УДК 373.24
Квасовка А.Ю.
студентка 4 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»
(научный руководитель – Чекина Е.В., заведующий кафедрой педагогики и психологии детства УО ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат педагогических наук, доцент)
АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
Аннотация. В данной статье представлен педагогический бизнес-проект «Школа лидера» по формированию лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста. А также отражены результаты экспериментальной апробации педагогического бизнес-проекта в учреждении дошкольного образования.
Формирование лидерских качеств у дошкольников является актуальной проблемой современного обучения и воспитания, так как от того, насколько легко ребенок будет налаживать контакт с окружающими людьми, насколько верно будут сформированы умения эффективного межличностного взаимодействия, зависит успех его дальнейшей учебной деятельности, а затем и профессиональной.
Изучение уровня сформированности лидерских качеств у старших дошкольников проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 91 г. Гродно». Выборку составили 25 дошкольников в возрасте 5-6/7 лет, посещающих старшую группу.
Анализируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности лидерских качеств (Табл. 1). Дети, которые имеют высокий уровень сформированности всех этих качеств, по мнению своих сверстников, являются «звездами» и «популярными» в детском коллективе.
Качества |
Уровни развития, присущие детям, % |
||
Высокий |
Средний |
Низкий |
|
Самостоятельность |
24 |
44 |
32 |
Активность |
44 |
48 |
8 |
Инициативность |
36 |
12 |
52 |
Коммуникативные способности |
56 |
8 |
36 |
Самооценка |
24 |
44 |
32 |
Креативность |
20 |
80 |
0 |
Притязания |
20 |
60 |
20 |
Табл. 1. Лидерские качества старших дошкольников
Несмотря на то, что некоторые ученые склоняются к наследственной природе лидерских качеств, даже самую замечательную наследственность можно испортить неверным воспитанием и негативным семейным опытом. В связи с этим мы считаем, что лидерские качества можно и необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.
Оценив недостатки в работе учреждения дошкольного образования в сфере формирования и развития лидерских качеств старших дошкольников и изучив возможности реализации молодого педагога в сфере бизнеса нами был разработан Педагогический бизнес-проект «Школа лидера».
- Назначение, идея проекта, цель и задачи
Миссия проекта – помочь родителям сделать своего ребенка счастливым человеком, счастливым сейчас и в будущем.
Цель – формирование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи: формировать позитивное отношение к себе; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; формировать умение планировать совместную работу; формировать умение определять модель общения в зависимости от состояния другого человека; формировать умение преодолевать страх.
Структура работы: курс рассчитан на 20 занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40-60 минут. Количество участников в группе не более 10.
Разработанная программа является социально-психологической и включает два основных компонента: развитие социальных навыков и эмоционально-волевой сферы личности. Программа состоит из 4 разделов, решающих определенный блок задач. На каждый блок задач отводится 5 занятий. Последнее занятие каждого блока – повторение пройденного – служит плавным переходом к новой теме (Табл. 2).
Блок |
Раздел |
Задачи |
I. Это я… |
1. Мой портрет |
Формирование позитивного отношения к себе |
2. Мое имя |
Формирование позитивного отношения к собственному имени |
|
3. Мой темперамент |
Формировать умение адекватно взаимодействовать с другими, учитывая их особенности |
|
4. Мой характер |
||
5. Вчера, сегодня, завтра |
Повышать уверенность в себе |
|
II. Я и мои чувства |
6. Волшебная страна чувств |
Расширять круг понимаемых эмоций, формировать умение справлять с плохим настроением, преодолевать страх |
7-8. Карта чувств |
||
9. Пещера Страха |
||
10. Я и чувства |
||
III. Я и мои друзья |
11-12. Правила дружбы |
Формировать понимание причастности к группе, развивать навык взаимодействия |
13. Одна игрушка на двоих |
||
14-15. Потерпевшие кораблекрушение |
||
IV. Я – хозяин своих чувств |
16. Как стать уверенным в себе? |
Совершенствовать уверенность в себе |
17. Страна Что я могу |
||
18. Я знаю, я умею, я могу |
||
19. Лестница успеха |
||
20. Подарок |
Табл. 2. Тематический план занятий «Школы лидера»
Социальная значимость проекта заключается в формировании у старших дошкольников следующих качеств: самостоятельность, инициативность, активность, самоуважение, уверенность в себе, коммуникативность, креативность, которые в будущем позволят реализовать себя в различных видах деятельности, а также снизить пассивность, скованность и закомплексованность.
- Анализ целевой аудитории
Потенциальный клиент «Школы лидера» – дошкольник, посещающий старшую группу учреждения дошкольного образования, или ребенок в возрасте от 5 до 6-7 лет.
По результатам опроса 70 % опрошенных – родители дошкольников, которые посещают старшую группу учреждений дошкольного образования – отдали бы своего ребенка в «Школу лидера», так как видят необходимость в формировании и развитии лидерского потенциала своих детей для дальнейшей их успешности в жизни.
- Обзор аналогичных услуг конкурентов
- «Школа лидера» в средней школе № 2 г. Гродно для детей от 11 до 16 лет.
- «Школа лидера» в Гродненском Государственном Университете имени Я. Купалы для студентов университета.
- «Школа молодого лидера», организованная Республиканской общественной организацией «Белая Русь», для студентов Белорусского государственного технического университета.
Как мы видим, рынок услуг по развитию лидерских качеств не охватывает дошкольный возраст. Именно в этом мы и видим свое преимущество – формирование и развитие лидерских качеств с дошкольного возраста, так как именно возраст до 7 лет является своеобразным фундаментом формирующейся личности. Поэтому лидерский потенциал ребенка надо развивать с детства, чтобы в дальнейшем он смог совершенствоваться и развиваться в «Школах лидера», предусмотренных для школьников и студентов.
- Требующиеся ресурсы
Потенциальная помощь со стороны – стартовый капитал, необходимый для выплаты налога, государственной пошлины при регистрации ИП, аренды помещения, рекламы, закупки необходимых материалов и оборудования.
Помещение: площадь – от 70 до 140 м2.
- Организационное планирование
Идеальное время для открытия – сентябрь, начало учебного года. Апрель – хорошее время для того, чтобы зарегистрировать ИП. На май и июнь активный поиск помещения, закупка мебели (столов, высоту которых можно менять, и стульев), которых в августе уже обычно не найти. В июле подписать договор аренды (при необходимости косметический ремонт), заняться сайтом, рекламой, закупкой учебных материалов.
- Финансовое планирование
Расходы:
- Разовые – выплата государственной пошлины при регистрации ИП, мебель, книги, пособия, наглядный материал для проведения занятий.
- Постоянные – оплата аренды помещения, оплата налога, коммунальные платежи, закупка канцтоваров.
- Периодические – покупка подарков к новому году, обновление антивирусных программ на компьютерах, замена МФУ.
Доходы бывают основные и дополнительные.
- Основные – доходы, поступающие от услуг по проведению занятий.
- Дополнительные – проведение платных мастер-классов и тренингов для родителей и педагогов; проведение мастер-классов для детей; проведение праздников и дней рождений; продажа книг.
- Анализ рисков
Сильные стороны:
- занятия для детей дошкольного возраста;
- индивидуальный подход;
- низкая наполняемость групп;
- работа по авторской программе, составленной под набранную группу с учетом психологических особенностей каждого ребенка.
Слабые стороны:
- недостаток финансовых ресурсов;
- отсутствие помещения;
- зависимость от количества набранных детей.
Угроза – нехватка финансовых ресурсов для осуществления проекта.
- Перспективы развития бизнеса
Возможности – расширение спектра услуг:
- занятия для детей среднего дошкольного возраста;
- занятия для детей младшего школьного возраста;
- проведение мастер-классов и тренингов для педагогов и родителей;
- организация занятий по различным направлениям;
- проведение детских праздников;
- открытие интернет-магазина детских товаров.
На протяжении 2017/2018 учебного года с воспитанниками экспериментальной группы проводилась работа на основе разработанной программы «Школа лидера».
По окончании экспериментальной апробации предложенной нами программы, мы провели повторную диагностику детей старшего дошкольного возраст с целью определения уровня сформированности лидерских качеств старших дошкольников.
Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что уровень проявления лидерских качеств в экспериментальной группе повысился. Если перед началом эксперимента высокий уровень лидерских качеств был выявлен у 36 % детей экспериментальной группы; средний уровень у 34,4 %; низкий уровень у 29,6 %, то после поведения формирующего эксперимента высокий уровень показали 54,4 % старших дошкольников, средний уровень составил 34,4 % из общего числа детей и низкий уровень – 11,2 % (Рис. 1).
Рис. 1. Уровень проявления лидерских качеств в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах
Таким образом, мы можем констатировать, что результаты реализации разработанной программы «Школа лидера» свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря целенаправленной работе удалось достичь намеченной цели. В процессе проведенных занятий и упражнений многие дети повысили уровень коммуникативных умений, научились слушать и слышать собеседника, принимать и уважать позицию другого, адекватно оценивать эмоциональное состояние другого человека, вступать во взаимодействие, научились сдерживать свои негативные побуждения, открыто и понятно выражать свои чувства и взгляды.
Следовательно, систематическая работа по развитию лидерского потенциала старших дошкольников по программе «Школа лидера» позволяет формировать и развивать личностные качества детей старшего дошкольного возраста необходимые для проявления лидерских задатков.
В итоге можно констатировать, что разработанная нами программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Школа лидера» доказала свою эффективность и может быть с успехом реализована как в традиционной практике работы учреждений дошкольного образования, так и в системе оказания дополнительных платных образовательных услуг населению в рамках воплощения педагогического бизнес-проекта «Школа лидера».