Командига А.Н. СВЯЗЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

УДК 159.9

Командига А.Н.

учащаяся 11-ого класса

Государственного учреждения образования «Красненская средняя школа Молодечненского района»

(Научный руководитель – Сидарович В.И., педагог-психолог ГУО «Красненская средняя школа Молодечненского района»)

СВЯЗЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ

 Аннотация. В данной статье рассматривается проблема особенностей семейного воспитания как одного из факторов развития депрессивных тенденций у подростков. Представлены результаты проверки предположения о наличии связи между семейным воспитанием и депрессивными тенденциями у подростков.

 В современном обществе семья играет важную роль как в жизни отдельного человека, так и в развитии общества в целом. Семья, как один из наиболее значимых социально-педагогических институтов, выполняет такие функции как воспитание, развитие личности ребенка, его духовное и нравственное просвещение, удовлетворение потребностей в эмоциональной поддержке и психологической защите, обеспечение выполнения ребенком социальных норм и правил и др. Немаловажную роль в качественном выполнении этих функций играет такой фактор как семейное воспитание.

Семейное воспитание — более или менее осознанные усилия по взращиванию ребёнка, предпринимаемые старшими членами семьи, которые направлены на то, чтобы младшие члены семьи соответствовали имеющимся у старших представлениям о том, каким должен быть ребёнок, подросток, юноша [1].

Как в педагогической, так и в психологической литературе можно найти описание различных стилей воспитания, как моделей организации воспитательного процесса. Согласно Н.И. Деклеевой [2], под стилем семейного воспитания следует понимать наиболее характерные способы отношения родителей к ребенку, применяющих определенные средства и методы педагогического воздействия, которые выражаются в своеобразной манере словесного обращения и взаимодействия.

В классической классификации выделяют авторитарный, демократический и либеральный (попустительский) стили семейного воспитания. Каждый из этих стилей имеет свои особенности, позитивные и негативные стороны.

Благоприятный семейный климат создаёт условия для развития личности, привязанность, доброжелательную требовательность членов семьи друг к другу, чувство защищённости, эмоциональной удовлетворённости, ответственности, гордости за принадлежность к своей семье. В таких семьях почитают родителей, доверяют друг другу, проводят много свободного времени в семейном кругу. Если же члены семьи испытывают эмоциональный дискомфорт, тревожность, напряжённость, чувство незащищённости, конфликтность межличностных отношений, тогда можно говорить о неблагоприятном семейном климате.

Одним из наиболее серьезных последствий деструктивного семейного воспитания может стать развитие у подростка депрессивных тенденций. Ведь известно, что подростковый возраст является этапом жизни, который сопровождается многочисленными физическими, эмоциональными, психологическими и социальными изменениями. Нереальные учебные, социальные или семейные ожидания могут создать сильное чувство отверженности и привести к глубокому разочарованию. Подростки, у которых отмечаются депрессивные состояния, часто имеют проблемы в кругу семьи. Во многих случаях родители сами способствуют развитию депрессивных состояний у детей и подростков. В настоящее время проблема семейного воспитания как фактора психофизического благополучия детей в условиях семьи приобретает особую актуальность, так как является одной из важнейших составляющих государственной политики сохранения здоровья нации.

Необходимость изучения данного аспекта определило актуальность предпринятого исследования.

Цель исследования – изучение особенностей семейного воспитания как фактора развития депрессивных тенденций у подростков.

На основании цели была выдвинута гипотеза о существовании связи между семейным воспитанием и развитием депрессивных тенденций в подростковом возрасте.

Для сбора эмпирических данных были использованы следующие методы исследования:

1) Опросник «Родителей оценивают дети» А.А. Аладьина, И.А. Фурманова.;

2) Шкала самооценки депресии У. Цунга.

В исследовании участие приняли 77 подростков, учащихся 9–11 классов ГУО «Красненская средняя школа Молодечненского района». Возраст испытуемых составил от 14 до 17 лет.

С целью проверки гипотезы о наличии связи между особенностями семейного воспитания и депрессивными тенденциями у подростков был применен метод корреляционного анализа Спирмена (таблица 4).

 

Таблица 4 – результаты корреляционного анализа связи представлений тревожных подростков об отношении к ним родителей и чувствительности к поощрению и наказанию (без учета фактора пола)

Изучаемая переменная Депрессивные тенденции

(коэф. корреляции)

Гиперпротекция 0,24
Гипопротекция 0,28
Потворствование 0,10
Игнорирование потребностей ребенка 0,13
Чрезмерность требований-обязанностей 0,21
Недостаточность требований-обязанностей -0,10
Чрезмерность требований-запретов -0,00
Недостаточность требований-запретов -0,26
Чрезмерность санкций 0,32
Минимальность санкций -0,14
Неустойчивость стиля воспитания 0,20

 

По результатам корреляционного анализа можно говорить о наличии прямой связи  между депрессивными тенденциями в подростковом возрасте и такими характеристиками как гиперпротекция, гипопротекция и чрезмерность санкций. Это говорит о том, что чем больше в представлении подростков выражены данные характеристики семейного воспитания, тем больше выражены у них депрессивные тенденции. Можно также сказать, что высокие баллы по данным характеристикам семейного стиля  провоцируют формирование депрессивных тенденций в подростковом возрасте.

Также можно наблюдать обратную связь между недостаточностью требований-запретов и депрессивными тенденциями подростков. Это означает, что подростки, имеющие соответствующие условия воспитания в их семье, менее предрасположены к формированию у них депрессивных тенденций соответственно. В то же время отсутствие либо слабая выраженность данных особенностей семейного стиля может стать причиной для повышения вероятности формирования депрессивных тенденций у подростков.

Таким образом, можно говорить о том, что и в том случае, когда ребенок или подросток оказывается на периферии внимания родителя, и в ситуации, когда родители уделяют ребенку крайне много времени, сил и внимания, и воспитание его стало центральным делом их жизни, подросток имеет одинаково высокую предрасположенность к формированию у него депрессивных тенденций. То же справедливо и для ситуации, когда для родителей характерны приверженность к применению строгих наказании, чрезмерное реагирование даже на незначительные нарушения поведения.

В то же время ребенок, которому «все можно», в меньшей степен предрасположен к формированию у него депрессивных тенденций. Даже если и существуют какие-либо запреты, ребенок или подросток легко их нарушает, зная, что с него никто не спросит. Он сам определяет круг своих друзей, время еды, прогулок, свои занятия, время возвращения вечером, вопрос о курении и об употреблении спиртных напитков. Такой ребенок не чувствует на себе родительского давления, что позволяет ему сохранять позитивное отношение к себе и окружающему миру.

Из этого следует, что выдвинутая нами гипотеза о наличии связи между особенностями семейного воспитания и депрессивными тенденциями у подростков подтверждается.

 

Список литературы

 

  1. Бим-Бад, Б. М. Педагогический энциклопедический словарь / Б. М. Бим-Бад — М., 2002. – С. 255–256
  2. Дереклеева, Н.И. Стили семейного воспитания. Попустительский стиль семейного воспитания / Н.И. Дереклеева [Электронный источник]. – 2011 г. – Режим доступа: http://5psy.ru/roditeli-i-deti/stilisemeienogo-vospitaniya.html. – Дата доступа: 21.01.2012

 

Запись опубликована в рубрике Секция 7. Путь в науку. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

2 комментария на «Командига А.Н. СВЯЗЬ СЕМЕЙНОГО ВОСПИТАНИЯ И ДЕПРЕССИВНЫХ ТЕНДЕНЦИЙ У ПОДРОСТКОВ»

  1. СНЕЖАНА СЕМЕРНИК говорит:

    Интересная статья.
    Найти бы родителям «золотую середину» и воспитать хорошего подростка. )))
    Как Вы думаете, что помогает наладить отношения с подростком? Вместе смотреть фильмы? Ходить в магазины? Интересоваться учебой? Чего ждет подросток от родителей?

    • Александра Командига говорит:

      Здравствуйте, я сама как подросток считаю, что главное в этом случае это понимание и поддержка со стороны с обеих сторон. Нужно научиться слушать своего ребёнка и главное понимать. Уделяйте ему должное внимание , говорите чаще тёплые слова. И тогда ребёнок ответит вам тем же.

Обсуждение закрыто.