Лезовская Вероника Владимировна, Формирование основ патриотизма дошкольников в процессе ознакомления с белорусским фольклором

УДК 37.013.2

Лезовская Вероника Владимировна,

студентка 2 курса педагогического факультета учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Е. А. Ковалева, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ им. Янки Купалы

Формирование основ патриотизма дошкольников в процессе ознакомления с белорусским фольклором

 

Актуальность темы статьи обусловлена тем, что происходящие сегодня в стране политические и социально-экономические изменения оказали серьезное влияние на все сферы жизнедеятельности человека. В обществе сформировались новые установки и ценности, что привело к изменению ценностных ориентаций. Этот процесс характеризуется интенсивностью обновления мировоззренческих позиций, ориентирующих систему образования на создание условий оптимального интеллектуального и духовного развития подрастающего поколения. В настоящее время проблема формирования основ патриотизма у детей раннего и дошкольного возраста является особенно важной. Изучением вопроса патриотического воспитания ребёнка занимались белорусские ученые Г. А. Барташевич, В. Л. Ялотов и др. [3].

Патриотизм — это нравственное убеждение, в основе которого лежит любовь к своей стране, ее традициям, истории и культурным ценностям.

В психолого-педагогической науке в последнее время все увереннее набирает силу культурологический подход, который ориентирует педагога на то, чтобы народная культура Беларуси, национальные традиции, национальная педагогика стали базовой основой воспитательного процесса.

Детство – это тот возрастной период, когда возможно подлинное, искреннее погружение в истоки национальной культуры. Большая роль в формировании основ патриотизма отводится созданию условий, разнообразию приемов и методов в работе с детьми дошкольного возраста. Начинать работу по патриотическому воспитанию нужно с создания для детей теплой, уютной атмосферы. Каждый день ребенка в детском саду должен быть наполнен радостью, улыбками, добрыми друзьями, веселыми играми.

Во время работы с детьми по патриотическому воспитанию решаются следующие задачи [4]:

— воспитание у ребенка любви и привязанности к своей семье, дому, детскому саду, улице, городу;

— формирование бережного отношения к природе и всему живому;

— воспитание уважения к труду;

— развитие интереса к русским традициям и промыслам;

— формирование элементарных знаний о правах человека;

— расширение представлений о городах Беларуси;

— знакомство детей с символами государства (герб, флаг, гимн);

— развитие чувства ответственности и гордости за достижения страны;

— формирование толерантности, чувства уважения к другим народам, их традициям.

Данные задачи решаются во всех видах детской деятельности: на занятиях, в играх, в труде, в быту, способствуя формированию у ребенка не только патриотических чувств, но и оптимизации взаимоотношений со взрослыми и сверстниками. В детские годы формируются основные качества человека, поэтому важно напитать восприимчивую душу ребенка возвышенными человеческими ценностями, зародить интерес к истории, культуре, народному наследию Беларуси, используя разнообразный наглядный материал и игровые методы обучения с целью повышения познавательной активности детей. Активному восприятию дошкольников способствуют такие методические приемы, как сравнение, вопросы, индивидуальные задания, обращения к опыту детей, дидактические игры [4].

Педагогическая работа с детьми по формированию основ патриотизмастроится с учётом основных дидактических принципов: от близкого к далекому, от простого к сложному, а также учитывая психологические особенности дошкольников: эмоциональное восприятие окружающего, образность и конкретность мышления, глубина и обостренность первых чувств, отсутствие в полной мере «чувства истории», понимание социальных явлений и др. Вместе с тем, система  работы по данному вопросу строится в тесной связи с окружающей общественной жизнью и теми ближайшими и доступными объектами, которые окружают ребенка.

На базе государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребенка № 89 г. Гродно» в работе с детьми применяются следующие методы [4]:

знакомство с символикой Республики Беларусь;

игра-путешествие по городу, где вместе создают карту города, отражая на ней достопримечательности;

рассматривание иллюстраций к сказкам народов Беларуси;

стимулировать к собиранию коллекций и мини-музеев;

придумывание сказок и историй о достопримечательностях родного города;

совместная деятельность с детьми с картами и схемами;

рассказ воспитателя об истории города, об архитектурных сооружениях, легенд, мифов

В работе с детьми дошкольного возраста педагоги используют рекомендованные «Учебной программой дошкольного образования Республики Беларусь» малые формыбелорусского фольклора: белорусские народные песенки и потешки: «Сонейка-сонца», «Го-го-го-го, гусачок», «Белабока-сарока», «Трах-бах-тарабах», «Божая кароўка», «Ходзіць певень па капусце», «Гушкі, гушкі, гушкі», «Кукарэку, певунок», «А курачка-рабушэчка», «Ідзі, ідзі, дожджыку», «Грыбок», «Дожджык, дожджык, крапані…», «Ішоў Бай па сцяне». Эти произведения доступны для восприятия дошкольниками.

Умение воспитателя организовать работу детей на занятии, правильный выбор темы занятия и его содержания, планомерность и систематичность, создание на занятии атмосферы свободного общения, творческого отношения к слову, осуществление индивидуального и дифференцированного подхода, учет индивидуально-психологических особенностей каждого ребенка помогает сформировать новые установки и ценностик патриотизму [1]. Важно использовать все виды фольклора (сказки, песенки, пословицы, поговорки и т. д.). В фольклоре как нигде сохранились особенные черты белорусского характера, присущие ему нравственные ценности, представления о добре, красоте, правде, храбрости, трудолюбии. Большое место в приобщении детей к народной культуре занимают народные праздники и традиции, в которых отражаются накопленные веками тончайшие наблюдения за характерными особенностями времен года, погодными изменениями, поведением птиц, насекомых, растений, связанных с трудом и различными сторонами общественной жизни человека. Очень важно ознакомить детей с народной декоративной росписью, орнаментом, увлечь ребят национальным изобразительным искусством. Используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, покажем детям красоту своего родного города, познакомим с талантом белорусского народа, научим детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Беларуси. Патриотическое воспитание ребенка — сложный педагогический процесс. В основе его лежит развитие нравственных чувств.

Формирование патриотических чувств проходит эффективнее, если учреждение дошкольного образования  устанавливает тесную связь с семьёй. Необходимость подключения семьи к процессу ознакомления дошкольников с социальным окружением объясняется особыми педагогическими возможностями, которыми обладает семья и которые не может заменить дошкольное учреждение: любовь и привязанность к детям, эмоционально-нравственная насыщенность отношений, их общественная, а не эгоистическая направленность и др. Все это создаёт благоприятные условия для воспитания патриотических чувств.

В патриотическом воспитании особенное значение имеет пример взрослых, близких людей. На конкретных примерах, фактах из жизни членов семьи необходимо проводить работу по ознакомлению с родным краем, начиная с того, что принято назвать «малой Родиной» и постепенно переходя к таким категориям как Отечество, «долг перед Родиной» и т.д.

Знакомство с малыми формами белорусского фольклора происходит как на занятиях, так и за их пределами (во время режимных моментов, игры, на прогулке, на занятиях по физическому воспитанию и т.д.) [2].

Успеха в патриотическом воспитании можно достигнуть только, если сами взрослые будут знать и любить историю своей страны, своего города. В своей работе педагоги должны уметь отобрать те знания, которые доступны детям дошкольного возраста, то, что может вызвать у детей чувство восторга и гордости, но положительного результата не стоит ждать, если взрослый сам не будет заинтересован своей страной, своим народом, своим городом. Ребенок в дошкольном возрасте заинтересован в получении новых знаний.

Таким образом, используя предлагаемые формы и методы патриотического воспитания, педагог покажет детям красоту своего родного города, познакомит с талантом белорусского народа, научит детей любить свой город и свою страну, и гордиться тем, что они живут в такой прекрасной стране, как Республика Беларусь.

 

Библиографический список

  1. Ахрыменка, П. П. Беларускія загадкі, прыказкі, прымаўкі / П. П. Ахрыменка. – Мінск : Выдавецтва Міністэрства вышэйшай, сярэдняй спецыяльнай і прафесіянальнай адукацыі БССР, – 214 с.
  2. Барташэвіч, Г. А. Дзiцячы фальклор / Г. А. Барташэвiч, В. І. Ялатаў. – Мінск : Навука i тэхнiка, 1972. – 736 с.
  3. Леановіч,З. Л. Дзiцячыя фальклорныя гульнi / З. Л. Леановiч,Н. А. Рылькова. – Мінск : Народная асвета, 1995. – 32 с.
  4. Учебная программа дошкольного образования. – Минск: НИО; Аверсэв, 2022. – 416 с.
Запись опубликована в рубрике Теория и практика дошкольного образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *