Ишмуратова Ярослава Руслановна, ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ РАЗВИТИЯ ПОДВИЖНОЙ ИГРЫ У ДОШКОЛЬНИКОВ С ТЯЖЕЛЫМИ МНОЖЕСТВЕННЫМИ НАРУШЕНИЯМИ В РАЗВИТИИ

УДК 376.42

Ишмуратова Ярослава Руслановна,

студент 3 курса Института инклюзивного образования дневной формы обучения УО «Белорусский государственный педагогический университет им. М. Танка», г. Минск

Научный руководитель – Е. А. Лемех, доцент кафедры специальной педагогики ИИО БГПУ им. М. Танка

Психолого-педагогические условия развития подвижной игры у дошкольников с тяжелыми множественными нарушениями в развитии

 

Уже в XIX в. –начале XX в. рядом прогрессивных педагогов и врачей начал активно развиваться опыт воспитания и обучения детей с тяжелыми нарушениями физического и умственного (А. Н. Граборов, Е. К. Грачева, В. П. Кащенко, М. Монтессори, М. П. Постовская, Э. Сегени др.) [2].

В XX в. был сделан определенный прорыв в определении основ для выбора направлений развития рассматриваемой категории детей. Рядом ученых был сделан вывод о важности развития и формированияу детей социокультурного опыта (Л. С. Выготский, А. Н. Леонтьев, Д. Б. Эльконин и др.), который складываетсяблагодаря вовлечению детей с различными нарушениями в мир эмоций, действий, отношений между людьми.

В 80-90-е гг.XX в. активизировалась научно-исследовательская работа, направленная на выявление потенциальных возможностей детей с тяжелой умственной отсталостью. Рядом авторов было дано научное и практическое обоснование возможности  обучения данной категории детей(А. В. Бабушкина,Л. Б. Баряева, Н. Ф. Дементьева, А. А. Еремина, С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева, И. Ю. Левченко, Е. Т. Логинова, А. Р. Маллер, Г. В. Цикото и др.) [5].

Но при этом еще в 90-е годов бытовало мнение о необучаемости детей с тяжелыми множественными нарушениями в развитии (далее ТМНР). Как точно отмечают И. М. Бгажнокова, М. Б. Ульянцева проблема «обучаемости – необучаемости» детей с тяжелыми и множественными нарушениями в развитии необходимо осмыслить через приоритетность формирования «житейского» опыта [1].

Стоит отметить, что рядом авторов (Л. Б. Баряева, С. Е. Гайдукевич, А. А. Еремина, С. Д. Забрамная, Т. Н. Исаева, Е. М. Калинина, Е. А. Лемех, Т. Л. Лещинская, Т. В. Лисовская, А. Р. Маллер) определено, что именно при создании соответствующих психолого-педагогических условий возможно обучение и воспитание рассматриваемой категории детей. В данной статье мы хотим выделить те психолого-педагогические условия, которые необходимы для развития двигательной мобильности детей с ТМНР, возможности включения подвижных игр как средства коррекционного воздействия [1; 3; 4; 5].

В первую очередь при решении проблемы двигательного развития дошкольников с ТМНР важно вырабатывать у них коммуникативную отзывчивость. Именно эмоциональное общение со взрослым создает предпосылки включения ребенка дошкольного возраста с ТМНР во взаимодействие с другими людьми. Подвижная игра предполагает совместные действия как минимум двух участников, поэтому для ее организации ребенок в ТМНР должен научиться эмоционально реагировать на приглашение поиграть, получать удовольствие в ходе совместных действий, разрешать взрослым оказывать при необходимости физическую поддержку и помощь. Поэтому с нашей точки зрения первым и наиважнейшим условием является установление положительного эмоционального фона, создание базы для установления эмоциональной коммуникации [3].

Следующим важным условием вовлечения ребенка с ТМНР в подвижную игру будет являться развитие его двигательной мобильности (общих движений, в первую очередь). Данное условие может быть реализовано при правильной организации режимных моментов, в которых тренируется ряд двигательных навыков, при организации правильного питания, при проведении коррекционно-развивающей работы по стимуляции двигательной активности ребенка на специально-организованных занятиях с инструктором ЛФК (или АФК). При этом важна регулярность и качество физических нагрузок.

Также необходимо учитывать следующее психолого-педагогическое условие: подбирать подвижные игры, включающие те двигательные навыки, которые уже есть в арсенале ребенка. Подвижные игры должны быть направлены на автоматизацию двигательных навыков, а не на обучение новым, потому что дошкольнику с ТМНР сложно удерживать под контролем сюжет игры и правильное выполнение движений.

Отсюда вытекает следующее психолого-педагогическое условие – руководящая роль взрослого при инициации игрового взаимодействия, при выполнении роли ведущего, соблюдении правил, контроле выполнения правильности движений, безопасности проведения игры [1; 4; 5].

Ведущую роль в развитии ребенка с ТМНР имеет специально организованная среда [3]. Такая среда стимулирует самостоятельность ребенка, создает положительный эмоциональный фон, способствует формированию правильной двигательной активности. При этом важно, чтобы специальная среда была создана не только в условиях образовательной организации, но и в условиях семьи, воспитывающей ребенка с ТМНР.

Соблюдение выше приведенных психолого-педагогических условий будет способствовать более эффективному физическому развитию ребенка дошкольного возраста с ТМНР. Подвижная игра при этом способствует не только повышению двигательных возможностей ребенка, но и способствует его эмоциональному и социальному развитию, дает возможность для установления коммуникации с ребенком. Также подвижные игры способствуют формированию ряда учебных навыков – соблюдение правил, умение действовать вместе с другими.

 

Библиографический список

  1. Бгажнокова, И.М. Воспитание и обучение детей и подростков с тяжелыми и множественными нарушениями развития: программно-методические материалы / И. М. Бгажнокова, М. Б. Ульянцева, С. В. Комарова и др. – М. : Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2007. – 239 с.
  2. Замский, Х.С. История олигофренопедагогики : 2 изд. / Х. С. Замский. – М. : Просвещение, 1980. –398 с.
  3. Кислякова, Ю.Н. Создание образовательной коррекционно-развивающей среды для детей с множественными нарушениями в развитии. / Ю. Н. Кислякова. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа: https://elib.bspu.by/bitstream/doc/7971/1/Создание образовательной коррекционно-развивающей среды для детей с множественными нарушениями развития.pdf?ysclid=lfpfg0kpz– Дата доступа: 26.03.2023.
  4. Лемех, Е.А. Специфика способов дифференциации учебного процесса для детей с тяжелыми множественными нарушениями / Е. А. Лемех // Спецыяльная адукацыя. – 2015. – №  – С.19–25.
  5. Маллер, А.Р. Воспитание и обучение детей с тяжелой интеллектуальной недостаточностью: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / А. Р. Маллер, Г. В. Цикото. – М. : Издательский центр «Академия», 2003.– 208 с.
Запись опубликована в рубрике Психолого-педагогическое и методическое сопровождение инклюзивного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *