Гришук Л. С. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Гришук Л. С.

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждение образования «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы»

(Научный руководитель — Е. А. Ковалёва, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы, магистр педагогических наук)

ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 Аннотация. Статья посвящена актуальной проблеме развития творческих способностей детей дошкольного возраста. В работе рассматриваются результаты диагностики творческих способностей, а также возможности педагогического использования ТРИЗ-технологий для развития творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

 Современное общество предъявляет новые требования к системе образования подрастающего поколения, в том числе к его первой ступени – дошкольному образованию. Одной из главных задач воспитания и образования в дошкольных учреждениях, является воспитание нового поколения детей с высоким творческим потенциалом. Педагоги дошкольного образования прекрасно понимают, что любой ребенок может быть творческим человеком, он потенциально талантливый с рождения. Однако неправильная методика воспитания и обучения может негативно сказаться на развитии потенциала ребенка.

По нашему мнению, одной из эффективных педагогических технологий развития творческого мышления у дошкольников является ТРИЗ (Теория изобретательского решения задач). Данная технология появилась и стала использоваться с 1956 года, ее основатель – выдающийся бакинский ученый, изобретатель, писатель – Генрих Саулович Альтшуллер [1, c. 239]. Ученый, разработавший данную систему, доказал, что любой человек может научиться изобретать и для этого не нужно иметь врожденный талант. Технология ТРИЗ пришла в дошкольные учреждения в 1989 году.

Цели ТРИЗ-технологии – не только развивать воображение детей, но и учить их мыслить систематически, с пониманием происходящих процессов. ТРИЗ предоставляет педагогам инструмент для конкретного развития и формирования качеств творческой личности у детей, что характеризуется единством и противоречием окружающего их мира и поиском собственного решения проблемы.

Главное отличие технологии ТРИЗ от классического подхода к дошкольному развитию – дать детям возможность самостоятельно находить ответы на вопросы, решать проблемы, анализировать и не повторять сказанное взрослыми [3, c. 127].

Для успешного применения ТРИЗ-технологии в детском саду педагогу важно самому работать над развитием собственного воображения, научиться управлять своим мышлением. Не овладев этим арсеналом качеств, педагог не сможет добиться положительных результатов в работе.

В арсенале технологии ТРИЗ много методов и приемов: метод мозгового штурма, метод каталога, метод фокальных объектов, метод системного анализа, метод морфологического анализа, метод ММЧ (моделирование маленькими человечками), синектический метод (прямые, личные, символические, фантастические), типичные методы фантазии (ТМФ), которые хорошо зарекомендовали себя при работе с детьми дошкольного возраста [3, c. 127].Обычно используются следующие методы работы с дошкольниками:

  • Метод противоречий. Первый этап – поиск сути. Научить находить противоречия в окружающей действительности. Для этого используются игры: «Антонимы», «Мухи – не летают», «Много – немного». Далее поставлена задача, чтобы дети решались на действия. Каждый ребенок предлагает свой «выход из ситуации». Ситуации могут быть реальными (например: семья уходит в отпуск на месяц, кто будет поливать цветы в квартире? Как определить время при отсутствии часов?), так и выдуманные, сказочные (например: как найти самого умного человека в королевстве? Как перенести воду в решете?) [3, c. 143].

Второй этап – «секрет двойственности» или поиск противоречий. Выявление и понимание двух противоречивых истин. Например, солнце – плохо или хорошо? Хорошо – потому что нагревается, плохо – потому что может гореть.

Третий этап – разрешение противоречий с помощью сказок и игр. Например, чтобы спрятаться от дождя, нужен большой зонтик. Но большой зонтик не укладывается в сумку, то есть нужен маленький зонтик. Выход – складной зонтик [2, c. 220].

Педагог всегда должен побуждать ребенка находить противоречия в том или ином явлении и самостоятельно его решать. Разрешение противоречий – важный этап в психической деятельности ребенка [4, c. 445].

  • Метод фокальных объектов (МФО) – перенос свойств одного объекта или нескольких на другой. Этот метод позволяет не только развивать воображение, речь, фантазию, но и контролировать мышление.

Суть заключается в переносе атрибутов случайно выбранных объектов на улучшенный объект, который лежит в фокусе передачи, и поэтому называется фокусом.

Алгоритм работы MФО:

— выбирается 2-3 случайных объекта;

— составляются списки характерных свойств, функций и признаков случайных объектов (5-6 интересных слов – прилагательные, причастия, глаголы);

— выбирается фокус-объект – на нем сосредоточена мысль;

— признаки случайных объектов последовательно прикрепляют к фокальному объекту и педагог записывает все полученные комбинации;

— дети оценивают полученные варианты и выбирают наиболее интересные и эффективные решения.

Например [5, c. 12]:

1) Улучшенный объект – фонарик.

2) Случайные предметы – очки, сапоги, парашюты.

3) Характерные свойства или признаки случайных объектов

Очки: солнечные, защитные, модные.

Сапоги: теплые, мягкие.

Парашют: раскрывающийся, цветной, надежный.

4) Новые комбинации: фонарик солнечный, защитный, модный, теплый, мягкий, ржавый, выпадающий, цветной, надежный.

5) Развивают полученные идеи:

Фонарь с подзарядкой от солнечного света, фонарь с электрошоком, фонарь в виде украшений.

Фонарик плюс обогреватель, фонарик в виде мягкой игрушки, фонарик-маяк для домашних животных.

Складной фонарь, фонарь с цветными фильтрами, противоударный фонарь.

  • Метод «Системный анализ» или «системный оператор».

Системный оператор является одним из первых упражнений в развитии системного логического мышления, которое позволяет видеть объект одновременно в структурном, функциональном, временном аспектах, а также в его антисистеме.

Системный оператор [5, c. 12]:

  1. позволяет рассмотреть, из чего объект состоит, и часть того, что является объектом интереса; содержит описание функциональных возможностей отдельных деталей, самой системы и подсистемы в целом при вертикальном перемещении снизу вверх;
  2. позволяет своевременно анализировать интересующий нас объект на уровне системы, суперсистемы и подсистемы.

При осмотре объекта дети определяют, из каких частей он состоит, его виды (транспорт, игрушка, одежда, здание и т. д.). Кроме того, выясняют историю возникновения того или иного объекта, какой объект выполнял данные функции до его появления, этот предмет анализируется аналогичным образом. Дальше ребятам предоставляется возможность представить, каким станет объект в будущем: его функциями, внешним видом, как его назовут.

Девятиэкранная модель («чудесный экран») выступает в качестве средства системного мышления. Данная методика представляет собой наглядное представление выбранного предмета, например, воробьиное гнездо и его составляющее. Ребенок может наблюдать всё до мелочей, птенцов, гнездо, яйца, желток-белок и др.

Нами была проведена диагностика с целью выявления уровня творческих способностей у детей старшего дошкольного возраста  на базе ГУО «Ясли-сад № 91 г. Гродно». Для определения уровня развития творческих способностей использовались методики «Незаконченный рисунок», «Дорисовывание», предложенные Э. Торренсом, «Солнце в комнате», «Как спасти зайку» В. Синельниковым, В. Кудрявцевым.

Результаты исследования представлены на Рисунке 1 и Рисунке 2.

Рис. 1 – Диагностика творческих способностей детей старшего дошкольного возраста.

Как видно из Рисунка 1, в наибольшей степени для детей данной возрастной группы характерен средний уровень развития творческих способностей. Наибольшее количество среднего уровня выявлено при проведении методик «Солнце в комнате» и «Незаконченный рисунок» — 71 % респондентов. Средний уровень в методике «Как спасти зайку» показали 61% респондентов. В методике «Дорисовывание» всего 28% респондентов продемонстрировали средний уровень.

Высокие показатели уровня творческих способностей выявлены в методике «Дорисовывание» – 67% респондентов. При проведении методик «Солнце в комнате» и «Незаконченный рисунок» показатели высокого уровня зафиксированы у 28% респондентов. И, наконец, наименьшее количество респондентов 14% с высокими показателями зафиксировано при проведении методики «Как спасти зайку».

Низкие показатели уровня развития творческих способностей зафиксированы при проведении методик «Как спасти зайку» и «Дорисовывание» у 24% и 5% респондентов соответственно.

Анализируя полученные результаты можно сказать, что у 38% детей творческие способности развиты на достаточно высоком уровне, дети испытывают желание творить, любят выполнять различные творческие работы, но отдают предпочтение двум видам деятельности: изобразительной деятельности (рисованию, лепке, аппликации) и словесному творчеству. Средний уровень развития творческих способностей имеют 57% респондентов. Следует сказать о тех детях, которые предпочитают не специально заданные творческие занятия, а творческую самостоятельную деятельность в течение дня. Некоторые дети указали на то, что для выполнения работы творческого характера им необходима помощь взрослого. Были и те, у кого низкий уровень развития творческих способностей – 5%.  Для повышения уровня развития творческих способностей с воспитанниками была проведена работа с использованием элементов ТРИЗ – технологии.

В результате проведенной работы с использованием элементов ТРИЗ-технологии, дети в значительной степени преодолели ощущение робости, скованности и «языкового барьера». Они усовершенствовали логику мышления, речевую деятельность, видение многогранности мира, его противоречивый характер, закономерности развития. Дети научились мыслить системно, стали более любопытными, более активными в поиске ответов на интересующие вопросы.

Таким образом, занятия с использованием методов технологии ТРИЗ являются эффективным средством развития творческих способностей у дошкольников. Методы данной технологии позволяют успешно решать задачи творческого и интеллектуального развития дошкольников. Дети становятся более общительными, не боятся высказать свое мнение, применяют полученные знания в повседневной жизни. Главное, у детей формируются умения слушать друг друга, радоваться чужим успехам, уважительно относиться к мнению других детей [2, c. 220]. Развитие творчества влияет на расширение индивидуального опыта ребенка и организацию детской деятельности, что позволяет творчески применять полученные знания, способствует повышению активности, расширяет горизонты и лексику. Все это дает дошкольникам возможность успешно проявлять себя в различных видах деятельности.

 

Список литературы

 

  1. Альтшуллер, Г. С. Найти идею / Г.С. Альтшуллер. – М. : Наука, 2003. – 239 с.
  2. Гин, А. А. ТРИЗ педагогика / А. А. Гин. – М. : Феникс, 2015. – 202 с.
  3. Гин, С. И. Занятия по ТРИЗ в детском саду / С. И. Гин. – М. : Феникс, 2010. – 143 с.
  4. Тамберг, Ю. Г. Как научить ребёнка думать / Ю. Г. Тамберг. – М. : Академия, 2007. – 445 с.
  5. Гафитуллин, М. С. Развитие творческого воображения. / М.С. Графитуллин. – М. : Жуковский, 1987. – 12 с.

 

 

Запись опубликована в рубрике Секция 1. Детство в аспекте педагогических и психологических исследований. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Гришук Л. С. ТРИЗ-ТЕХНОЛОГИИ КАК СРЕДСТВО РАЗВИТИЯ ТВОРЧЕСКИХ СПОСОБНОСТЕЙ ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»

  1. Елизавета Занемонская говорит:

    Достаточно ли поверхностных знаний для организации работы с использованием ТРИЗ-технологий или же нужно углубиться в тему, чтобы правильно использовать данные технологии в образовании?

    • Любовь Гришук говорит:

      Спасибо за вопрос!
      Я считаю что для эффективного использования ТРИЗ-технологий необходимо основатель подготовиться, чтобы это дало какой-то эффект.

Обсуждение закрыто.