Хомчик М.Н. ЗАДАЧИ И ФОРМЫ ВНЕКЛАССНОЙ РАБОТЫ ПО НЕМЕЦКОМУ ЯЗЫКУ В СТАРШИХ КЛАССАХ

Внеклассная работа является составной частью учебно-воспитательного процесса в школе, одной из форм организации досуга учащихся. Внеклассная работа – это не только эффективная возможность углубить и расширить знания учащихся по немецкому языку, но и возможность раскрыть их творческий потенциал. Она позволяет воспитывать в детях подросткового возраста духовно-нравственные качества, а так же расшить их культурные познания о стране изучаемого языка.
Для эффективного проведения подобного рода мероприятий учителю необходимо учитывать психолого-педагогические особенности и свойства обучения немецкому языку определенной возрастной категории. Это дает возможность грамотно подобрать форму и содержание внеклассного занятия.
Для подготовки плана-конспекта и проведения внеклассной работы по немецкому языку в старших классах, нам нужно выделить задачи, которые должна нести в себе внеклассная работа:
  • усовершенствование приобретенных знаний и умений на уроках немецкого языка;
  • квалифицированная педагогическая помощь ребенку в подростковом периоде в формировании его мировоззрения и воспитания духовно-нравственных качеств;
  • развитие и раскрытие творческого потенциала и эстетических вкусов школьников;
  • воспитание патриотизма и уважения культурного наследия своей родины и страны, язык которой изучают школьники.
Из научных трудов А.В. Петровского нам известно, что на старшем уровне (10-11 классы) ученики стремятся к всестороннему развитию своей личности, углубленному усвоению знаний. В этом возрасте формируется научное мировоззрение, возрастает социальная активность, увеличивается интерес к проблемам человеческих взаимоотношений, увлечения становятся разносторонними, а самооценка своих способностей снижается. Большое значение для юношей и девушек приобретает общение со своими сверстниками. Общение для них — неотъемлемая часть их жизни, канал информации и вид деятельности, в процессе которой происходит формирование индивидуального стиля поведения старшеклассников [1, с. 133].
В методическом пособии Калечицы Т.Н. «Внеклассная и внешкольная работа с учащимися» описаны основные отличия внеклассной работы от учебной. Осознание существенных отличий урока от внеклассного мероприятия немаловажно влияет на успех и эффективность в проведении внеклассного мероприятия среди учеников.
Калечиц Т.Н. в своем методическом пособии выделяет основные отличия внеклассной работы от учебной:
1. Добровольный характер участия учащихся во внеклассной работе в отличие от обязательности учебной деятельности. Учащиеся решают для себя вопрос об участии в тех или иных видах внеклассной работы.
Этот принцип определяет содержание и форму внеклассной работы – она должна постоянно поддерживать, углублять и развивать интерес к иностранному языку.
2. Внеурочный характер занятий, который выражается, во-первых, в отсутствии строго урочной регламентации, касающийся времени, места, формы их проведения. Во-вторых, в отсутствии строгого учета знаний, навыков и умений, оценок в баллах. Проверка результатов внеклассной работы осуществляется в форме отчетных вечеров, концертов, сборов, выпуска стенгазет на иностранном языке и т. д.
3. Большая самостоятельность и инициативность учащихся в выполнении внеурочных поручений. В отличие от учебной работы, где помощь учителя играет ведущую роль, во внеклассной работе учащиеся проявляют больше самостоятельности, изобретательности, творчества как в выполнении, так и в организации внеурочных мероприятий, в выборе форм работы, отвечающих интересам отдельных возрастных групп учащихся, их склонностям [2, с. 141].
Обычно, в методической литературе традиционно различают три формы внеклассной работы: индивидуальная, групповая и массовая. В основу такой классификации форм внеклассной работы заложен признак массовости участников. В.И. Шепелева предлагает различать формы внеклассной работы по организационно-структурным признакам, делая акцент на неясности в понятии «массовость». В соответствии с ее определением, она сопоставляет групповые формы к организационно-структурным формам, а индивидуальные и массовые – к неструктурным [3, с. 97].
Исходя из выше сказанного, можно выделить такие формы внеклассной работы по немецкому языку, как:
1. соревновательные,
2. средства массовой информации,
3. культурно-массовые,
4. политико-массовые.
Каждая группа вышеуказанных форм внеклассной деятельности предполагает конкретные специфичные мероприятия.
Под соревновательными мероприятиями подразумеваются различные конкурсы, игры, олимпиады и викторины.
В основу мероприятий с информационно-массовым характером входят стенгазеты, объявления, бюллетени, устные журналы, дайджесты, выставки-викторины.
Культурно-массовый характер несут в себе вечера-праздники; вечера-портреты, вечера-встречи, вечера-хроники.
Форумы, фестивали, пресс-конференции, ярмарки солидарности, телемосты и прочие мероприятия, имеющие политико-массовый характер.
Групповая форма внеклассной работы характеризуется строгой организационной структурой. Здесь речь идет о разнообразных кружках: разговорные, вокальные, драматические, переводческие. Занятия в кружках, как правило, проводятся регулярно для достижения максимальной эффективности.
Индивидуальная внеклассная работа – это работа с учениками поочередно, в индивидуальном порядке, которые готовят сообщения или доклады о стране, язык которой изучается, о значимых датах и событиях, знаменитых людях, разучивают стихи, песни, отрывки из литературных произведений на иностранном языке, оформляют стенгазеты, альбомы, стенды.
Ученическая конференция даёт возможность учащимся и учителям погрузиться в атмосферу иностранного языка, почувствовать себя в диалоге с иной культурой. Жесткие рамки урока и четко определенное содержание учебных дисциплин не всегда позволяет учащимся познать все богатство связей между изучаемыми объектами, событиями и явлениями. В этом случае с целью актуализации, обобщения и систематизации изученного ранее материала, его углубления, расширения и упрочения проводятся ученические конференции. Конференция, как никакая другая форма внеклассной учебной работы, формирует личностный аспект восприятия знаний, способствует привитию учащимся умений и навыков, культуры интеллектуального и практического труда, умений самостоятельно добывать и пополнять знания, воспитывает общественную активность школьников [4, с. 101].
В настоящее время стала очевидной идея необходимости обучения иностранному языку как средству коммуникации непременно в коллективной деятельности с учетом межличностных связей: преподаватель-группа, преподаватель-ученик, ученик-группа, ученик-ученик и т. д. Положительное влияние на личность обучаемого оказывает групповая деятельность. [5, с. 54].
Доказано, что игра в обучении немецкому языку является так же серьезным подходом к усвоению информации, но достижение материала происходит легко усваиваемым и интересным игровым методом.
С.А. Шмаков выделил четыре главные черты педагогических игр:
  • свободная развивающая деятельность, предпринимаемая лишь по желанию ребенка, ради удовольствия от самого процесса деятельности, а не только от результата (процедурное удовольствие);
  • творческий, в значительной мере импровизационный, очень активный характер этой деятельности («поле творчества»);
  • эмоциональная приподнятость деятельности, соперничество, состязательность, конкуренция, аттракция и т.п. (чувственная природа игры, «эмоциональное напряжение»);
  • наличие прямых или косвенных правил, отражающих содержание игры, логическую и временную последовательность ее развития. [5, с.112].
В нашем веке развитие техники и средств массовой информации привело к необходимости владением и использованием СМИ и такого технического явления, как интернет в нашей повседневной жизни. Что касается школы, Интернет имеет высокую степень популярности среди детей и подростков. Поэтому было бы нецелесообразно не включить использование СМИ и глобальной сети Интернет во внеклассную работу со старшеклассниками.
Ученики старших классов охотно выполняют задания любого типа сложности, если материал представлен на мониторе компьютера, в интернете или отображен на проекторе. Ученики объясняют это тем, что компьютеры и интернет плотно вошли в их повседневную жизнь и обучение. Это позволяет говорить о необходимости ввести интерактивные методы обучения для проведения внеклассных работ. Это могут быть, как и отдельные задания в интернете, так и интерактивное сопровождение к информации на определенную тему внеклассной работы.
Таким образом, мы можем сделать выводы, что внеклассная работа является неотъемлемой частью в педагогическом воспитании и обучении детей в подростковом возрасте. При помощи внеклассной работы по немецкому языку дети старшей школы имеют возможность совершенствовать свои навыки и применять умения в немецком языке.
В заключение хочу отметить, что именно во внеклассной работе на фоне отсутствия немецкоязычной среды дети имеют практику в применении немецкого языка, в овладении коммуникативной компетенцией, т.е. предусматривается обучение не столько системе языка, сколько практическому овладению иностранным языком
Литература
1. Петровский, А.В. Возрастная и педагогическая психология / А.В. Петровский. – М.: Просвещение, 1973. – 431с.
2. Калечиц, Т.Н. Внеклассная и внешкольная работа с учащимися / Т.Н. Калечиц. – М.: Просвещение, 1980. – 261с.
3. Шепелева, В.И. Принципы организации внеклассной работы / В.И. Шепелева. – М.: Высшая школа,1991. – 117с.
4. Талызина, Н.Ф. Формирование познавательной деятельности учащихся / Н.Ф. Талызина. – М.: Просвещение, 1983. – 329с.
5.Жуковская, Р.И. Игра и её педагогическое значение / Р.И. Жуковская. – М.: Педагогика – 1995. – 192с.
Запись опубликована в рубрике Воспитательный потенциал образовательного процесса. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий