Шейбак М.Н., РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БЕЛОРУССКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

УДК 37.068

Шейбак Марта Николаевна

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – О. Г. Буденис, старший преподаватель кафедры английской филологии ГрГУ им. Янки Купалы

РОЛЬ ВОЛОНТЕРСКОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ В ВОСПИТАНИИ СОЦИАЛЬНОЙ АКТИВНОСТИ БЕЛОРУССКОЙ СТУДЕНЧЕСКОЙ МОЛОДЕЖИ

В современной Беларуси на молодежь возлагаются большие надежды как на ресурс, способный сделать экономику страны инновационной. Ключевая задача в этом процессе отводится образовательной среде университета. Для того чтобы эти надежды были оправданы, образовательная система должна не только работать на подготовку кадров высокой профессиональной квалификации, но и формировать поколение людей, имеющих активную жизненную позицию. Одним из важнейших инструментов достижения этой цели является волонтерство.

Появление волонтерской деятельности связывают с именем Анри Дюрана и созданной им в 1859 году организацией «Красный крест». Современная волонтерская работа носит многогранный и многоаспектный характер, ее активное развитие обусловлено растущим числом социальных проблем [2, c. 132].

В современном мире основную массу волонтеров составляет студенческая молодежь. Это наиболее социально активная демографическая группа, как правило, не обремененная семьей и постоянным трудоустройством, вследствие чего, располагающая достаточно большим количеством свободного времени.

Волонтерская работа крайне важна для студентов, поскольку создает условия для развития студента, его становления и самоутверждения, формирует мировоззрение, значительно способствует духовному, нравственному, культурному и социальному развитию. Посредством такой работы студенты обогащают свой внутренний мир, развивают способность к эмпатии [1, c. 285].

Более того, вовлечение в волонтерское движение помогает решить актуальную проблему организации досуга молодых людей, учит грамотно распределять свое время, снижает недоброжелательность и агрессивность. Включение ребят в такого рода деятельность существенно расширяет сферу их интересов  и круг общения.

Пополнение рядов волонтерских отрядов происходит на добровольной основе. Американский психолог П. Дриггерс в своей книге «Managing Library volunteers» выделяет следующие мотивирующие студентов факторы:

  1. Возможность проявить лидерские качества. В зависимости от характера личности волонтера он выбирает себе вид деятельности в соответствии со своими интересами и потребностями, иными словами, ту деятельность, которая в его исполнении будет наиболее результативна и где он может проявить свои лидерские качества.
  2. Желание помогать другим как стремление вернуть долг обществу. Занятие волонтерской деятельностью рассматривается многими студентами как способ отблагодарить общество за помощь, некогда оказанную им. Помогая нуждающимся, волонтеры реализовывают свое стремление быть нужными и полезными, что крайне важно для многих молодых людей.
  3. Разнообразие видов деятельности. Студенческие волонтерские отряды выполняют разноплановую работу – помогают в уходе за престарелыми и больными людьми, детьми-инвалидами, участвуют в проведении различных спортивных состязаний, мероприятий, направленных на защиту окружающей среды и т.д.
  4. Приобретение и усовершенствование трудовых навыков. Занятие волонтерской деятельностью может служить плацдармом для начала профессиональной деятельности ребят, в ходе которой они имеют возможность сделать первые шаги в выбранную ими профессию, приобрести и усовершенствовать необходимые навыки.
  5. Личностный рост. В жизни многих молодых людей наступает период, когда они перестают саморазвиваться, не видят возможности самореализации. Волонтерство ставит перед ними широкий круг обязанностей и задач, решая которые, студенты невольно обогащают багаж своих знаний, совершенствуют навыки, переоценивают прежние ценности [3, c. 24-26].

В стенах Гродненского государственного университета имени Янки Купалы созданы все условия для развития волонтерского движения. Сегодня студенты-купаловцы работают в 24 волонтерских отрядах, каждый из которых специализируется на одном направлении работы. Так, студенты филологического факультета активно участвуют в социальном волонтерстве. На базе факультета функционируют три отряда – «Мы вместе 1», «Мы вместе 2» и «Лингва». Ребята, состоящие в первых двух отрядах дважды в неделю посещают ГУЗ «Гродненский областной центр медицинской реабилитации детей-инвалидов и больных детей психоневрологического профиля», где оказывают помощь сотрудникам центра в уходе за детьми и организовывают их досуг. Значимым ежегодным событием является благотворительная рождественская акция, в ходе которой волонтеры филологического факультета проводят ярмарку рождественских сувениров и концерт. Волонтеры отряда «Лингва» безвозмездно преподают пенсионерам иностранные языки информатику.

Подытоживая выше сказанное отметим, что включение молодежи в такого рода деятельность существенно расширяет сферу их социального общения, возможности усвоения социальных ценностей, а также формирования нравственных качеств личности.

 

Библиографический список

  1. Макаров, А.В. Вузовский социум как пространство для формирования волонтерских инициатив / А.В. Макаров, И.Ю. Луцева // Молодой ученый. – 2014. – № 12. – С. 285–287.
  2. Чагин, А.Е. О роли волонтерской деятельности в студенческой среде / А.Е. Чагин, М.В. Куимова // Молодой ученый. – 2015. – №10. – С. 132-137.
  3. Driggers, P. Managing library volunteers / P. Driggers. – Chicago: Americanpress, 2002. – 186 c.

 

Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий