Марковская В.В., ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

УДК 376.3-37

Марковская Вероника Владимировна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно
Научный руководитель: О. И Урусова, старший преподаватель кафедры теории и методики специального образования ГрГУ им. Янки Купалы

ОСОБЕННОСТИ ФОРМИРОВАНИЯ УСТНЫХ ВЫЧИСЛИТЕЛЬНЫХ НАВЫКОВ У УЧАЩИХСЯ С ТЯЖЁЛЫМИ НАРУШЕНИЯМИ РЕЧИ

Учителями-дефектологами установлено, что учащиеся с тяжелыми нарушениями речи  (далее – ТНР) без особого коррекционного  воздействия не смогут усвоить материал учебной программы общеобразовательной школы в достаточном объеме. Это объясняется не только неполной сформированностью у них функций к вычислительным операциям, но и специфичными вторичными отклонениями, касающихся психического развития личности.

Тяжелые нарушения речи обязательно отражаются на психической деятельности человека по-разному, которая проявляется в нарушении когнитивной, эмоциональной и волевой сфер личности, межличностных отношений. Нарушение восприятия отмечается у всех детей с ТНР. У детей с ТНР часто не формируются основные предпосылки, на которых базируется логическое мышление, что в сочетании с эмоционально-волевой незрелостью определяет структуру специфической задержки психического развития. Своеобразно формируется мыслительная деятельность у детей с ТНР. Первой особенностью мыслительных процессов является неравномерное развитие мышления с недостаточностью тех сторон, которые особенно тесно связаны с речевой деятельностью: понятийного мышления и обобщающей функции слова. Вторая особенность – недостаточная динамика мышления, замедление темпа мыслительных процессов, их инертность [3, с. 103].

Таким образом, всем детям с ТНР в операциях вербального мышления трудно строить умозаключения, также у них снижена способность к обобщению и абстракции. Кроме того, для этих детей характерны нарушения интеллектуальной деятельности в виде недостаточной активности, целенаправленности, произвольности [2, с. 151].

Хорошо развитые навыки устного счета являются одним из условий успешного обучения. Ведь если простые навыки не доводятся до автоматизма, то это не позволяет совершенствовать навыки сложных конструкций. Тогда задача развития мышления может быть преждевременной, потому что учащиеся плохо делают математические расчеты [1, с. 144].

С целью определения уровня сформированности вычислительных навыков у младших школьников с ТНР нами было проведено исследование. База исследования: УО «Ленинская средняя школа» Жабинковского района Брестской области. В исследовании приняло участие 25 человек – учащиеся 2-х классов с нарушениями чтения (дислексией) и письма (дисграфией), а также стертой формой дизартрии, моторной алалией и общим недоразвитием речи (3 уровня речевого развития).

В ходе экспериментального исследования было выявлено, что у большинства учащихся с ТНР наблюдается средний уровень вычислительных навыков, а именно у 13 учащихся (52%). У 7 (28%) учащихся установлен низкий уровень вычислительных навыков, а у 6 (25%) ­– высокий уровень вычислительных навыков. Таким образом, можно сказать, что ребята, которые принимали участие в данном исследовании, не достаточно владеют умениями и навыками вычисления на уроках математики в начальной школе. Вычислительные навыки у учащихся с ТНР сформированы в недостаточной степени, так как средний уровень преобладает над высоким уровнем.

 

 

В процессе осуществления диагностики были установлены ряд проблем:

– невысокие результаты сформированности вычислительных навыков у учащихся с ТНР. При том, что математика является учебным предметом и располагает уникальным потенциалом для развития и совершенствования познавательных процессов (памяти, внимания, воображения, а особенно мышления);

– отсутствие условий для активизации познавательной деятельности учащихся с разными учебными способностями и возможностями.

Из трудностей, с которыми мы столкнулись в ходе проведения диагностики, можно выделить:

– не всегда правильное понимание инструкции детьми. И чаще всего, ребята стеснялись попросить помощи и озвучить непонятные им задачи. Любые виды помощи, инициируемые со стороны педагога, ребята принимали.

– учащиеся быстро утомлялись. Усердие, внимание, сосредоточенность, которые были вначале диагностики, сменялись отстраненностью, переключением внимания на более увлекательные вещи, усталостью к концу урока.

Таким образом, устный счет способствует формированию общеобразовательных навыков у учащихся младших классов с ТНР. На уроках необходимо использовать различные виды упражнений для устных вычислений, систематически проверять навыки устных вычислений учащихся с ТНР. Однако следует помнить, что сколько-нибудь сложная умственная деятельность быстро утомляет ученика со сниженным интеллектом. Он стремится тем или иным способом избавиться от неё – прекращает работу или выполняет её, не учитывая всех предложенных условий.

Правильная постановка устного счета немыслима без настойчивой работы по развитию математической речи. Необходимо требовать от учащихся склонение числительных, полных ответов, умения объяснять ход решения задачи или примера. Нужно чтобы учащиеся сознательно владели хотя бы минимумом пространственных представлений, понятиями о реальной величине и форме предметов, о расстоянии между ними, такими представлениями как уже – шире, выше – ниже и т.п. Развивать эти понятия и представления нужно с первого класса, включая их в устные упражнения [4, с. 135].

Основной целью устных упражнений является развитие у младших школьников с ТНР твердых сформированных навыков. Дополнительной целью таких упражнений является овладение теоретическими знаниями по математике, ее свойствам, равенству, неравенству и т.д.

Работу необходимо начинать с простых задач в одно, два действия. Для повышения мотивации учащихся текст задачи должен быть для учащихся интересным, познавательным, раскрывающим связь обучения с жизнью. Только тогда решение задач будет иметь большое воспитательное значение, и будет способствовать лучшему пониманию учащимися с ТНР смысла арифметических действий, закреплению вычислительных навыков, способствовать подготовке умственно отсталых детей к жизни [5, с. 47].

Устные вычислительные навыки помогают лучше усваивать вычислительные техники, поскольку последние включают в себя элементы устных вычислений. Практическая ценность заключается в том, что скорость и корректность расчетов необходима в жизни, особенно в тех случаях, когда невозможно выполнить действия в письменном виде: при покупке, продаже и т.д. Устные вычисления способствуют развитию мышления учащихся с ТНР, изобретательности, математического зрения и наблюдения. Уроки математики обладают высокой эффективностью, практической значимостью, дающей в работе с детьми высокий положительный результат: развивается интерес к языку, способности, необходимые для реализации процесса общения, повышается внимание к слову, знания детей обогащаются, развиваются высшие психические функции, в частности, мышление, развивается речь, пополняется словарный запас. Логическое мышление главным образом развивается на уроках математики. Дети с ТНР учатся строить цепь рассуждений, познают законы элементарной логики. Уроки математики являются основными в процессе развития словесно-логического мышления у детей с ТНР. Связь речи и мышления не только позволяет глубже проникать в явления действительности, в отношения между вещами, действиями, качествами, но и располагает системой синтаксических конструкций, которые дают возможность сформулировать мысль, выразить суждение. Развитие мышления при изучении математики состоит в формировании у учащихся с ТНР характерных для этого предмета приемов мыслительной деятельности. Данные психолого-педагогической диагностики детей с ТНР показывают, что дети отстают в развитии словесно-логического мышления, с трудом овладевают мыслительными операциями. Для них характерны недостаточная концентрация внимания, низкий уровень познавательной активности, низкий объем представлений об окружающем, трудности установления причинно-следственных связей. У детей отмечаются недостаточные устойчивость и объем внимания, ограниченные возможности его распределения.

 

Библиографический список

  1. Алышева, Т. В. Изучение арифметических действий с обыкновенными дробями учащимися вспомогательной школы / Т. В. Алтышева // Дефектология. – 2002. – № 4. – 256 с.
  2. Аргинская, И. И. Начальная школа / И. И. Аргинская // Особенности обучения младших школьников математике. Методические основы личностно ориентированной системы обучения, направленной на общее развитие школьника. – 2005. – №18. – 214 с.
  3. Бантова, М. А. Методика преподавания математики в нач. классах / М. А. Бантова. – 3-е изд. – М. : Просвещение, 2009. – 265 с.
  4. Забрамная, С. Д. Психолого-педагогическая диагностика умственного развития детей / С. Д. Забрамная. – М. : Просвещение, 2009. –  145 с.
  5. Мельникова, Н.  А. Развитие  вычислительной  культуры учащихся / Н. А. Мельникова // Математика в школе. – 2001. – №18. – С. 54–56.

 

Запись опубликована в рубрике Методы и технологии инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий