УДК 372.3
Занемонская Елизавета Юрьевна
студентка 3 курса 1 ступени образования педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Я.Купалы»
(Научный руководитель – Ковалева Е. А., старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства УО ГрГУ им. Янки Купалы, магистр педагогических наук)
РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ ДОШКОЛЬНИКОВ КАК СРЕДСТВО ПОДГОТОВКИ К ОБУЧЕНИЮ ПИСЬМУ
Аннотация: В данной статье представлены результаты диагностического исследования по проблеме развития мелкой моторики рук дошкольников. Разработаны рекомендации по подготовке к обучению письму детей старшего дошкольного возраста.
Особого внимания в развитии дошкольника имеет движение пальцев и кистей рук, что несет в себе особое развивающее влияние на многие мыслительные процессы.
В исследованиях М. Аксенова мелкая моторика трактуется как совокупность скоординированных действий нервной, мышечной и костной системы, часто – в сочетании со зрительной системой в выполнении мелких и точных движений кистями и пальцами рук и ног [1]. Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Ученые пришли к выводу, что только лишь после достижения достаточной точности движений пальцами рук начинается формирование устной речи ребенка.
Исследования доказали, что рука движется с той же скоростью, что и глаза. Поэтому в дошкольном возрасте важно развить механизмы, необходимые для развития мелкой моторики, создать условия для накопления ребенком двигательного и практического опыта, развития навыков ручной умелости.
Согласно диагностике группы детей дошкольного возраста, Л. Ф. Фомина в своей работе отметила следующую закономерность: «если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы, если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы» [1].
Умение выполнять мелкие движения с предметами развивается в старшем дошкольном возрасте. Именно к шести-семи годам в основном заканчивается созревание соответствующих зон коры головного мозга, развитие мелких мышц кисти.
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все сферы жизни ребенка, такие, например, как личностная, эмоциональная и интеллектуальная. В данном возрасте главная задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к школьному обучению, в том числе, к письму. Письмо — это довольно сложный навык, который подразумевает выполнение тонких координированных движений руки, особенно мелких мышц кисти. Специалисты утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничные отношения тело и разум, поддерживают мозговые системы в превосходном состоянии.
Л.С. Выготский в 1983 году, указывая на важность изучения и совершенствования двигательной сферы у детей, нуждающихся в специальном коррекционном обучении, писал, что, будучи относительно самостоятельной, независимой от высших интеллектуальных функций и легко упражняемой, моторная сфера дает богатейшую возможность для компенсации интеллектуального дефекта.
В старшем дошкольном возрасте активно развиваются все сферы жизни ребенка, такие, например, как личностная, эмоциональная и интеллектуальная. В данном возрасте главная задача психологов и педагогов состоит в том, чтобы подготовить детей к школьному обучению, в том числе, к письму.
Письмо — это довольно сложный навык, который подразумевает выполнение тонких координированных движений руки, особенно, мелких мышц кисти. Развитие активных движений пальцев рук имеет научное обоснование. Большинство учёных, которые занимаются изучением деятельности и развития головного мозга ребенка, подчеркивают огромную роль функций руки в этом процессе.
Подготовка руки к письму должна начинаться с раннего детства, задолго до прихода детей в школу. М. М. Безруких пишет, что «у детей 5–6 лет еще слабо развиты мелкие мышцы кисти, не закончено окостенение костей запястья и фаланг пальцев, несовершенна нервная регуляция, что затрудняет и выполнение движений. машинами», вязать, лепить, конструировать «не интересно, не хочется».
Ю. М. Тонкова, ссылаясь на исследования В. А. Силивон, отмечает, что двигательные навыки предусматривают:
‒ лёгкость руки, развитость мелкой мускулатуры пальцев, сенсорно-двигательную связь и координацию, которые позволяют выполнять произвольные движения более точные по скорости, силе, размаху и направленности;
‒ развитость пространственной двигательной координации и ориентации на ограниченной плоскости: клеточке, строке, линейке; быстрое нахождение правой и левой сторон;
‒ сформированность зрительно-двигательных образов и представлений;
‒ развитость аналитического восприятия и способности к воспроизведению буквенных знаков или предметных изображений поэлементно-целостным способом.
Необходимо вести обучение к подготовке руки к письму в разнообразных направлениях. Так как ведущий вид деятельности дошкольника – игра, то посредством игры следует формировать у детей интерес к графическим упражнениям (нарисуй предмет по точкам, соедини точки, узор по клеточкам). Данные примеры упражнений подготавливают руку к более сложным заданиям.
Перед началом выполнения задания необходимо помнить про соблюдение гигиенических правил, выполнение заданий с удовольствием. После проведения упражнений следует провести пальчиковую гимнастику или самомассаж пальцев.
Для диагностики уровня готовности руки к письму у старших дошкольников нами были применены методики Керна – Йирасека (рисунок фразы, рисунок точек, рисунок человека).
В результате проведенной диагностики дошкольников с низким уровнем развития мелкой моторики выявлено не было. У 60% исследуемых старших дошкольников мелкая моторика развита хорошо, есть небольшие затруднения, которые можно исправить. 40% исследуемых дошкольников продемонстрировали высокий уровень развития мелкой моторики. Этому свидетельствует то, что данные задания им дались легко, они справились быстро, без чужой помощи. Движения рук были точными и ловкими. Речь беглая, без нарушений в произношении звуков.
Таким образом, результаты диагностики указывают на то, что целесообразно обеспечить психолого-педагогические условия в УДО для успешной подготовки руки ребёнка к письму. Трудности в письме связаны, прежде всего, не с самим написанием элементов букв, а с неподготовленностью детей к этой деятельности. Поэтому в подготовительный период очень важно использовать ряд упражнений, которые бы постепенно готовили руку ребенка к письму. Эти упражнения полезны, как для леворуких, так и для праворуких детей.
Простой и эффективный способ подготовки руки к письму – книжки-раскраски. Раскрашивая любые картинки, ребенок учится держать в руке карандаш, использует силу нажима. Это занятие тренирует мелкие мышцы руки, делает ее движения сильными и координированными. Рекомендуется пользоваться цветными карандашами, а не фломастерами.
Можно предложить ребенку копировать понравившиеся рисунки на прозрачную бумагу. Очень полезны орнаменты и узоры, так как в них присутствует большое количество изогнутых линий, что является хорошей подготовкой руки ребенка к написанию прописных букв.
Нельзя забывать о регулярных занятиях с пластилином или глиной. Разминая, вылепливая пальчиками фигурки из этого материала, ребенок укрепляет и развивает мелкие мышцы пальцев.
Очень важной частью работы по развитию мелкой моторики являются пальчиковые игры. Игры эти очень эмоциональны, увлекательны, захватывают ребенка своей импровизацией, непосредственностью, театрализацией, элементами сюрпризности и предполагают наличие ситуации успеха. Они способствуют развитию речи, творческой и мыслительной деятельности. Пальчиковые игры как бы отображают реальность окружающего мира – предметы, животных, людей, их деятельность, явления природы. В ходе пальчиковых игр дети, повторяя движения взрослых, активизируют моторику рук. Тем самым вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.
Cписок литературы
- Аксeнoвa, М. Рaзвитиe тoнких движeний пaльцeв рук у дeтeй с нaрушeниeм рeчи / М. Аксенова // Дoшкoльнoe вoспитaниe. – 2010. – №8. – С. 62 – 65.
- Белова, Е .А. Развитие мелкой моторики и ее роль в жизни ребенка/ Е. А. Белова // Молодой ученый. – 2018. – №46. – С. 274 – 277.
- Венгер, Л. А. Как дошкольник становится школьником? / Л. А. Венгер // Дошкольное воспитание. – 1995. – № 8. – С. 66 – 74.
- Гаврина, С. Е. Книга тестов. – М.: ЗАО «РОСМЭН – ПРЕСС» / С. Е. Гаврина [и др.] // Диагностика готовности ребенка к школе / под ред. Н.Е. Вераксы. – М.: Мозаика-Синтез, – 2007. – 96 с.
- Матвеева, Л. Н. Развитие мелкой моторики у старших дошкольников как средство подготовки руки к письму / Л. Н. Матвеева, Е. М. Галкина // Молодой ученый. — 2017. — № 15 (149). — С. 604-607. — Режим доступа: https: //moluch.ru / archive / 149 / 41968. – Дата доступа: 10.05.2020).
Елизавета, скажите пожалуйста, использовали ли вы на практике свои рекомендации, если да, то заметен ли результат?
Спасибо за вопрос, Любовь. Да конечно. Все рекомендации прошли апробацию на практике в дошкольное учреждении. При регулярном использовании и работе с детьми видны огромные успехи. Проводя данные рекомендации в игровой форме вам будет легче сосредоточить внимание ребёнка на задании, так же дети будут одновременно получать удовольствие от занятия и совершенствовать мелкую моторику рук.