^ Вверх

УДК 373.24

 

Квасовка А.Ю.

 

студентка 4 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»

 

(научный руководитель – Чекина Е.В., заведующий кафедрой педагогики и психологии детства УО ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат педагогических наук, доцент)

 

АНАЛИЗ РЕЗУЛЬТАТОВ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ АПРОБАЦИИ ПРОГРАММЫ ФОРМИРОВАНИЯ ЛИДЕРСКИХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Аннотация. В данной статье представлен педагогический бизнес-проект «Школа лидера» по формированию лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста. А также отражены результаты экспериментальной апробации педагогического бизнес-проекта в учреждении дошкольного образования.

 

Формирование лидерских качеств у дошкольников является актуальной проблемой современного обучения и воспитания, так как от того, насколько легко ребенок будет налаживать контакт с окружающими людьми, насколько верно будут сформированы умения эффективного межличностного взаимодействия, зависит успех его дальнейшей учебной деятельности, а затем и профессиональной.

Изучение уровня сформированности лидерских качеств у старших дошкольников проводилась на базе ГУО «Ясли-сад № 91 г. Гродно». Выборку составили 25 дошкольников в возрасте 5-6/7 лет, посещающих старшую группу.

Анализируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности лидерских качеств (Табл. 1). Дети, которые имеют высокий уровень сформированности всех этих качеств, по мнению своих сверстников, являются «звездами» и «популярными» в детском коллективе.

 

Качества

Уровни развития, присущие детям, %

Высокий

Средний

Низкий

Самостоятельность

24

44

32

Активность

44

48

8

Инициативность

36

12

52

Коммуникативные способности

56

8

36

Самооценка

24

44

32

Креативность

20

80

0

Притязания

20

60

20

Табл. 1. Лидерские качества старших дошкольников

 

Несмотря на то, что некоторые ученые склоняются к наследственной природе лидерских качеств, даже самую замечательную наследственность можно испортить неверным воспитанием и негативным семейным опытом. В связи с этим мы считаем, что лидерские качества можно и необходимо формировать в процессе обучения и воспитания.

Оценив недостатки в работе учреждения дошкольного образования в сфере формирования и развития лидерских качеств старших дошкольников и изучив возможности реализации молодого педагога в сфере бизнеса нами был разработан Педагогический бизнес-проект «Школа лидера».

  1. Назначение, идея проекта, цель и задачи

Миссия проекта – помочь родителям сделать своего ребенка счастливым человеком, счастливым сейчас и в будущем.

Цель – формирование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста.

Задачи: формировать позитивное отношение к себе; развивать умение взаимодействовать со сверстниками; формировать умение планировать совместную работу; формировать умение определять модель общения в зависимости от состояния другого человека; формировать умение преодолевать страх.

Структура работы: курс рассчитан на 20 занятий с периодичностью 1 раз в неделю. Продолжительность занятия – 40-60 минут. Количество участников в группе не более 10.

Разработанная программа является социально-психологической и включает два основных компонента: развитие социальных навыков и эмоционально-волевой сферы личности. Программа состоит из 4 разделов, решающих определенный блок задач. На каждый блок задач отводится 5 занятий. Последнее занятие каждого блока – повторение пройденного – служит плавным переходом к новой теме (Табл. 2).

 

Блок

Раздел

Задачи

I. Это я…

1. Мой портрет

Формирование позитивного отношения к себе

2. Мое имя

Формирование позитивного отношения к собственному имени

3. Мой темперамент

Формировать умение адекватно взаимодействовать с другими, учитывая их особенности

4. Мой характер

5. Вчера, сегодня, завтра

Повышать уверенность в себе

II. Я и мои чувства

6. Волшебная страна чувств

Расширять круг понимаемых эмоций, формировать умение справлять с плохим настроением, преодолевать страх

7-8. Карта чувств

9. Пещера Страха

10. Я и чувства

III. Я и мои друзья

11-12. Правила дружбы

Формировать понимание причастности к группе, развивать навык взаимодействия

13. Одна игрушка на двоих

14-15. Потерпевшие кораблекрушение

IV. Я – хозяин своих чувств

16. Как стать уверенным в себе?

Совершенствовать уверенность в себе

17. Страна Что я могу

18. Я знаю, я умею, я могу

19. Лестница успеха

20. Подарок

Табл. 2. Тематический план занятий «Школы лидера»

 

Социальная значимость проекта заключается в формировании у старших дошкольников следующих качеств: самостоятельность, инициативность, активность, самоуважение, уверенность в себе, коммуникативность, креативность, которые в будущем позволят реализовать себя в различных видах деятельности, а также снизить пассивность, скованность и закомплексованность.

  1. Анализ целевой аудитории

Потенциальный клиент «Школы лидера» – дошкольник, посещающий старшую группу учреждения дошкольного образования, или ребенок в возрасте от 5 до 6-7 лет.

По результатам опроса 70 % опрошенных – родители дошкольников, которые посещают старшую группу учреждений дошкольного образования – отдали бы своего ребенка в «Школу лидера», так как видят необходимость в формировании и развитии лидерского потенциала своих детей для дальнейшей их успешности в жизни.

  1. Обзор аналогичных услуг конкурентов
  • «Школа лидера» в средней школе № 2 г. Гродно для детей от 11 до 16 лет.
  • «Школа лидера» в Гродненском Государственном Университете имени Я. Купалы для студентов университета.
  • «Школа молодого лидера», организованная Республиканской общественной организацией «Белая Русь», для студентов Белорусского государственного технического университета.

Как мы видим, рынок услуг по развитию лидерских качеств не охватывает дошкольный возраст. Именно в этом мы и видим свое преимущество – формирование и развитие лидерских качеств с дошкольного возраста, так как именно возраст до 7 лет является своеобразным фундаментом формирующейся личности. Поэтому лидерский потенциал ребенка надо развивать с детства, чтобы в дальнейшем он смог совершенствоваться и развиваться в «Школах лидера», предусмотренных для школьников и студентов.

  1. Требующиеся ресурсы

Потенциальная помощь со стороны – стартовый капитал, необходимый для выплаты налога, государственной пошлины при регистрации ИП, аренды помещения, рекламы, закупки необходимых материалов и оборудования.

Помещение: площадь – от 70 до 140 м2.

  1. Организационное планирование

Идеальное время для открытия – сентябрь, начало учебного года. Апрель – хорошее время для того, чтобы зарегистрировать ИП. На май и июнь активный поиск помещения, закупка мебели (столов, высоту которых можно менять, и стульев), которых в августе уже обычно не найти. В июле подписать договор аренды (при необходимости косметический ремонт), заняться сайтом, рекламой, закупкой учебных материалов.

  1. Финансовое планирование

Расходы:

  • Разовые – выплата государственной пошлины при регистрации ИП, мебель, книги, пособия, наглядный материал для проведения занятий.
  • Постоянные – оплата аренды помещения, оплата налога, коммунальные платежи, закупка канцтоваров.
  • Периодические – покупка подарков к новому году, обновление антивирусных программ на компьютерах, замена МФУ.

Доходы бывают основные и дополнительные.

  • Основные – доходы, поступающие от услуг по проведению занятий.
  • Дополнительные – проведение платных мастер-классов и тренингов для родителей и педагогов; проведение мастер-классов для детей; проведение праздников и дней рождений; продажа книг.
  1. Анализ рисков

Сильные стороны:

  1. занятия для детей дошкольного возраста;
  2. индивидуальный подход;
  3. низкая наполняемость групп;
  4. работа по авторской программе, составленной под набранную группу с учетом психологических особенностей каждого ребенка.

Слабые стороны:

  1. недостаток финансовых ресурсов;
  2. отсутствие помещения;
  3. зависимость от количества набранных детей.

Угроза – нехватка финансовых ресурсов для осуществления проекта.

  1. Перспективы развития бизнеса

Возможности – расширение спектра услуг:

  • занятия для детей среднего дошкольного возраста;
  • занятия для детей младшего школьного возраста;
  • проведение мастер-классов и тренингов для педагогов и родителей;
  • организация занятий по различным направлениям;
  • проведение детских праздников;
  • открытие интернет-магазина детских товаров.

На протяжении 2017/2018 учебного года с воспитанниками экспериментальной группы проводилась работа на основе разработанной программы «Школа лидера».

По окончании экспериментальной апробации предложенной нами программы, мы провели повторную диагностику детей старшего дошкольного возраст с целью определения уровня сформированности лидерских качеств старших дошкольников.

Исходя из полученных данных, можно сделать вывод, что уровень проявления лидерских качеств в экспериментальной группе повысился. Если перед началом эксперимента высокий уровень лидерских качеств был выявлен у 36 % детей экспериментальной группы; средний уровень у 34,4 %; низкий уровень у 29,6 %, то после поведения формирующего эксперимента высокий уровень показали 54,4 % старших дошкольников, средний уровень составил 34,4 % из общего числа детей и низкий уровень – 11,2 % (Рис. 1).

Рис. 1. Уровень проявления лидерских качеств в экспериментальной группе на констатирующем и контрольном этапах

Таким образом, мы можем констатировать, что результаты реализации разработанной программы «Школа лидера» свидетельствуют об эффективности выбранной стратегии работы. Благодаря целенаправленной работе удалось достичь намеченной цели. В процессе проведенных занятий и упражнений многие дети повысили уровень коммуникативных умений, научились слушать и слышать собеседника, принимать и уважать позицию другого, адекватно оценивать эмоциональное состояние другого человека, вступать во взаимодействие, научились сдерживать свои негативные побуждения, открыто и понятно выражать свои чувства и взгляды.

Следовательно, систематическая работа по развитию лидерского потенциала старших дошкольников по программе «Школа лидера» позволяет формировать и развивать личностные качества детей старшего дошкольного возраста необходимые для проявления лидерских задатков.

В итоге можно констатировать, что разработанная нами программа занятий с детьми старшего дошкольного возраста «Школа лидера» доказала свою эффективность и может быть с успехом реализована как в традиционной практике работы учреждений дошкольного образования, так и в системе оказания дополнительных платных образовательных услуг населению в рамках воплощения педагогического бизнес-проекта «Школа лидера».