Гурневич Анастасия Викторовна, Понятие и сущность самостоятельной работы школьников в процессе обучения

УДК 373.3

Гурневич Анастасия Викторовна,

студентка 3 курса педагогического факультета дневной формы обучения

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Т. М. Гимпель, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Понятие и сущность самостоятельной работы школьников в процессе обучения

 

Использование в процессе обучения школьников возможностей самостоятельной работы является одним из важных и обсуждаемых в школе вопросов.

Известно, что в педагогической литературе существует множество подходов к определению понятия «самостоятельная работa».

Первым, кто попробовал объяснить, что такое самостоятельная работа, был известный педагог Р. М. Микельсон. Под самостоятельной работой он понимал «выполнение учащимися заданий без всякой помощи, но под наблюдением учителя, который в случае затруднения может перейти к коллективным упражнениям» [1]. Е. Я. Голант его поддерживал, отмечая, что «выполнение самостоятельной работы должно осуществляться без руководства учителя» [2]. А О. А. Нильсон рассматривал самостоятельную работу как «вид учебной деятельности, направленной на формирование знаний, умений и навыков» [2] и считал, что она осуществляется под прямым и косвенным управлением учителя.

И. А. Лернер рассматривал самостоятельную работу как «средство обучения и средство развития познавательного интереса и познавательной потребности» [2].

Н. Ю. Лейкина определяет самостоятельную работу как форму самостоятельной деятельности, которая всегда строго ограничена временными рамками и является обязательной для каждого учащегося [2]. Самостоятельная деятельность создает возможность для развития учащегося: формирования новых способностей, интересов и возникновения новых качеств. Многие исследования показали, что эффективность школьного урока зависит от самостоятельной деятельности учащегося на уроке. В учебном пособии «Педагогика» П. И. Пидкасистого пишется, что самостоятельная работа выступает «в качестве специфического педагогического средства организации и управления самостоятельной деятельностью учащегося в учебном процессе, которая должна включать метод учебного или научного познания» [2]. И указывается, что самостоятельная работа – это не форма организации учебных занятий и не метод обучения. Педагог пришел к выводу, что многие понимают под самостоятельной учебной работой любую организованную учителем активную деятельность, направленную на достижение цели за определенное время. Учитель предлагает ученику задание, используя различные средства обучения. В процессе выполнения этого задания ученик получает новые знания и формирует новые умения и навыки [3].

Б. П. Есипов поддерживал П. И. Пидкасистого, считая, что без самостоятельной работы нельзя выработать необходимые умения и навыки. По его мнению, самостоятельная работа – это «работа, которая выполняется без непосредственного участия учителя, но по его заданию в специально предоставленное для этого время; при этом учащиеся сознательно стремятся достигнуть поставленной цели, употребляя свои усилия и выражая в той или иной форме результат умственных или физических (или тех и других вместе) действий» [4]. С помощью самостоятельной работы учитель сможет привить учащимся культуру умственного и физического труда, развить интерес к более быстрому достижению поставленной цели и умение самостоятельно трудиться с высокой продуктивностью. В своей книге «Самостоятельная работа учащихся на уроках» Б. П. Есипов пишет о том, что активная самостоятельная работа учащихся необходима на всех этапах обучения, а эффективность ее обусловлена активной мыслительной деятельностью [4]. М. Н. Скаткин критикует это определение за то, что «оно указывает лишь внешние признаки самостоятельной работы и не включает каких-то более важных существенных внутренних признаков, связанных с характером самой познавательной деятельности учащихся» [5]. Но в тоже время сам не предлагает какого-либо определения самостоятельной работы.

А. В. Усова и З. А. Вологодская представляют самостоятельную работу как метод обучения, посредством которого достигается приобретение учащимися знаний, умений и навыков, а также решение воспитательных задач. По их мнению, самостоятельная работа воспитывает активность, самостоятельность, настойчивость и  волю. В тоже время, они рассматривают ее как возможность формирования самостоятельности в познавательной деятельности и умений самостоятельно применять знания в учении и практической деятельности. А такие авторы, как Э. Н. Дутко, Н. М. Розенберг и Л. В. Жарова считают, что к самостоятельной деятельности подталкивают нацеленность на самостоятельное усвоение знаний и методов решения заданий, а также нахождение путей достижения цели. В зависимости от того, как ученик умеет пользоваться полученными знаниями, выделяют копирующий, воспроизводящий и творческий уровень самостоятельной деятельностишкольников в процессе их самостоятельной работы [5].

А. М. Лушников считает, что назначение самостоятельной работы в том, чтобы «с помощью индивидуального поиска углубить и конкретизировать свои знания, проявить творческий подход к изучаемой проблеме, навыки работы с книгой, умение анализировать прочитанное, систематизировать материал, вести записи, предлагать и отстаивать в дискуссии свою точку зрения» [6]. Самостоятельная работа является «хорошим способом подготовить себя к научным исследованиям, творческому решению задач учебно-воспитательного процесса и профессиональному становлению» [6].

В работах А. И. Зимней мы сталкиваемся с тем, что понятие самостоятельной работы трактуется неоднозначно. Она определяет самостоятельную работу через деятельностный подход, пишет, что самостоятельная работа «… целенаправленная, внутренне мотивированная, структурированная самим субъектом в совокупности выполняемых действий и корректируемая им по процессу и результату деятельность» [7]. Автор утверждает, что самостоятельная работа «есть следствие правильно организованной учебной деятельности на уроке, что мотивирует самостоятельное ее расширение, углубление и продолжение в свободное время. В самостоятельной работе проявляются целенаправленность, мотивация, самоконтроль, самостоятельность, самоорганизованность и другие качества человека» [7]. Самостоятельная работа является основой изменения личной позиции учащегося в учебном процессе. Самостоятельная работа – это правильно организованная учебная деятельность на уроке, которая мотивирует продолжение и углубление ее в свободное время. Нельзя ее сравнивать с домашним заданием, так как самостоятельная работа может включать внеурочную работу, задаваемую учителем. Самостоятельная работа – это высшая форма учебной деятельности.

Т. И. Шамова излагает понимание сущности самостоятельной работы как «формы организации учебной деятельности» и выделяет следующие признаки, характеризующие явление именно как организационную форму: наличие цели, конкретного задания; четкое определение формы выражения результата самостоятельной работы; определение формы проверки ее результата; обязательность выполнения самостоятельной работы [8].

Ш. И. Ганелин считает, что самостоятельные задания даются для выработки умений и навыков, для закрепления знаний, для лучшего восприятия новых знаний. Он отмечает, что самостоятельная работа – это задания учителя, которые выполняются за определенное время и требуют умственного напряжения и самостоятельной мыслительной активности. Педагог предлагает использовать такие виды заданий, как составлениесхемы, сравнение, нахождение главной мысли, рассматривание иллюстраций.

Н. Г. Дайри трактует понятие самостоятельная работа, как «отсутствие посторонней прямой помощи, опора на собственные знания, умения, убеждения, жизненный опыт, мировоззрение, использование их при рассмотрении вопроса и решении его по-своему, выражение личного отношения, высказывание собственной аргументации, проявление инициативы и творческого начала и образовательное, воспитательное, логическое содержание работы, которое обогащает учащегося, вызывает напряжение мышления и его развития» [2].

Рассмотрев различные подходы к трактовке понятия «самостоятельная работа», можно сделать вывод, что до сих пор нет однозначного и единого определения сущности понятия «самостоятельная работа», так как оно рассматривается либо как «метод обучения», либо как «как система приемов обучения», либо как «форма организации учебной деятельности».

Из всего изученного следует, что самостоятельная работа является неотъемлемой частью образовательного процесса и имеет ряд преимуществ, таких, как развитие творческих способностей школьников, формирование у них навыков самостоятельной работы и умений планировать свою деятельность. С помощью ее у учащихся развиваются наблюдательность, память, воображение, творческая активность и логическое мышление. Правильно организованная самостоятельная работа учащихся на уроке способствует значительному повышению эффективности обучения. И не стоит забывать слова русского педагога К. Д. Ушинского: «Учитель должен не только давать учащимся знания, но и направлять их умственную деятельность. Учащиеся должны по возможности трудиться самостоятельно, а учитель — руководить этим самостоятельным трудом и давать для него материал» [2].

 

Библиографический список

  1. Микельсон,Р. М. О самостоятельной работе учащихся. – М. : Учпедгиз, 1993. – 176 с.
  2. Педагогика: учеб. пособие для уч-ся педвузов и пед. колледжей / под ред. П. И. Пидкасистого. – М. : Педагогическое общество России,  – 640 с.
  3. Пидкасистый, П. И. Сущность самостоятельной работы студентов и психолого-дидактические основы ее классификации / П. И.Пидкасистый // Проблемы активизации самостоятельной работы студентов. – Пермь : Изд-во ПГУ, 2000. – C. 50.
  4. Есипов, Б. П. Самостоятельная работа учащихся на уроках. – М. : Учпедгиз, 1961. – 239 с.
  5. Активизация научно-познавательной деятельности учащихся : сб. научн. трудов ЛГПИ / отв. ред. Г. И. Щукина. – Л.: Учпедзгиз,1984. – 144 с.
  6. Лушников,А. М. История педагогики : учеб. пособие для пед. вузов / А. М. Лушников. – Екатеринбург : Сибирский федеральный университет, 2005. – 367 с.
  7. Зимняя, И. А. Педагогическая психология / И. А. Зимняя. – Ростов-на Дону : Феникс, 1997. – 480 с.
  8. Шамова, Т. И. Активизация учения школьников. – М.: Педагогика, 1982. – 48 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *