Шелех О.В. БЛОКИ ДЬЕНЕША КАК СРЕДСТВО МАТЕМАТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.1

УО «Гродненский государственный университет имени Я.  Купалы», г. Гродно
Научный руководитель – Капалыгина Ирина Ивановна, кандидат педагогических наук, доцент,  заведующий кафедрой естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Одним из направлений подготовки дошкольников к школе является формирование у них элементарных математических представлений в процессе освоения предматематики. Этот процесс связан со всеми сторонами воспитательно-образовательной работы дошкольного учреждения (ДОУ) и направлен, прежде всего, на решение задач умственного воспитания и математического развития дошкольников. Отличительными его чертами являются общая развивающая направленность, связь с умственным, речевым развитием, игровой, бытовой, трудовой деятельностью [1].

Организация предматематической подготовки изложены в трудах отечественных (П. Я. Гальперин, В. С. Давыдов, З. А. Михайлова, А. А. Столяр, А. Д. Соловьева, А. В. Белошистая, Т. С. Будько, А. Н. Носова, И. В. Житко, Л. Г. Петерсон, А. К. Артемов и др.) и зарубежных педагогов (Ж. и Ф. Папи, М. Фидлер, Д. Альтхауз, Э. Дум, Р. Грин, В. Лаксон и др.).

Существует 5 основных задач предматематической подготовки детей в ДОУ: формирование системы элементарных математических представлений у дошкольников; формирование предпосылок математического мышления и отдельных логических структур; формирование сенсорных процессов и способностей (в дошкольном возрасте осуществляется освоение сенсорных эталонов не только не перцептивном, но и на интеллектуальном уровне (Л. А. Венгер); расширение словаря детей и совершенствование связной речи; количественные отношения, которые осознаются в результате действий при сравнении отдельных предметов и их совокупностей [1; 2]. Эти задачи решаются не изолированно, а комплексно, в процессе специально организованной игровой деятельности.

Игра, являясь ведущим видом деятельности дошкольников, позволяет организовать предматематическую подготовку благодаря использованию специальных дидактических пособий. Одним из таких пособий являются набор логические блоки Дьенеша. В методической и научно-популярной литературе этот материал можно встретить под разными названиями: «логические фигуры» (Фидлер М.), «логические кубики» (Копылов Г.), «логические блоки» (Столяр А.). Но в каждом из названий подчеркивается направленность на развитие логического мышления. Дидактический набор логические блоки Дьенеша состоит из 48 объемных геометрических фигур, различающихся по форме, цвету, размеру и толщине. Таким образом, каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами: цветом, формой, размером и толщиной. В наборе нет даже двух фигур, одинаковых по всем свойствам. Конкретные варианты свойств (красный, синий, желтый, прямоугольный, круглый, треугольный, квадратный) и различия по величине и толщине фигур такие, которые дети легко распознают и называют.

В процессе разнообразных действий с логическими блоками (разбиение, выкладывание по определенным правилам, перестроение),  дети овладевают различными мыслительными умениями интеллектуального развития: анализа, абстрагирования, сравнения, классификации, обобщения, кодирования декодирования, а также логические операции «не», «И», «ИЛИ».

Используя блоки, можно закладывать в сознание малышей начала элементарной алгоритмической культуры мышления, развивать у них способность действовать в уме, осваивать представления о числах и геометрических фигурах, пространственную ориентировку.

Логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрические фигуры (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник) и являются прекрасным средством ознакомления маленьких детей с формами предметов и геометрическими фигурами.

Комплект логических блоков дает возможность вести детей в их развитии от оперирования одним свойством предметов к оперированию двумя, тремя и четырьмя свойствами. В процессе различных действий с блоками дети сначала осваивают умения выявлять и абстрагировать в предметах (цвет, форму, размер, толщину), сравнивать, классифицировать и обобщать предметы по каждому из этих свойств.

Затем они овладевают умениями анализировать, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам (цвету и форме, форме и размеру, размеру и толщине и т. д.),  несколько позже — по трем (цвету, форме и размеру; форме, размеру и толщине; цвету, размеру и толщине) и по четырем свойствам (цвету, форме, размеру и толщине). При этом в одном и том же упражнении легко можно менять степень сложности задания с учетом возможностей детей. Например, несколько детей строят дорожки от избушки медведя, чтобы помочь Машеньке убежать к дедушке и бабушке. Но один ребенок строит дорожку так, чтобы в ней не было рядом блоков одинаковой формы (оперирование одним свойством), другой — чтобы не было рядом блоков, одинаковых по форме и цвету (оперирование сразу двумя свойствами), третий — чтобы рядом не было одинаковых по форме, цвету и размеру блоков (оперирование одновременно тремя свойствами).

Наряду с логическими блоками в работе применяются кодовые карточки (5×5 см, на которых условно обозначены свойства блоков (цвет, форма, размер, толщина) – всего 11 карточек. И 11 карточек с отрицанием свойств.

  • цвет обозначается пятном;
  • форма-контур фигур (круглый, прямоугольный,);
  • величина — силуэт домика (большой, маленький);
  • толщина — условное изображение человеческой фигуры (толстый и тонкий).

Использование карточек позволяет развивать у детей способность к замещению и моделированию свойств, умение кодировать и декодировать информацию о них. Эти способности и умения развиваются в процессе выполнения разнообразных предметно-игровых действий. Так, подбирая карточки, которые «рассказывают» о цвете, форме, величине или толщине блоков, дети упражняются в замещении и кодировании свойств. В процессе поиска блоков со свойствами, указанными на карточках, дети овладевают умением декодировать информацию о них

Карточки-свойства помогают детям перейти от наглядно — образного к наглядно-схематическому мышлению, а карточки с отрицанием свойств становятся мостиком к словесно-логическому мышлению.

Поскольку логические блоки представляют собой эталоны форм — геометрических фигур (круг, квадрат, равносторонний треугольник, прямоугольник), они могут широко использоваться при ознакомлении детей, начиная с раннего возраста, с формами предметов и геометрическими фигурами при решении многих других развивающих задач.

В пособии Е.А. Носовой и Р.Л. Непомнящей  «Логика и математика для дошкольников»  [3] представлены 4 группы постепенно усложняющихся игр и упражнений с логическими блоками:

  1. Для развития умений выявлять и абстрагировать свойства (развивают у детей умения оперировать одним свойством: выявлять и абстрагировать одно свойство от других, сравнивать, классифицировать и обобщать предметы на его основе. С их помощью дети получат первые представления о замещении свойств знаками-символами, освоят умение строго следовать правилам при выполнении действий, приблизятся к пониманию того, нарушение правил не позволяет достичь верного результата. Можно отнести такие игры и упражнения, как «Найди клад», «Помоги муравьишкам», «Необычные фигуры» и другие);
  2. Для развития умений сравнивать предметы по их свойствам (развивают у детей умения оперировать сразу двумя свойствами: выявлять и абстрагировать два свойства; сравнивать, классифицировать и обобщать предметы сразу по двум свойствам. Они даются в такой последовательности, что обеспечивают овладение ребенком умениями сначала сравнивать, затем классифицировать и обобщать предметы. При этом сначала ребенок осваивает сравнение предметов по заданным свойствам, затем – по самостоятельно выделенным, постепенно переходит от сравнения двух предметов к сравнению трех. Можно предложить такие игры и упражнения, как «Дорожки», «Домино» и др.);
  3. Для развития действий классификации и обобщения (формируют умения оперировать сразу тремя свойствами);
  4. Для развития способности к логическим действиям и операциям.

Игры с логическими блоками позволяют: познакомить с формой, цветом, размером, толщиной объектов; развивать пространственные представления; развивать логическое мышление, представление о множестве, операции над множествами (сравнение, разбиение, классификация, абстрагирование, кодирование и декодирование информации); усвоить элементарные навыки алгоритмической культуры мышления, развивать умения выявлять свойства в объектах, называть их, обобщать объекты по их свойствам, объяснять сходства и различия объектов, обосновывать свои рассуждения; развивать познавательные процессы, мыслительные операции, воспитывать самостоятельность, инициативу, настойчивость в достижении цели.

В целях более эффективного ознакомления детей со свойствами логических блоков можно предложить им следующие задания:

  • найди такие же фигуры, как эта, по цвету (по форме, по размеру, по толщине);
  • найди не такие фигуры, как эта, по форме (по размеру, по толщине, по цвету);
  • найди синие фигуры (треугольные, красные, квадратные, большие, желтые, тонкие, толстые, маленькие, круглые, прямоугольные);
  • назови, какая эта фигура по цвету (по форме, по размеру, по толщине).

Логические блоки Дьенеша однозначно оказывают положительное влияние на всестороннее развитие детей:

  1. Блоки Дьенеша знакомят детей с основными геометрическими фигурами, учат различать их по цвету, форме, величине;
  2. Блоки Дьенеша способствуют развитию у детей логического мышления, комбинаторики, аналитических способностей, формируют начальные навыки, необходимые детям в дальнейшем для умения решать логические задачи;
  3. Блоки Дьенеша помогают развить у дошкольников умение выявлять в объектах разнообразные свойства, называть их, адекватно обозначать словами их отсутствие, абстрагировать и удерживать в памяти одновременно два или три свойства объекта, обобщать рассматриваемые объекты по одному или нескольким свойствам;
  4. Блоки Дьенеша дают детям первое представление о таких сложнейших понятиях как алгоритмы, кодирование информации, логические операции;
  5. Блоки Дьенеша способствуют развитию речи: дети строят фразы с союзами «и», «или», частицей «не» и т.д.;
  6. Блоки Дьенеша помогают развивать психические процессы дошкольников: восприятие, внимание, память, воображение и интеллект.
  7. Блоки Дьенеша развивают творческое воображение и учат детей креативно мыслить [4, c. 16].

Блоки Дьенеша  универсальный дидактический материал, позволяющий успешно реализовывать задачи умственного, познавательного развития детей.

Список использованных источников

  1. Формирование элементарных математических представлений у дошкольников / Р. Л. Березина, З. А. Михайлова, Р. Л. Непомнящая; под ред. А. А. Столяра. – Москва: Просвещение, 1988. – 303 с.
  2. Венгер, Л. А. Воспитание сенсорной культуры ребенка / Л. А Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б.  Венгер. –  М.  Просвещение, 1988. – 144 с.
  3. Носова, Е.  А.  Логика и математика для дошкольников / Е.  А.  Носова,  Р.  Л.  Непомнящая. – СПб. : Акцидент,  1997. – 79 с.
  4. Фидлер, М. Математика уже в детском саду / М. Фидлер. – М. – 1981. – 159 с.
Запись опубликована в рубрике Проблемы методики преподавания естественнонаучных дисциплин. Добавьте в закладки постоянную ссылку.