Трепачко Е.Н., РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 159.922.7

Трепачко Елизавета Николаевна

УО «Гродненский государственный университет имени Я. Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Т.А. Тюфанова, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Я. Купалы

РАЗВИТИЕ ЛИДЕРСКОГО ПОТЕНЦИАЛА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

 

Развитие социальной активности, лидерской целеустремленности ребенка необходимо начинать в дошкольном возрасте, так как именно в этот период закладывается фундамент будущей личности, происходит активный поиск и формирование жизненных принципов, установок, ценностей личности, развиваются многообразные отношения к окружающим людям, различным видам деятельности, самому себе. В игровой деятельности дошкольников кто-то руководит, а кто-то подчиняется. Распределение ролей позволяет коллективу детей благополучно существовать. Важно помнить, что появление лидеров в группе — это признак ее роста. Лидер занимает особое место в группе: он наиболее заметен, он оказывает сильное влияние на принятие решения и складывающиеся взаимоотношения в ней. Обществу необходимы люди активные, которые способны повести других за собой.

Тема лидерства волновала сознание многих представителей различных направлений на разных этапах развития общества. В отечественной литературе данной проблеме посвящены исследования Г.К. Ашина («Современные теории лидерства», 1978 год, «Критика современных буржуазных концепций лидерства», 1978 год), Р.Л. Кричевского («Социальная психология малой группы», 2001 год, «Психология лидерства», 2007 год), Б.П. Парыгина («Основы социально-психологической теории», 1990 год), А.В. Петровского («Социальная психология коллектива» 1978 год), Л.И. Уманского («Организаторские способности и их развитие» ,1967) и многих других.

Всеми перечисленными исследователями показывается важность развития лидерских качеств личности, начиная с дошкольного детства.

На сегодняшний день, спустя столетие интенсивной исследовательской разработки проблемы, единой научной трактов­ки лидерства все еще не существует.

Р.Л. Кричевский к этому обстоятельству относится двояко. С одной стороны, критически, как к факту неопределенности, неясности данного феномена, противоречивости имеющихся о нем представлений, недостаточной теоретической и эмпирической разработанности. С другой стороны – пони­мание сложности обсуждаемого явления, многоплановости как его аспектов изучения, так и реальных форм функционирования [5].

Среди отечественных исследователей можно выделить следующие трактовки лидерства:

Г.М. Андреева подчеркивает, что лидерство – это психологическая ха­рактеристика поведения определенных членов группы [8].

Р.Л. Кричевский рассматривает лидерство как средство координации, организации отношений членов группы, средство управления ими [5].

По мнению А. Л. Уманского, лидерство – это результат взаимодействия членов малой группы в определенный временный промежуток, на который оказывает влияние как наличие тех или иных качеств или их совокупность у ее членов, так и их проявление в конкретной ситуации, а также взаимное влияние имеющихся качеств в конкретной ситуации [9].

Непосредственно само понятие «лидер» отечественные исследователи формулируют следующим образом:

Б. Д. Парыгин считает, что лидер в основном призван осуществлять регуляцию межличностных отношений в группе, а само лидерство – стихийно возникающий процесс, социально-психический феномен, обеспечивающий повышение эффективности официального руководства в малой группе [7].

Как считает Н.С. Жеребова, лидер – это представитель малой группы, который выдвигается в результате взаимодействия ее членов, или организует вокруг себя группу при соответствии его норм и ценностных ориентаций с групповыми, и способствует организации и управлению этой группой при достижении групповых целей [3].

В. И. Зацепин считает, что лидер – это вожак, это человек, который сознательно и активно ведет других к достижению определенной цели [4].

А. Л. Уманский пишет, что лидер – человек, который от рождения получает определенные задатки, но это совсем не означает, что он обязательно станет лидером. Для этого он должен овладеть определенными культурными ценностями и находиться на определенном информационном уровне, уметь реализовать имеющиеся у него возможности [9].

Исходя из вышеперечисленных определений понятия «лидер», выявляются основные признаки, по которым его можно охарактеризовать:

Первым признаком является принадлежность к группе: лидер – именно член группы, он «внутри», а не «над» группой.

Второй признак – это положение в группе: лидер пользуется в группе авторитетом, у него высокий статус.

Третий признак – совпадение ценностных ориентаций: нормы и ценностные ориентации лидера и группы совпадают, лидер наиболее полно отражает и выражает интересы группы.

Четвертый признак – воздейственность лидера на группу: влияние на поведение и сознание остальных членов группы со стороны лидера, организация и управление группой при достижении групповых целей.

Пятый признак – источник выдвижения лидера в группе: выдвижение лидера в результате взаимодействия членов группы или организации группы [9, с. 88].

В отечественной психологии типология лидерства строится на трех основаниях, связанных с определением содержания, стиля и характера деятельности лидера.  Классификация типов лидеров по Б. Д. Парыгину:

  1. По содержанию деятельности:

а) лидер-вдохновитель, предлагающий программу поведения;

б) лидер-исполнитель, организатор выполнения уже заданной программы;

в) лидер, являющийся одновременно как вдохновителем, так и организатором.

  1. По стилю руководства:

а) авторитарный;

б) демократический;

в) совмещающий в себе элементы того и другого стиля.

  1. По характеру деятельности:

а) универсальный, т.е. постоянно проявляющий свои качества лидера;

б) ситуативный, т.е. проявляющий качества лидера лишь в определенных, специфических ситуациях [7].

Таким образом, анализ источников позволили нам определить понятия «лидерство» и «лидер».

Лидерство – один из компонентов блока общих качеств структуры группы                                – естественно возникающий с развитием группы как коллектива феномен, отражающий степень дифференциации членов группы по степени влияния на группу в целом.

Лидер – член группы, в наибольшей степени влияющий на формирование групповых интересов, выделившийся в результате внутригруппового взаимодействия в процессе ролевой дифференциации, реализующий собственные потенциальные возможности в организации деятельности и общения [9, с. 95].

Многочисленные исследования педагогов и психологов по проблеме лидерства не дают четкого видения специфики феномена в современных условиях.

Как показывают социально-психологические исследования                                Я. JI. Коломинского, Т. А. Репиной и многих других исследователей, каждый ребенок в группе детского сада занимает определенный социально-психологический статус, в зависимости от отношения к нему сверстников.

Одни дети становятся наиболее популярными – «звездами» и «предпочитаемыми» большинством ровесников, другие –  «отвергаемыми».

Дети отдают предпочтение сверстнику, опираясь на следующие моменты:

– общее положительное эмоциональное отношение к товарищу, без достаточного осознания этого отношения («Нравится») или глобальную характеристику («Хороший»);

– обоснование выбора тем или иным положительным качеством товарища, например, внешней привлекательностью («Красивая»);

– качествами, обеспечивающими успешность деятельности («Придумывает интересные игры», «Хорошо рисует», «Самый хороший командир»);

– нравственными качествами (умением дружно играть, не драться, не ссориться, уступать друг другу игрушки, делиться гостинцами, умением урегулировать конфликты, защищать слабого, оказать помощь нуждающемуся в ней, трудолюбием, добротой);

– интерес к совместной деятельности («С ним интересно играть»); дружеские отношения («Мы вместе гуляем, играем, ходим в гости друг к другу») [10, с. 138].

Увеличивается интенсивность, широта круга общения. У мальчиков 5-го года жизни эта широта выше, чем у девочек. У девочек значительно ярче проявляется предпочтение партнеров своего пола. Возрастающая на 6-м году жизни избирательность общения свидетельствует о наличии уже сложившихся у старших дошкольников предпочтениях, круге желаемого общения.

С возрастом половая дифференциация и объединение детей одного пола становится все более выраженными, то есть подавляющее большинство детей отдают предпочтение сверстникам своего пола. К 7 годам эта тенденция несколько ослабевает [10, с. 141].

Формирование лидерских качеств дошкольников определяется совместным действием трех факторов – наследственности, среды и воспитания.

Кроме биологической наследственности, существенное влияние на развитие человека оказывает социальная, благодаря которой ребенок активно усваивает социально-психологический опыт находящихся радом людей. Человек становится личностью только в процессе социализации, то есть общения, взаимодействия с другими людьми.

Кроме наследственности, на развитие человека существенно влияет среда. На формирование личности воздействуют разнообразные внешние условия, в том числе географические, социальные, семейные. Влияние наследственности и среды корректируется воспитанием. Воспитание – основной путь формирования личности.

Одним из средств формирования лидерских качеств личности старшего дошкольника является обучение. Знание делает человека сильным, уверенным в своих возможностях, способным переделывать внешний мир по своим потребностям. Только люди, обладающие достаточным уровнем знаний, могут быть активными деятелями.

Таким образом, все факторы развития личности и лидерских качеств находятся в определенной взаимозависимости.

Именно в старшем дошкольном возрасте усваиваются правила и нормы общения, которым он будет следовать всегда и везде независимо от складывающихся обстоятельств [6].

С целью диагностики статуса и межличностных отношений дошкольников в коллективе было проведено обследование старшей группы.

Для изучения межличностных отношений детей старшего возраста была использована методика «Капитан корабля», в основу которой положен социометрический эксперимент «выбор в действии», применяемый                            Я. Л. Коломинским [1].

В ходе исследования каждому ребенку предлагалось выбрать из списка детей своей группы помощников и гостей, с которыми он отправится в дальнее путешествие на корабле, а также назвать тех сверстников, кого никогда не взял бы с собой в путешествие.

В исследовании приняли участие 17 детей старшего дошкольного возраста.

Представим распределение детей изучаемой группы по выделенным категориям в таблице.

Социометрический статус Количество детей (в %) Примечание
Очень высокий 0% более 6 положительных выборов, отсутствие отрицательных выборов
Высокий 17,65% более 5 положительных выборов, не более 1 отрицательного выбора
Выше среднего 52,94% положительных выборов не менее 3, отрицательных не более 1–2
Средний 11,77% положительных выборов не менее 4, отрицательных выборов меньше, чем положительных
Ниже среднего 5,88% количество положительных выборов 1–2, либо при большем количестве положительных выборов отмечается примерно такое же количество отрицательных выборов
Низкий 11,76% количество отрицательных выборов значимо преобладает над количеством положительных выборов

В результате исследования мы выявили следующее: к категории изолированных не было отнесено ни одного ребенка, так как все дети обследованной группы получили определенное количество выборов от своих сверстников, в том числе и двое дошкольников, которые на момент проведения социометрии в группе отсутствовали.

Количество детей, находящихся в благоприятных статусных категориях (от очень высокого до среднего социометрического статуса), составило 70,59%, что свидетельствует о значимом преобладании над количеством детей – 17,64%, оказавшихся в неблагоприятных статусных категориях (ниже среднего – низкий). Полученные данные свидетельствуют о достаточно высоком уровне благополучия взаимоотношений в группе.

Советы психолога В.В. Брофман по формированию лидерских качеств дошкольников:

– Поощряйте стремление к исследованию, поиску нового.

– Позволяйте рисковать (в пределах разумного).

– Подчеркивайте важность стремления преодолевать преграды.

– Подбадривайте ребенка.

– Не старайтесь уберечь от ошибок и их последствий. Воспитывайте в ребенке решительность.

– Настраивайте на успех.

– Поддерживайте в ребенке высокий уровень притязаний. Поощряйте мечты и различные проекты, какими бы далекими от жизни они ни казались.

– Если ребенок встречается с препятствием, не спешите бросаться на помощь и делать что-то за него.

– Поощряйте ребенка к выступлению перед большим количеством людей. Умение говорить с аудиторией без стеснения — одно из главных качеств лидера. Пусть ребенок потренируется дома. Подскажите ему, как нужно говорить — громче или тише, может быть, более выразительно, куда ему следует смотреть и т. д. [2].

Библиографический список

  1. Бучилова, И. А., Комкова И. Н., Самылова В. Н. Изучение межличностных отношений со сверстниками у детей старшего дошкольного возраста с использованием метода социометрии// Концепт. –2014. – № 07. – С. 96-100.
  2. Вологодская, О. П. Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! / О.П. Вологодская. – Москва: Центрполиграф, 2009. – 191 с.
  3. Жеребова, Н. С. Лидерство в малых группах как объект социально-психологических исследований / Н.С. Жеребова // Руководство и лидерство / Под ред. Б.Д. Парыгина. – Л., 1973. – С.54-63.
  4. Зацепин, В. И. К вопросу о структуре вертикального общения в коллективе [Текст] / В. И. Зацепин // Руководство и лидерство. – Л., 1973. – С.78-93.
  5. Кричевский, Р. Л. Психология лидерства: учеб. — метод. пособие / Р. Л. Кричевский. – Москва: Статут, 2007. – 358 с.
  6. Ноговицына, С. С. Пути формирования лидерских качеств детей старшего дошкольного возраста [текст] / С. С. Ноговицына// Известия РГПУ им. А.И. Герцена. – 2009. – № 12(91). – С. 136-138.
  7. Парыгин, Б. Д. Социальная психология. проблемы методологии, истории и теории / Б. Д. Парыгин. – СПб.: ИГУП, 1999. — 592 с.
  8. Андреева, Г. М. Социальная психология: Учебник для высших учебных заведений/ Г. М. Андреева. – 5-е изд., испр. и доп. – М.: Аспект Пресс, 2009. – 363 с.
  9. Уманский, А. Л. Игровое педагогическое сопровождение детского лидерства / А.Л. Уманский // Ярославский педагогический вестник. – 2004. – № 3 (40). – С. 86-96.
  10. Урунтаева, Г. А. Детская психология: учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. — 5-е изд., стереотип. — М.: Издательский центр «Академия», 2001. – 336 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий