УДК 376.37
Микитич И.А.
студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(Научный руководитель – Букша К.И. старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования УО ГрГУ им. Янки Купалы)
ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ СВЯЗНОЙ РЕЧИ У УЧАЩИХСЯ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА С ТЯЖЕЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ НА УРОКАХ ПО ПРЕДМЕТУ «ЧЕЛОВЕК И МИР»
Аннотация. В данной статье рассмотрены особенности развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету «Человек и мир».
Связная речь является сложной формой речевой активности. От неё зависит и возможность познания окружающей действительности, и успешность обучения, и развитие личности. Особенно значимой становится данная проблема по отношению к детям с тяжелыми нарушениями речи, потому как становление связной речи у них происходит замедленными темпами и отличается определёнными качественными особенностями. Учащиеся с тяжелыми нарушениями речи довольно продолжительное время остаются на этапе вопросно-ответной формы речи. Переход к самостоятельному связному высказыванию достаточно труден для этих детей и порой затягивается вплоть до старших классов. Связная речь выступает предметом изучения различных наук, в том числе лингвистики, психологии и психолингвистики, а также общей и специальной методик.
Цель статьи – рассмотреть особенности развития связной речи у учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи на уроках по предмету «Человек и мир».
По мнению С.Л. Рубинштейна, связная речь представляет собой ту речь, которая может быть понятна на основании ее предметного содержания [1, с. 253]. Развитие связной устной речи является центральной задачей речевого воспитания детей. Это обусловлено, прежде всего, ее социальной значимостью и ролью в формировании личности. Именно в связной речи реализуется основная, коммуникативная, функция языка и речи. Проблема развития связной речи является одной из самых актуальных в работе с детьми с тяжелыми нарушениями речи. Данное нарушение является наиболее распространенным у детей и проявляется в резкой задержке формирования компонентов языка: фонетики, лексики, грамматики при нормальном слухе и интеллекте. У учащихся с тяжелыми нарушениями речи связная речь самостоятельно не формируется. При пересказе и рассказе учащиеся, страдающие тяжелыми нарушениями речи, затрудняются строить фразы, прибегают к перефразировкам и жестам, теряют основную нить содержания, путают события, затрудняются в выражении главной мысли, не заканчивают фразы. Такая речь хаотична, бедна выразительностью оформления. Т. Н. Ушакова отмечает, что только «специальное речевое воспитание подводит ребенка к овладению связной речью, которая представляет собой развернутое высказывание, состоящее из нескольких или многих предложений» [2, с. 8].
Уроки по предмету «Человек и мир» обладают большими дидактическими возможностями для развития связной речи учащихся младшего школьного возраста с тяжелыми нарушениями речи. На уроках по предмету «Человек и мир» с учащимися с тяжелыми нарушениями речи наряду с образовательными задачами, соответствующими теме урока, всегда реализуется развитие познавательных процессов в целом и развитие речи учащихся в частности. На уроках по предмету «Человек и мир» ведется работа по развитию понимания речи, формированию словарного запаса. Важнейшим источником материала для речевых упражнений является окружающий мир – все то, что окружает учащихся, их собственный опыт. Информация, полученная на уроках по предмету «Человек и мир» служит основой для устных рассказов и письменных сочинений. На основании этого материала происходит формирование продуктивной устной речи, обучение диалогической и монологической речи.
Работа над связной речью может осуществляться в рамках организационного момента, словарной работы, а также при подготовке к изучению новой темы, при изучении нового материала и на этапе его закрепления. Организация работы по развитию связной речи у учащихся младшего школьного возраста на уроках по предмету «Человек и мир» должна быть построена с учетом особенностей речевого развития данной категории учащихся, а также должна быть реализована последовательно и поэтапно. Все содержание работы по развитию связной речи может быть представлено в следующих этапах:
- Подготовительный этап, направленный на формирование лексического и грамматического базиса связной речи, развитие и закрепление навыков построения предложений разной структуры, а также коммуникативных умений и навыков для полноценного общения детей с учителем и между собой в процессе уроков.
Целью данного этапа выступает повышение уровня речевого и языкового развития, необходимого для составления развернутых высказываний.
На данном этапе применяются такие упражнения как:
1) составление фразы по нескольким предметным картинкам, подбираемым в соответствие с темой урока вначале по трем-четырем, затем – по двум картинкам (например, посмотри на картинки, скажи, что на них изображено. Составь предложение по данным картинкам);
2) составление предложений по отдельным ситуационным картинкам-действиям в соответствие с темой урока (например, мальчик поливает цветы, девочка собирает яблоки, мама готовит обед).
На подготовительном этапе идет обучение составлению фраз-высказываний по наглядной опоре, по имеющимся представлениям, усвоение лексических и синтаксических средств построения речевых высказываний. На данном этапе у детей формируются установки на активное употребление фразовой речи.
- Основной этап имеет целью формирование навыков связного высказывания и включает в себя работу по усвоению норм связного высказывания, формирования навыков планирования и составления развернутых высказываний и обучение лексико-грамматическому оформлению связных высказываний в соответствии с нормами родного языка.
На данном этапе применяются такие упражнения как:
1) составление описание объектов и явлений (описание изучаемого животного, растения или сезона) по основным признакам (например: «Расскажи, какая лиса?»);
2) составление развернутого описания объектов и явлений с включением различных признаков-микротем (например: «Посмотри на картинку ромашки. Расскажи про ромашку. При составлении рассказа скажи, из каких частей состоит растение, какой они формы, каковы условия произрастания и ухода за данным растений, к какой группе растений можно отнести ромашку, в чем заключается польза ромашки для человека»);
3) коллективное составление рассказа (составление рассказа предваряет совместное составление его плана, определение основных структурных частей);
4) составление рассказа по частям (между учащимися распределяются логично законченные части рассказа, предварительно определяется их последовательность).
- Заключительный этап, имеющий целью закрепление навыков построения связного высказывания на основе составления рассказов по представлению. В данном случае учащиеся составляют связные высказывания на основе прошлого опыта восприятия объекта или явления (например: «Вспомните, за чем мы наблюдали на прошлом уроке? Расскажите, какие внешние признаки животного мы наблюдали?» и т.п.). По окончании третьего этапа обучения, дети должны овладеть навыком построения связного высказывания.
Таким образом, недостаточность развития связной речи у учащихся с тяжелыми нарушениями речи требует реализации на уроках по учебным предметам работы над развитием связной речи, направленной на формирование лексического и грамматического базиса речи, формирование навыков планирования, составления лексико-грамматического оформления развернутых высказываний, а также коммуникативных умений и навыков.
Список литературы:
- Рубинштейн, С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. – М. : Просвещение, 1989. – 468 с.
- Ушакова, Т. Н. Речь : истоки и принципы развития / Т. Н. Ушакова. – М. : Владос, 2004. – 68 с.
Ирина, поясните пожалуйста, какие группы методов используются на подготовительном этапе?
На подготовительной этапе используются такие методы как :словесные (беседа, рассказ), наглядные (демонстрация, показ) и практические (упражнения)