Чаплюк А.В., ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УДО

УДК 373.2

Чаплюк Анастасия Викторовна

УО “Гродненский государственный университет имени Я. Купалы”, г. Гродно

Научный руководитель – Е.А. Ковалева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ РАЗВИТИЯ СЕНСОРНОГО ВОСПРИЯТИЯ ДОШКОЛЬНИКОВ В УСЛОВИЯХ УДО

 

Проблемами сенсорного развития детей дошкольного возраста занимались Л.А. Венгером, А.В. Запорожцем, В.П. Зинченко, Н.Н. Поддьяковым, А.Г. Рузской, А.П. Усовой в контексте деятельностного подхода. Авторы рассматривали сенсорное воспитание как целенаправленный педагогический процесс, обеспечивающий формирование у ребенка чувственного познания, развитие у него процессов ощущения, восприятия, наглядных представлений, который осуществляется на основе приобщения к сенсорной культуре социума.

Ранний и дошкольный возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире. Выдающиеся зарубежные педагоги в области дошкольной педагогике (Ф. Фребель, М. Монтессори), а так же известные представители отечественной дошкольной педагогики и психологии справедливо считали, что сенсорное воспитание, направленное на обеспечение полноценного сенсорного развития, является одной из основных сторон дошкольного воспитания.

Сенсорное воспитание является центральной проблемой на протяжения целых эпох развития дошкольной педагогики. Внимание на эту проблему впервые направил Я.А. Коменский в I7 веке. Он считал необходимым организовать восприятие явлений окружающего мира детьми с помощью всех органов чувств. Свои взгляды на эту проблему он отразил в своем труде «Мир чувственных вещей в картинках» [5].

Первую развернутую систему сенсорного воспитания дошкольников предложил Ф. Фребель (1-ая половина 19 в.). Он создал пособие «Дары Фребеля», которое имело 6 даров (шары, кубы, цилиндры, плитки и др.). Использование этого пособия способствовало развитию у детей строительных навыков, формировало представления о форме, величине, пространственных отношениях, количестве.

Сенсорные эталоны (термин, предложенный А.В. Запорожцем) – это обобщенные сенсорные знания, продукт социальной культуры, исторически выработанные общепринятые образцы каждого вида свойств и отношений: звуковысотная шкала музыкальных звуков, решетка «фонем» родного языка, системы мер веса, длины, направлений, геометрических фигур, спектр цвета, величины и т.д. [2]. Как отмечает А.В. Запорожец, «отдельный индивид на протяжении детства научается ими пользоваться как системами чувственных мерок или эталонов для анализа окружающего и для систематизации своего сенсорного опыта» [2, с. 35].

По мнению Л.А. Венгера, «постепенность усвоения общечеловеческого сенсорного опыта заключается, прежде всего, в том, что овладению общепринятыми видами эталонов предшествует формирование «индивидуальных» средств осуществления перцептивных действий – «предэталонов», несущих ту же функцию, но имеющих иное психологическое содержание». На первом году жизни начинается формирование «сенсомоторных предэталонов», представляющих собой отображение пространственных свойств объектов в единицах двигательных возможностей самого ребенка. На втором-третьем году складываются «предметные предэталоны» – образы свойств конкретных единичных предметов, применяемые в качестве «меры» для обследования свойств других объектов [1]. Предметные предэталоны создают необходимую основу для усвоения детьми системы общепринятых сенсорных эталонов, когда сами свойства предметов приобретают эталонные значение в отрыве от конкретного предмета, что поднимает восприятие ребенка на качественно новый уровень.

По данным Л.А. Венгера, большинство детей осваивают сенсорные эталоны в среднем и старшем дошкольном возрасте [1]. Однако в исследованиях Г.А. Кислюк и Л.А. Пеньевской было выявлено наличие существенных индивидуальных различий в освоении детьми сенсорных эталонов, что в ряде случаев перекрывало возрастные границы [4]. Некоторые дети даже в 5-7 лет все еще использовали предметные предэталоны; в то же время в условиях целенаправленной организации одинаковой по характеру перцептивной деятельности у всех воспитанников одной группы детского сада были получены, очень близкие показатели эффективности различения геометрических фигур, не зависящие от различий календарного возраста испытуемых [4]. Поэтому границы между вторым и третьим периодом освоения эталонных значений, в силу индивидуальных различий детей, оказываются довольно размытыми.

Сенсорные эталоны выступают средствами осуществления перцептивных действий, источником формирования которых, как убедительно доказывают исследования Л.А. Венгера, А.В. Запорожца, выступает практическая деятельность [1; 2; 3]. С одной стороны, именно она определяет и то, какие свойства должны отображаться, и меру необходимой полноты и детальности их отображения. С другой – характер развития средств и операций перцептивного действия детерминируется предметным и операционно-двигательным составом практической деятельности [3].

Таким образом, на основе проведенного анализа психолого-педагогической литературы по вопросам сенсорного восприятия детей, можно сделать вывод, что в младшем дошкольном возрасте формируется новый тип перцептивных действий, средствами осуществления которых являются сенсорные эталоны – общепринятые образцы внешних свойств предметов, к числу которых относятся геометрические фигуры. В учебных программах дошкольного образования РБ большое внимание уделяется ознакомлению детей с сенсорными эталонами и формированию соответствующих перцептивных действий – прежде всего, действий зрительного и тактильно-кинестетического обследования свойств предметов, в том числе формы.

Нами было проведено диагностическое изучение особенностей развития сенсорных эталонов детей среднего дошкольного возраста. В рамках данной работы была применена методика педагогического обследования детей среднего дошкольного возраста. В этой методике представлены задания для выявления и оценки уровня сенсорного развития детей среднего возраста. Диагностика сенсорного развития предполагает выявление уровня развития практической ориентировки на форму, величину; умения выделять цвет как признак предмета; уровня развития целостного образа предмета. За основу в проведении работы по выявлению и оценке сенсорного воспитания детей среднего дошкольного возраста была взята методика Т.В. Николаевой [6].

Оборудование: деревянная (или пластмассовая) доска с тремя (четырьмя) прорезями – круглой, квадратной, треугольной, полукруглой форм и тремя (четырьмя) плоскими геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей; деревянная или пластмассовая коробка с шестью прорезями — круглой, квадратной, прямоугольной, полукруглой, треугольной и шестиугольной форм и двенадцатью объёмными геометрическими фигурами, основание каждой из которых соответствует по форме одной из прорезей; одна пирамида с тремя одинаковыми по размеру кольцами; пирамиды из трёх колец, убывающими по величине (две красные, две желтые, одна синяя); пять больших кубов желтого цвета; два больших куба красного цвета; два больших куба синего цвета; пять больших шаров желтого цвета; два больших шара красного цвета; два больших шара синего цвета; цветные кубики — пять желтых; три красных; три зелёных; три оранжевых; три белых; одна трёхсоставная и одна четырёхсоставная матрешки; три пары предметных картинок: в каждой паре одна картинка разрезана на две (три, четыре) части.

Основные задания для детей:

  1. Вложить геометрические формы в гнёзда соответствующей плоскости.
  2. Сгруппировать предметы по цвету при выборе из 4, например, красные, желтые, синие и зелёные кубики.
  3. Сложить трёхсоставную матрешку.
  4. Сложить три пирамидки разного цвета (красную, синюю, желтую) из 3 убывающих по величине колец.
  5. Сложить предметную картинку, разрезанную вертикально на 3 части.

Проведение обследования. Задания предъявлялись индивидуально каждому ребенку сразу для самостоятельного выполнения. Предлагалось каждому ребёнку вставить фигуры в соответствующие прорези; разобрать и собрать пирамиду; раскрыть матрёшку и собрать её; сложить целую картинку из частей. При этом, все задания должны были сопровождаться естественными жестами.

Оценка действий ребёнка. По каждому заданию фиксировалось: желание сотрудничать со взрослым; принятие задания; способность обнаружить ошибочность своих действий; заинтересованность в результате деятельности; способ выполнения задания (самостоятельно, после показа, после совместных действий, невыполнение); результат: точное соответствие образцу взрослого, неточное соответствие, невыполнение.

В связи с проведенным исследованием были выявлены уровни сенсорного развития каждого из детей: высокий уровень – 4-5 выполненных заданий самостоятельно или после показа взрослым (43%); средний уровень – 3 выполненных задания (43%); низкий уровень – 1-2 выполненных задания (14%).

Проблема развития сенсорного восприятия детей дошкольного возраста в образовательном процессе УДО является актуальной, т. к. через развитие и совершенствование восприятия сенсорных эталонов происходит развитие всех психических процессов дошкольников.

 

Библиографический список:

1.Венгер, Л.А. Восприятие и обучение (дошкольный возраст) / Л.А. Венгер. М.: Просвещение, 1969. – 365 с.

2.Запорожец, A.B. Некоторые психологические вопросы сенсорного воспитания в раннем и дошкольном возрасте / A.B. Запорожец // Сенсорное воспитание дошкольников / под ред. A.B. Запорожца, А.П. Усовой. М.: АПН РСФСР, 1963.- С. 30-56.

3.Запорожец, А.В. Восприятие и действие / А.В. Запорожец, Л.А. Венгер, В.П. Зинченко, А.Г. Рузская; под ред. А.В. Запорожца. — М.: Просвещение, 1967. – 324 с.

4.Кислюк Г. А. Изучение наличного уровня развития восприятия формы у детей дошкольного возраста / Г.А. Кислюк, Л.А. Пеньевская // Сенсорное воспитание дошкольников» / под ред. А.В. Запорожца и А.П. Усовой. – М.: АПН РСФСР, 1963. – С. 121-162.

5.Коменский Я.А. Мир чувственных вещей в картинках или изображение и наименование главнейших предметов в мире и действий в жизни. – М.: Государственное учебно-педагогическое издательство наркомпроса РСФСР, 1941. – 351 с.

  1. Николаева Т.В. Комплексное психолого-педагогическое обследование ребёнка раннего возраста с нарушенным слухом [Текст] / Т.В. Николаева – М.: Экзамен, 2006. — 111 с.

 

Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий