Голонская Н.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

УДК 376.37

Голонская Н.И.

учащаяся 11 класса

государственного учреждения образования «Гимназия № 1 г. Мосты»

(Научный руководитель – Иванович А. С., высшая категория, учитель-дефектолог, государственное учреждение образования «Гимназия №1. Г. Мосты»)

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ЭЛЕКТРОННЫХ СРЕДСТВ ОБУЧЕНИЯ ПРИ КОРРЕКЦИИ ПИСЬМЕННОЙ РЕЧИ В УСЛОВИЯХ ПУНКТА КОРРЕКЦИОННО-ПЕДАГОГИЧЕСКОЙ ПОМОЩИ

 

Аннотация. В данной статье представлены электронные игровые задания и их роль в работе по коррекции письменной речи учащихся, испытывающих  трудности в обучении в условиях  пункта коррекционно-педагогической помощи, показаны их возможности для использования в системе работы с этой категорией учащихся.

 

Овладение языком, точной, правильной устной и письменной речью – необходимое условие формирования успешной личности. Такая задача стоит сейчас и перед родителями, и перед педагогами.

Научить детей читать и писать – задача не из легких. И не всем детям легко и просто даются эти, по мнению взрослых, элементарные вещи. Ребенок может быть во многом умнее и талантливее сверстников – и делать самые невероятные, с точки зрения родителей или учителя, ошибки при чтении и письме. К такому мнению мы пришли, посещая уроки учителей начальных классов нашей гимназии, поскольку хочу связать свою жизнь с педагогикой. Одной из причин нарушения письменной речи младших школьников является недоразвитие процессов языкового анализа и синтеза, которое проявляется на письме в искажениях звукобуквенной структуры слова, заменах, пропусках, добавлениях слогов, в слитном написании слов, особенно предлогов, раздельном написании слов, особенно приставок и корня [2, с. 21]. Процесс формирования операций языкового анализа и синтеза требует длительного времени и наличия у педагога необходимого инструментария, использование которого способствовало бы  активному включению учащихся в коррекционно-педагогический процесс, повышению их мотивации, исправлению индивидуальных нарушений развития.

На современном этапе наше общество в огромном количестве пользуется новинками информатизации. Получение информации населением плавно перетекло от бумажных носителей к электронным. Не остались в стороне и  учащиеся. Уже с младшего школьного возраста ребята умеют пользоваться новинками информационной индустрии. Соответственно педагогу требуется динамично перестраивать педагогический процесс под интересы обучающихся. Поэтому возникла потребность создания электронного ресурса для формирования операций языкового анализа и синтеза у младших школьников в условиях пункта коррекционно-педагогической помощи.

Одним из средств, открывающих совершенно новые варианты развития операций языкового анализа и синтеза, выступают игровые электронные средства. Мы предположили, что в процессе работы с данным ресурсом учащиеся смогут отработать определенный навык, увидеть пробелы в своих знаниях, оценить результат своей деятельности.

Игровые электронные задания, созданные с помощью программы PowerPoint, в сочетании с традиционными средствами коррекции письменной речи позволят оптимизировать педагогический процесс, индивидуализировать обучение.

Использование игровых электронных заданий будет способствовать повышению уровня развития процессов языкового анализа и синтеза, как на этапе практических действий, так и в умственном плане. В процессе самостоятельной работы с данными упражнениями   учащиеся смогут оценить собственную речь, научатся контролировать своё письмо.

В рамках педагогических проб были посещены занятия в пункте коррекционно-педагогической помощи с целью определения возможностей использования электронных игровых упражнений воочию. Педагог привлекла меня к их созданию, и этот процесс меня заинтересовал. Коррекционная работа по развитию навыков языкового анализа и синтеза у младших школьников с использованием электронных игровых заданий осуществляется в определённой последовательности:

  1. развитие фонематического анализа и синтеза;
  2. развитие слогового анализа и синтеза;
  3. развитие анализа структуры предложения.

На начальном этапе проводится работа по формированию операций фонематического анализа и синтеза с опорой на вспомогательные средства [3]. В процессе выполнения десяти электронных заданий «Телевизор» учащиеся заполняют графическую схему слова, нажимая на цветные фишки. В случае правильного составления звуковой модели появляется запись слова, которая в последующем прочитывается.  Далее модель слова составляется без опоры на графическую схему слова (рисунок 1).

Рис.1. – Электронное упражнение «Телевизор»

Далее работа направляется на формирование операций звукового анализа и синтеза с использованием приема проговаривания [3]. Учащимся предлагается выполнить десять заданий «Счётчик». После проговаривания вслух последовательности звуков без опоры на схему слова и символы звуков, учащимся требуется посчитать количество звуков в слове, нажать на соответствующую цифру. В случае правильного ответа появляется звуковаямодель слова и цветные буквы для записи слова. Учащиеся составляют слова из данных букв. Данное задание постепенно усложняется. Количество букв для записи слова увеличивается, буквы предлагаются одного черного цвета (рисунок 2).

Рис.2 – Электронное упражнение «Счётчик»

На последующем этапе работа направляется на формирование операций фонематического анализа и синтеза   в умственном плане. На этом этапе ученики определяют количество и последовательность звуков, не называя слово и непосредственно не воспринимая его [4, с.111]. В соответствии с предложенными 10 заданиями «Сортировщик» учащиеся выполняют отбор картинок способом нажатия левой клавишей мыши на соответствующую картинку, в названиях которых три, четыре или пять звуков (рисунок 3). Работа проводиться без предварительного проговаривания слова. Правильно выбранная картинка помещается в средний ряд таблицы. Об ошибке выбора оповещает знак «Стоп».

Рис.3 – Электронное упражнение «Сортировщик»

С целью определения звукового состава слова детям предлагается выполнить 10 заданий игрового упражнения «Корзинка» (рисунок 4). В процессе выполнения заданий, учащиеся подбирают картинку к звуковой схеме, изображенной на корзинке. В случае правильного выбора корзинка постепенно заполнялась грибами, фруктами. Появившийся на экране мухомор сигнализирует об ошибке.

Рис.4 – Электронное упражнение «Корзинка»

В ходе выполнения 10 заданий «Сапер» (рисунок 5) учащиеся определяют место буквы в слове, нажимая на соответствующий квадрат. Правильность выбора сопровождается звуковым сигналом.

Рис. 5 – Электронное упражнение «Сапёр»

Для формирования операций фонематического синтеза учащиеся выполняли 10 заданий «Вставь пропущенную букву» (рисунок 6). Выполнение заданий сопровождается последовательным открыванием сюжетной картинки, что способствует развитию целостности восприятия, снятию напряжения. Для повышения интереса к заданию на экране появляются мультипликационные герои. Данный вид задания предусматривался в процессе изучения темы «Дифференциация гласных», «Дифференциация парных согласных», «Дифференциация акустически сходных согласных».

Рис.6 – Электронное упражнение «Вставь пропущенную букву»

Также детям предлагается выполнить 10 заданий «Составь слово из букв». На начальном этапе картинка к слову появляется перед составлением слова, количество букв ограничено. Постепенно увеличивается количество букв, и картинка появляется только после составления слова.

В процессе выполнения 10 заданий «Фокусник» учащиеся преобразовывают слова путем добавления либо отсекания буквы. На первых этапах упражнение выполняется с опорой на предметную картинку. В дальнейшем задания усложняются, картинка появляется только после составления слова.

Использование в работе данных игровых заданий позволяет закрепить у учащихся понятие звук и буква. В процессе выполнения заданий совершенствуется навык установления последовательности звуков в слове, определения места звука по отношению к другим звукам, происходит соотнесение звучащего слова и его написания в умственном плане. Тем самым сокращается количество пропусков, перестановок, замен букв  в  процессе записи слова. В процессе формирования операций фонематического анализа и синтеза параллельно проводится работа по устранению фонематической дислексии. Использование игровых моментов способствует снятию эмоционального напряжения. Многократное дублирование и постепенное усложнение заданий положительно влияет на формирование более устойчивого навыка правильного письма и чтения.

В результате коррекции фонематической дислексии и дисграфии на почве нарушения языкового анализа и синтеза с использованием игровых электронных заданий происходит планомерное формирование операций языкового анализа и синтеза, уровень сформированности которых,  в свою очередь, способствует преодолению других видов дисграфий и дислексий.

Технические возможности программы Power Point способствуют использованию  известных приемов коррекции письменной речи в различных вариациях, исходя из индивидуальных особенностей учащихся. В процессе выполнения игровых электронных заданий у учащихся повышается мотивация к обучению, формируется адекватная оценка собственной деятельности.

Для достижения наибольшей эффективности целесообразно применять традиционные методы  и приемы формирования операций языкового анализа и синтеза в сочетании с использованием электронных средств. Для развития  самоконтроля и самооценки в процессе выполнения игровых электронных заданий использовать звуковой сигнал, цветовые фишки, оповещающие об ошибке.

 

Список литературы

  1. Баль, Н. Н. Обследование чтения и письма у младших школьников / Н. Н. Баль, И. А. Захарченя.  –  Минск: Ураджай, 2001. –  86 с.
  2. Лалаева, Р. И. Диагностика и коррекция нарушения чтения письма у младших школьников: учеб.-метод. пособие / Р. И. Лалаева, Л. В. Венедиктова. – СПб.: Изд-во «Союз», 2001. – 224 с.
  3. Лалаева, Р. И. Нарушение процесса овладения чтением у школьников: учебное пособие для студентов дефектологических факультетов педагогических институтов / Р. И. Лалаева. – М.: Просвещение, 1983. – 136 с.
  4. Логопедия: Методическое наследие: пособие для логопедов и студ. дефектол. фак. пед. вузов / Под ред. Л. С. Волковой : в 5 кн. – Москва: Гуманитарный издательский центр ВЛАДОС, 2003 Книга IV: Нарушение письменной речи: Дислексия. Дисграфия. – 304 с.
Запись опубликована в рубрике Секция 7. Путь в науку. Добавьте в закладки постоянную ссылку.