Жвирбля Д.В., АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ В ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

УДК 373.2

Жвирбля Дарья Владмировна

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»,г. Гродно

Научный руководитель – Е.А.Ковалёва, преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им.Янки Купалы

АКТУАЛЬНОСТЬ ПРОБЛЕМЫ НРАВСТВЕННОГО ВОСПИТАНИЯ      В  ДОШКОЛЬНОМ ВОЗРАСТЕ

Дошкольный возраст — это тот период, когда происходит активное формирование основ нравственных качеств человека и поведения. От того, насколько успешно осуществляется этот процесс, во многом зависит дальнейшее нравственное развитие детей. Оно играет немаловажную роль в дальнейшем развитии личности, так как оказывает влияние на умственное, трудовое, физическое и эстетическое развитие.

Поскoльку именно в период дошкoльного детства у ребенка развиваются нравственные чувства, фoрмируются этические представления, вырабатываются навыки культурного поведения, закладываются сoциальнo значимые личнoстные качества. Усвоение и присвоение каждым челoвеком духовно-нравственных ценностей самый прoчный и надежный фундамент, на котором может строиться нравственно здоровое обществo. Решение этой задачи позволит воспитать личнoсть, умеющую сопереживать, сочувствовать, oткликаться на радoсть и гoре окружающих, проявлять себя в деятельности, направленнoй на пользу взрослым и сверстникам. Такая личность прoявляется в стремлении поступать хорошо, в умении подчинять личные желания и пoступки интересам коллектива, в желании пресекать поступки и действия сверстников, противоречащие нормам и правилам жизни, в способности признавать и oтвечать за свои oшибочные действия и поступки, в соблюдении единства слова и дела.

Процесс становления нравственной личности сложен. Общество предъявляет ребенку те или иные нормы и требования. Существует два типа морального поведения: 1) соблюдение норм из соображений личной выгоды: страх перед наказанием, стремление выглядеть перед другими людьми в лучшем свете – вот мотивы такого поведения. Не будет этих мотивов, не будет контроля со стороны – и моральная норма потеряет свое значение; 2) стремление сохранить нравственную самооценку – в основе поведения этого типа – сберечь в своих собственных глазах уважение к себе.

Ориентация на сформированность у воспитанников мотивов бескорыстного нравственного поведения требует рассмотрения нравственного поступка как реального, ценностно-мотивированного действия, взятого в единстве намерений и фактических последствий. Поступок как этическая категория рассматривается как звено человеческой деятельности, в котором обнаруживается сформировавшаяся система ценностных ориентаций и из недр которого генерируются новые ценности. Поступок дошкольника связан с системой мотивирующих его ценностей, наличием опыта нравственного поведения, подкрепленного положительными и отрицательными обратными связями. Если под нравственной воспитанностью традиционно понимается уровень развития нравственного сознания, чувств и поведения, то определить уровень ее сформированности возможно через ситуации нравственного выбора, где присутствует борьба мотивов [1; 2]. Тогда основными критериями нравственного воспитания, обусловленными целью и задачами, выступают самостоятельность выбора способа поведения в конкретной ситуации и мотив, которым руководствуется ребенок. Определение реальных критериев позволяет наметить траекторию достижения цели, которая будет достигнута в процессе реализации методики воспитания мотивов бескорыстного нравственного поведения старших дошкольников в условиях дошкольного учреждения.

Сложность нравственного становления заключается в том, что существующие нормы и принципы для ребенка не являются собственными, выработанными им самостоятельно. Они определены извне и приобретают для ребенка актуальную значимость постепенно, по мере осмысления и принятия. Поэтому особую роль в процессе становления нравственного поведения приобретают мотивы воспитанников. Под мотивами традиционно понимают то, что побуждает деятельность человека, ради чего она совершается. По Б.Т. Лихачеву, нравственность воспитанника как сложное социально-психологическое образование «вырастает» посредством самостоятельно вырабатываемых мотивов поведения [3]. Восхождение воспитанников к духовным и нравственным идеалам возможно посредством постепенного познания ими нравственных смыслов и ценностей в процессе непрерывного переосмысления своего поведения, самого себя как субъекта деятельности и отношений, своих личностных качеств в контексте совершаемых действий и поступков.

В период дошкольного детства ребенок усваивает типичные для взрослых формы поведения в ситуациях нравственного выбора. Та потребность в подражании, вера в истинность того, чему учат, доверчивое добровольное подчинение значимым взрослым не только служат важной предпосылкой развития личности на данном возрастном этапе, но и являются базой для проявления неадаптивных форм активности, самостоятельного поиска решений в ситуациях нравственного выбора. Если ребенок имеет достаточный положительный опыт взаимодействия со взрослыми и сверстниками в знакомой для него ситуации, он использует привычные, устойчивые формы поведения, знакомые способы осуществления деятельности. В нравственном воспитании важно вывести воспитанников на уровень бескорыстного поступка. Под поступком понимается сознательное действие, оцениваемое как акт нравственного самоопределения человека, в котором он утверждает себя как личность в своем отношении к себе, к миру, к другому человеку. Если обратиться к словарю С. Рапацевич, то там мы увидим, что поступок выступает единицей социального поведения, в нем проявляется личность человека [4]. В дошкольном детстве поступок как единица поведения ребенка-дошкольника отражает процессы становления нравственного сознания, нравственных переживаний и чувств. Нравственное поведение воспитанников может быть обусловлено двумя типами мотивов: прагматическим, напрямую связанным с внешним контролем, и бескорыстным, основанным на нравственной самооценке. Осознание мотивов поступков происходит постепенно под влиянием целенаправленных педагогических воздействий и в процессе взаимодействия в системе педагога с воспитанниками.

Педагогическая поддержка развивающейся личности ребенка является специфической деятельностью педагога, дополняющей процессы обучения и воспитания. По О.С. Газману, логика педагогической поддержки предполагает совместное проживание с ребенком его проблемной ситуации [5]. Педагогическая поддержка нравственного становления личности воспитанников представляет собой процесс совместного с ребенком определения мотивов нравственных поступков и путей преодоления препятствий (проблем), мешающих ему руководствоваться нравственной самооценкой в ситуациях нравственного выбора. Педагогическая поддержка предполагает не радикальное вмешательство в жизнь ребенка, а внимательное изучение того особенного, что сложилось в его индивидуальном опыте, и выведение воспитанника на уровень нравственных обобщений, отделения правил поведения от конкретных ситуаций.

Организация работы по воспитанию в условиях дошкольного учреждения мотивов бескорыстного нравственного поведения старших дошкольников строится по следующим направлениям: – обогащение социальной среды нравственным содержанием и включение воспитанников в эмоционально-позитивное общение; – целенаправленная работа по обогащению и коррекции опыта нравственного поведения с ориентацией на нравственную активность воспитанников посредством повышения их нравственной самооценки; – обеспечение педагогической поддержки родителям и семьям воспитанников с целью четкого осознания, принятия воспитательных задач, выработки единой стратегии педагогического воздействия и взаимодействия в едином образовательном процессе дошкольного учреждения [6].

Дошкольное детство – сензитивный период нравственного становления воспитанников. Важной задачей нравственного воспитания дошкольников является задача формирования потребности в ситуациях нравственного выбора руководствоваться мотивами бескорыстного нравственного поведения. В основе такого поведения лежит нравственная самооценка, об уровне сформированности которой свидетельствует поступок как реальное, ценностно-мотивированное действие, акт нравственного самоопределения воспитанника, в котором не только обнаруживаются ценностные ориентации, но и генерируются новые ценности.

Библиографический список

 

  1. Буре Р.С. Воспитание и дети / Р.С. Буре. Л.Ф. Островская. – М.: Просвещение, 1985. –142 с.
  2. Воспитание нравственных чувств у старших дошкольников; под ред. Л.М. Виноградовой. – М.: Просвещение, 1989. – 96 c.
  3. Лихачев Б.T. Философия воспитания /Б.T. Лихачев – М.: Прометей, 1995.– 282 c.
  4. Современный словарь по педагогике / сост. Е.С. Рапцевич. – Минск: Современное слово, 2001. – 928 с.
  5. Газман О.С. Педагогическая поддержка детей в образовании как инновационная проблема / О.С. Газман // Десять концепций и эссе; под ред. Н.Б. Крылова. – М., 1995.–Вып. 3. С. 56–
  6. Сазонова Н.П. Дошкольная педагогика. Курс лекций: учеб.пособие / Н.П. Сазонова.–СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2010.–272 с.

 

Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий