А. А. Калюжный // Гуманитарное образование в школе: теория и практика. – № 5. – С. 25–31.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *