Байковская А.И. ИСПОЛЬЗОВАНИЕ СКАЗКОТЕРАПИИ С ДЕТЬМИ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

Сказки у всех народов мира тысячи лет являлись одним из наиболее эффективных, а главное, доступных форм передачи опыта поколений и формирования определенных ценностей [1]. Изучение сказок начинается с XVII века. Одним из первых ученых, увидевших в сказках отражение истории и быта русского народа и заговоривших об их ценности, был историк В.Н. Татищев[2]. Также изучению сказки уделяли внимание многие теоретики и практики социально-педагогического процесса, такие, как З. Фрейд, Э. Эриксон, Э. Фромм, и другие [3].
Однако как метод современной психотерапии сказкотерапия появилась относительно недавно. Это самый древний в человеческой цивилизации метод практической психологии и один из самых молодых методов в современной научной практике [4]. Еще наши предки, занимаясь воспитанием детей, рассказывали им занимательные истории [5].
Многие люди считают, что сказкотерапия – простое чтение сказок, и относятся к этому методу несерьезно, но, познакомившись с ним поближе меняют свое мнение. Сказкотерапия – это форма познания и лечения души. В ней используются терапевтические сказки – истории, рассказывающие о проблемах и переживаниях, с которыми сталкивается человек [6]. Это метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширения сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром [7].
Актуальность данной темы заключается в том, что благодаря сказкотерапии младших школьников в классе можно сплотить в дружный коллектив, а у детей, которые проявляют недружелюбность, агрессивность, раздражительность и т.д., благодаря этому методу можно выявить причину. Также сказкотерапия способствует лучшему усвоению знаний на уроке.
Если брать младшего школьника, который некорректно себя ведет, то причину его поведения можно понять через любимые сказки. Ведь у большинства детей есть любимая сказка, которую они просят прочитать вновь и вновь. Значит, она затрагивает какие-то важные для ребенка вопросы. Сказкотерапия поможет понять, что привлекает ребенка в сюжете данной сказки, почему выбрал именно её, какие герои нравятся, а какие наоборот отталкивают. Исследования психологов показывают, что в любимых сказках запрограммирована жизнь ребёнка. «Скажи мне, какая твоя любимая сказка, и я скажу, кто ты» – именно так перефразировали известную пословицу психоаналитики [8]. А основоположник трансактного анализа общения Эрик Берн считал, что самая любимая или пугающая сказка становится сценарием жизни [9].
Метод сказкотерапии не позволяет проблеме незамеченно развиваться внутри ребенка, так как он, сам того не подозревая, может рассказать о своих беспокойствах через сказку. Как гласит народная мудрость, «маленькие детки – маленькие бедки». А чем взрослее становится ребенок, тем крепче может
усугубиться проблема. если не искоренить её изначально.
В сказкотерапии выделяют несколько возможностей работы со сказками, которые применимы с детьми младшего школьного возраста:
1.работу с готовой сказкой;
2.работу со сказкой, сочиненной детьми.
Эти направления подразумевают: использование сказки в качестве метафоры (текст и образы сказок вызывают свободные ассоциации, которые касаются личной жизни ребенка); рисование (в рисунке проявляются свободные ассоциации, которые в дальнейшем можно анализировать с помощью полученного графического материала); обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, что служит поводом к обсуждению ценностей поведения человека; использование сказки как притчи-нравоучения; творческая работа по мотивам сказки (дописывание, переписывание и пр.) [10]. Так, если учитель выберет одну из возможностей работы, дав задание сразу всему классу, он сможет после окончания, проанализировать каждого и сделать выводы.
Существует пять видов сказок: художественные, дидактические, психокоррекционные, психотерапевтические и медитативные. Для каждой ситуации либо подбираются, либо специально сочиняются соответствующие сказки [10].
Художественные сказки –это сказки, созданные многовековой мудростью народа, и авторские истории. Их принято называть сказками, историями, притчами и мифами. В данную группу входят:
а) Народные сказки. Древнейшая основа этих сказок – единство человека и природы. Народные сказки несут важные для нас идеи.
б) Сказки о животных, о взаимоотношениях людей и животных.
в) Бытовые сказки.
г) Страшные сказки.Сказки про нечистую силу: ведьм, леших, водяных, оборотней и прочую нечисть. В современной детской субкультуре различают также и сказки-страшилки. Очевидно, здесь мы имеем дело с опытом детской самотерапии: многократно моделируя и проживая тревожную ситуацию в сказке, дети освобождаются от напряжения и приобретают новые способы реагирования.
д) Волшебные сказки, благодаря которым в бессознательное человека поступается «концентрат» жизненной мудрости и информации о духовном развитии человека.
е) Авторские художественные сказкиболее образны, чем народные. Именно авторские произведения рассказывают о частных сторонах жизни, что является чрезвычайно важным для миропонимания.
Дидактические сказкисоздаются педагогами, в них абстрактные символы (цифры, буквы, звуки, арифметические действия и пр.) одушевляются, создается сказочный образ мира, в котором они живут. В форме дидактических сказок «подаются» учебные задания.
Психокоррекционныесказки создаются для мягкого влияния на поведение ребенка.
Психотерапевтические сказки. В них рассказывается о проблемах человека, и каждый может узнать себя на страницах литературного произведения. К психотерапевтическим сказкам можно отнести сказки, сочиненные нами самими, и сказки, сложенные вместе со специалистом.
Медитативные сказкисоздаются с целью накопления положительного образного опыта, снятия психоэмоционального напряжения, создания лучших моделей взаимоотношений, развития личностных потенциалов. Их главное назначение – сообщение бессознательному позитивных «идеальных» моделей взаимоотношений с окружающим миром и другими людьми. Отличительная особенность медитативных сказок – это отсутствие конфликтов и злых героев [10].
С детьми младшего школьного возраста на уроках можно использовать дидактические сказки. Урок-путешествие как одна из форм уроков поможет разбудить работоспособность в детях, когда они активно будут помогать героям из сказки преодолевать препятствия, а так же способствовать лучшему запоминанию правила [10].
Приходя в школу, современные первоклассники уже умеют писать, читать, рисовать, считать, но совершенно не умеют общаться. Поэтому различные задания в группках, либо вдвоем, становятся невыполнимы, так как дети не умеют договориться между собой, а это приводит к обидам, конфликтам, иногда дело доходит до драки. А коллективные игры вызывают у ребят раздражение и нежелание играть, так как большинство из них не задумываясь могут использовать запугивания и угрозы, чтобы получить понравившуюся роль в игре либо какую то вещь, игрушку. С такими детьми обычно проводятся беседы на тему правил общения. Однако это не дает нужного результата. Поэтому лучшим выходом из ситуации являются психокоррекционные сказки. Они создаются для мягкого влияния на поведение ребенка. Под коррекцией понимается «замещение» неэффективного стиля поведения на более продуктивный, а также объяснение ребенку смысла происходящего. Применение психокоррекционных сказок ограничено по возрасту (примерно до 11-13 лет) и проблематике (только неадекватное, неэффективное поведение). Сюжеты сказок обязательно содержат возможности для изменения героев сказки, а также ситуации выбора, требующие ответственного решения. Например, сказка подсказывает, что неконтролируемая агрессивность, насилие, эгоизм, равнодушие к людям и к самому себе – это плохо [10].
Литература
  1. Сказкотерапия [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://samopoznanie.ru/schools/skazkoterapiya/. – Дата доступа: 2013.
  2. Брусенко-Кузнецов А. Этюды по сказкотерапии [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.dikoepole.org/numbers_journal.php?id_txt=637 . – Дата доступа: 2010.
  3. Кириченко, Ю.В. Сказкотерапия как перспективная технология социально-коррекционной работы с группами социального риска / Ю. В. Кириченко [Электронный ресурс]. – Режим доступа:http://www.scienceforum.ru/2013/248/3091 . – Дата доступа: 2013.
  4. Аналитическое направление. Интерпретация сказок [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.ahmerov.com/book_959_chapter_14_1._Analiticheskoe_napravlenie._Interpretaija_skazok.html . – Дата доступа: 2013.
  5. Бердникова,А. к.ф.н., доцент [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://obrazovanie9.ru/articles/121-skazkoterapiya.html . Дата доступа: 2013
  6. Ермолова, А.Ю. Сказкотерапия как технология социальной работы [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.scienceforum.ru/2013/248/3124 . Дата доступа: 2013.
  7. Логинова, О.И. Сказкотерапия в работе с детьми и взрослыми [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://olga2901l.narod.ru/skazkoterap.html. – Дата доступа: 2014.
  8. Детские сказки [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.bayushki.ru/tales_therapy.htm. – Дата доступа: 2015.
  9. Берн, Э. Игры, в которые играют люди (Психология человеческих взаимоотношений)[Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://www.lib.ru/PSIHO/BERN/games.txt. – Дата доступа: 16.11.2003.
  10. Белова, Е.Г. Сказкотерапия для младших школьников [Электронный ресурс]. – Режим доступа: http://nsportal.ru/nachalnaya-shkola/vospitatelnaya-rabota/2013/11/19/skazkoterapiya-dlya-mladshikh-shkolnikov. – Дата доступа: 19.11.2013.
Запись опубликована в рубрике Внедрение образовательных технологий в учебный процесс школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий