Голубцова Е.А., РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

УДК 373.2

 Голубцова Елена Александровна
УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»,               г.Гродно
Научный руководитель: Е.А. Ковалёва, магистр педагогических наук, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГу им. Янки   Купалы
    РАЗВИТИЕ ЛОГИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ ПОСРЕДСТВОМ ДИДАКТИЧЕСКИХ ИГР

Проблема развития логического мышления у детей дошкольного возраста находится на сегодняшний день в центре внимания многих исследователей и практиков, работающих в дошкольном образовании. Мизерный уровень сформированности мыслительных процессов понижает результативность обучения, скорость развития познавательных процессов. Исходя из вышеуказанного немаловажно уже в период дошкольного возраста приоритетное внимание уделять развитию у детей приемов логического мышления.

Логическое мышление — процесс, помогающий человеку усваивать, преобразовывать и применять получаемую информацию с наибольшей пользой. Логика играет большую роль на всех этапах жизни ребенка. Освоив логические операции, дошкольник начинает обдумывать свои решения, пытается найти выход из трудной ситуации, начинает целесообразно вести себя в социуме и природе. Л.С. Выготский утверждал, что интеллектуальное развитие ребенка заключается не в количественном запасе знаний, а в уровне развития интеллектуальных процессов [1, с. 74]. Он указывал, что научные понятия не усваиваются и не заучиваются ребенком, а возникают и формируются в результате напряжения его собственной мысли. Большинство исследователей утверждают, что в детском мышлении первостепенной является логика восприятия конкретной ситуации, а не логика мысли.
В исследованиях Л. С. Выготского, А. З. Зака, Н. Н. Поддьякова А. Н. Леонтьева, и др. говорится, что основы логического мышления формируются в возрасте от 5 до 11 лет. Значит, старший дошкольный возраст — это сензитивный период для усвоения логических приемов и развития логического мышления, позднее формирование происходит с трудом и вовсе может не завершиться.
Развитием основ логического мышления также занимались: З. М. Богуславская, О. Е. Смирнова, З. А. Михайлова и др. Их исследования доказали, что для повышения результатов мышления дошкольника необходимо включать его в игровую деятельность.

И.Л. Матасова утверждает, что большинство исследователей сходятся во мнении о том, что процесс структуризации логического мышления происходит без «внешней стимуляции», другие же акцентируют внимание на возможности целенаправленного педагогического воздействия, что в конечном итоге способствует развитию логического мышления [3, с. 7].

Н.Н. Поддъяков утверждает, что в старшем дошкольном возрасте мышление работает на основе принципа системности и в нем представлены все виды мышления: наглядно-образное, наглядно-действенное и словесно-логическое [4, с. 19].

Для того чтобы доказать актуальность проблемы развития логического мышления у старших дошкольников мы провели исследование на базе ГУО » Ясли-сад No55 г. Гродно». В исследовании приняли участие дети возрастом от 5 до 7 лет. В качестве тестового задания нами было выбрано задание «Что здесь лишнее?» [2, с. 18]. Диагностическое задание помогает исследовать процессы образно-логического мышления, операций анализа и обобщения.
Задание состояло в следующем: детям давались картинки (4 шт.) с изображением 4 предметов, один из которых — лишний. Детям было предложено рассмотреть картинки, подумать, назвать лишний, по их мнению, предмет и объяснить свой выбор.
В результате диагностики дошкольников учитывались правильность и время выполнения задания. Комплексная оценка выполнения каждым ребенком задания производилась по следующим уровням: очень высокий, высокий, средний, низкий, очень низкий.
Как показывают результаты, только 5% проявили очень высокий уровень развития логического мышления, 14,5% — высокий, 56,3% — средний, 24,2% — низкий, 0 %- очень низкий.

В результате проведения диагностики мы выявили, что у детей старшего дошкольного возраста преобладает средний уровень развития логического мышления. Тем не менее, воспитанники не применяют свои знания и умения на практике, у них нет нужных представлений о математических свойствах и закономерностях; они с трудом классифицируют предметы, с задержкой устанавливают логические связи и закономерности.

Изучая вопрос развития у старших дошкольников логического мышления, мы определили, что наиболее результативные средства — это дидактические игры, интеллектуальные игры и разминки, логико-поисковые задания, игровые упражнения занимательного характера. По причине того, что в играх заложена смена деятельности, они повышают активность детей, способствуют расширению кругозора и побуждают их к познанию нового.

Современные педагоги указывают, что дидактические игры формируют и развивают память, внимание, мышление, воображение детей, различные умения и навыки, помогают находить новые подходы и методы решения проблемы, развивают сенсорику и двигательную активность, нравственно воспитывают детей.
Для развития логического мышления дошкольников рекомендуются такие дидактические игры, как “Кто летает?”, “Съедобное – несъедобное”, “Что нарисовано?”, “Назови предмет в ряду”, “Назови предмет одним словом”, “Я знаю пять …” и тд.
Организация дидактических игр в современном УДО — эффективное средство для развития логического мышления старших дошкольников. Дидактические игры дают воспитанникам огромное количество положительных эмоций, помогают в расширении и закреплении знаний об окружающем мире, благодаря им дети учатся контролировать себя, становятся более самостоятельными в своей деятельности, также у них значительно возрастает багаж знаний, происходит интеллектуальное и эмоционально-личностное развитие детей.

Библиографический список:

1.Выготский, Л.С. Мышление и речь / Л.С. Выготский.– М.: Лабиринт, 1999. – 352 с.

  1. Забрамная, С.Д. Практический материал для проведения психолого-педагогического обследования детей / С.Д. Забрамная, О.В. Боровик. –

М.: Владос, 2003 — 32 с.

  1. Матасова, И.Л. Математические игры как средство развития логического мышления у детей старшего дошкольного возраста. / И.Л. Матасова. Самара, 2003. — 21 с.
  2. Поддьяков, Н.Н. Некоторые общие вопросы развития мышления дошкольников // Развитие мышления и умственное воспитание дошкольника / Под ред. Н.Н. Поддьякова, А.Ф. Говорковой. М.: Педагогика, 2015. – 142 с.

 

Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий