Олизарович Юлия Анатольевна, ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

УДК 371.1.07

Олизарович Юлия Анатольевна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е. Н. Лапковская, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

 

ОРГАНИЗАЦИЯ МОНИТОРИНГА УСПЕВАЕМОСТИ УЧАЩИХСЯ В УЧРЕЖДЕНИИ ОБЩЕГО СРЕДНЕГО ОБРАЗОВАНИЯ

 

На современном этапе модернизации системы образования одним из важнейших направлений государственной политики выступает повышение качества образования как основы качества жизни человека и общества в целом.

Целью Государственной программы «Образование и молодежная политика» на 2016 – 2020 годы является повышение качества и доступности образования в соответствии с потребностями инновационной экономики, требованиями информационного общества, образовательными запросами граждан, развитие потенциала молодежи и ее вовлечение в общественно полезную деятельность [1].

Таким образом, на современном этапе развития образования многие представители научно-педагогического сообщества, органов управления образованием демонстрируют возрастающий интерес к существующей проблеме оценки качества общего образования. Необходимость данных исследований и важность внедрения модели мониторинга успеваемости подчеркивается потребностью действенного функционирования учреждения образования. Эта потребность определяется стремлением учреждения образования определить результативность своей деятельности, продумать направления развития учреждения образования на основе валидной информации о результативности образовательного процесса.

Исходя из этого, использование мониторинговых исследований перестало быть достоянием только профессионально-технических сфер. Мониторинг глубоко проник в управленческие, психологические, педагогические, социологические области, так как в последние годы практическая деятельность все чаще стала носить характер мониторинга, который предусматривает взаимодействие структур и компонентов для наиболее оптимального и действенного достижения прогнозируемого результата.

Создание модели мониторинга успеваемости учащихся в связи с преобразованиями и нововведениями является необходимым и наиболее с целью удовлетворения современных запросов общества и выполнения обновленных государственных стандартов.

Изучение научных трудов по проблеме моделирования мониторинга, представленные в работах Ю. А. Конаржевского [2], В. А. Болотова [3], В. А. Сластенина [4] показало отсутствие в педагогической науке и практике общего подхода к процедуре проведения мониторингового исследования. Так как, в большей мере, он демонстрирует процедуру получения данных, а аналитическая составляющая деятельности остается на уровне сбора статистических данных, что является следствием того, что в педагогической деятельности наблюдается отождествление понимания следующих понятий «диагностика», «контроль», с понятием «мониторинг».

Отсутствие модели моделирования и осуществления процедуры мониторинга успеваемости, для принятия действенных решений управленческого характера, соответствующие требованиям развития системы образования в современных условиях и временном периоде и определило актуальность исследования «Организация мониторинга успеваемости учащихся в учреждении общего среднего образования».

Анализ теоретических источников показал, что многие исследователи, предлагают рассматривать «мониторинг» как частный случай контроля. Однако в работах В. И. Загвязинского подчеркивается, что понятие «контроль» имеет более узкое значение, так как это функция сопоставления, сличения запланированного результата с эталонными требованиями и стандартами. Мониторинг, в отличие от контроля, носит исследовательский характер, а не надзирательный [5].

Диагностика – термин греческого происхождения (dia –между, сквозь, через и gnosis–знание). Это «особый вид познания, находящийся между научным знанием и опознанием единичного явления» [6, с.12].

Мониторинг (в переводе с английского) означает постоянное наблюдение за состоянием и результатами какой-либо деятельности или объекта путем сбора, обработки и хранения полученной информации. Педагогический мониторинг это такая форма организации, сбора, хранения, обработки и распространения информации о деятельности педагогической системы, обеспечивающая непрерывное слежение за ее состоянием и прогнозирование ее развития [7].

Отождествление мониторинга с диагностикой происходит из-за наличия в нем отдельных составляющих содержания этого понятия. Диагностика может проводится по разнообразным критериям, а также быть однократной. В этом случае, диагностика является частью проводимого мониторингового исследования. Если же диагностика проводится на постоянной и регулярной основе, для которой разработана система эффективных критериев, показателей и способов оценки, и позволяет увидеть динамику, и ее результаты являются веским основанием для принятия коррекционных управленческих мер, прогноза дальнейшего развития, то диагностика может быть определена как мониторинг.

Мониторинг в большинстве случаев может являться либо специфической формой отмеченных процессов (контроля, диагностики), либо содержать их как внутреннюю процедуру.

Опираясь на выводы, сделанные в результате исследования данного вопроса Н. И. Кулаковой, А. Н. Майоровым [7, 8], можно выделить следующие требования к процедуре мониторинга качества образования: объективность, целостность системы мониторинга, целенаправленность, системность, непрерывность изучения, актуальность, валидность и охват, структурированность, доступность. Важно понимать, что отсутствие четко составленного и организованного алгоритма проведения процедуры мониторингового исследования и соответствующего выбора инструментария не обеспечит администрацию учреждения необходимыми данными для принятия адекватных и оптимальных управленческих решений по корректировке целей, планирования, прогнозирования «следующего направления деятельности» в функционировании учреждения и коллектива.

Таким образом, схема начального этапа организации процедуры мониторинга может быть представлена в виде следующих действий (рис.1):

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

Рисунок 1 – Схема моделирования мониторинга

Моделирование мониторинга следует рассматривать как формирование многоуровневой системы, которая сочетает в себе оптимальное количество принципов, методов, этапов, уровней, форм, способов мониторинга с учетом особенностей образовательного процесса в данном учреждении. Мониторинг подразумевает аналитическую работу, в результате которой администрация сможет определить проблемные области, предусмотреть возможности выстраивать, спрогнозировать ожидаемые результаты. Также, необходимым условием эффективности проведения мониторинга является организация аналитической управленческой деятельности администрации учреждения, направленную на глубокое изучение проблемных вопросов, что позволит адекватно оценить состояние управляемой системы.

Проанализировав теоретические источники и педагогический опыт, была разработана структурно-организационная модель проведения мониторинговых исследований (рис. 2).

Рисунок 2 – Модель мониторинга

Мониторинговые исследования проводятся в три этапа:

I этап – подготовительный. Данный этап предполагает постановку цели, определение объекта, установку сроков проведения, изучение соответствующей литературы и имеющегося педагогического опыта; определение инструментария для проведения мониторинга.

II этап – практико-ориентированный. На данном этапе предполагается сбор информации, а именно проведение наблюдения, собеседования, тестирования, анкетирования, посещение уроков.

III этап – аналитический. Данный этап посвящен систематизации полученных данных; анализу имеющейся информации; составлению рекомендации и принятию коррекционных мер.

Проведение мониторинговых исследований помогают своевременно и объективно выявлять, те тенденции, которые требуют незамедлительной коррекции и контроля, а результаты мониторинговых исследований обязательно доводятся до сведения педагогического коллектива на заседаниях педагогических и методических советов, в рамках работы предметных методических объединений учреждения. Грамотная обработка и анализ полученных в ходе мониторинга данных является важнейшим условием для принятия адекватных и действенных управленческих решений.

Теоретическая значимость исследования заключается в определении объёма понятий «мониторинг» и «диагностика», конкретизации представления о модели мониторингового исследования качества обученности, который позволит принять эффективные, соответствующие современным требованиям развития образования управленческие решения. Отмечена необходимость, востребованность создания эффективной и действующей модели мониторинга качества обученности, позволяющего оказывать положительное влияние на состояние и качество образовательного процесса.

Таким образом, практическая значимость исследования очевидна, её научные выводы служат базой для дальнейшего улучшения деятельности по оценке качества образования; результаты исследования направлены на совершенствование процесса обучения учащихся Х-ХI классов и их подготовки к итоговой аттестации за курс общей средней школы и централизованного тестирования; структурно-организационная модель мониторинга создает условия для повышения уровня успеваемости учащихся и принятия верных управленческих решений, которые необходимы для совершенствования учебного процесса в учреждении общего среднего образования, что, в свою очередь, способствует повышению качества образования в Республике Беларусь.

 

Библиографический список

 

  1. Национальный правовой Интернет-портал Республики Беларусь [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://www.pravo.by. – Дата доступа : 20.12.2019.
  2. Конаржевский, Ю. А. Менеджмент и внутришкольное управление / Ю. А. Конаржевский. – М.: Педагогический поиск, 2000. – 222 с.
  3. Болотов, В.А. Системы оценки качества образования / Н. Ф. Ефремова, В. А. Болотов. – М.: Логос, 2007. – 192 с.
  4. Сластенин, В. А. Педагогика / В. А. Сластенин. – М. : Академия, 2002. – 576 с.
  5. Загвязинский, В. И. Теория обучения: Современная интерпретация: учеб. пособ. для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский. – М.: Академия, 2001. – 192 с.
  6. Битинас, Б. П. Педагогическая диагностика: сущность, функции, перспективы / Л.И. Катаева, Б. П. Битинас // Педагогика. – 1993. – №1. – С. 10–15.
  7. Кулакова, Н. И. Мониторинг как средство повышения качества образования в современной школе / Н. И. Кулакова. – Рязань: Рязан. обл. ин-т развития образования, 2010. – 123 с.
  8. Майоров, А. Н. Мониторинг в образовании / А. Н. Майоров. – М.: Интелект-Центр, 2005. – 434 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий