Ясюкевич Екатерина Викторовна, ОСОБЕННОСТИ ВОСПИТАНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

УДК 373.31

Ясюкевич Екатерина Викторовна,

студентка 3 курса педагогического факультета дневной формы обучения

УО «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – Н. С. Михайлова, доцент кафедры педагогики и социальной работы ГрГУ им. Янки Купалы

Особенности воспитания младших школьников

 

Целью воспитания является формирование разносторонне развитой, нравственно зрелой, творческой личности школьника. Достижение данной цели воспитания предполагает решение основных задач:

формирование гражданственности, патриотизма и национального самосознания учащихся на основе государственной идеологии;

формирование эстетической, нравственной и экологической культуры; культуры безопасности жизнедеятельности;

овладение знаниями и навыками здорового образа жизни;

подготовка к труду и самостоятельной жизни;

формирование культуры семейных отношений;

создание условий для актуализации инициативы, успешной самореализации и саморазвития личности.

Содержание воспитания детей и учащейся молодежи реализуется в соответствии с программно-планирующей документацией воспитания, программами воспитания, утвержденными Министерством образования Республики Беларусь, а также путем использования потенциала учебных дисциплин, факультативных занятий, различных форм дополнительного образования детей и молодежи.

Младший школьный возраст по праву можно назвать особенным этапом в развитии ребёнка и становлении его личности. Данный период действительно наполнен событиями, которые в корне и на достаточно долгое время меняют его образ жизни.

Первое и самое очевидное – ребёнок идёт в школу. Несмотря на то, что перед этим большинство малышей посещают дошкольные детские учреждения, школа всё равно воспринимается как первый переломный момент, так как вводит в жизнь ребёнка совершенно новый для него вид деятельности – учёбу.

Ребёнок младшего школьного возраста любознателен от природы, его желание учиться является не навязанным извне, а внутренней потребностью. К школьному возрасту у ребенка развиваются как основные качества личности, так и свойства восприятия, памяти, мышления, воли, необходимые для систематического обучения и воспитания в школе [2, с.2]. С точки зрения психофизических особенностей к 6–7 годам ребёнок уже обладает достаточно развитым мышлением.От простейших логических операций на поиск закономерностей и дополнение логического ряда и поиска лишнего предмета в списке он переходит к словесно-логическому и наглядно-образному мышлению. Он активно выделяет основные свойства предмета, способен сравнивать, обобщать и классифицировать. В данный период его также привлекают интеллектуальные настольные игры, где он может применить свои новые умения. Воображение ребёнка в данном возрасте всё ещё обладает дошкольной непосредственностью, хотя и получает дополнительные черты, такие, как управляемость.

Ещё одним значимым новообразованием младшего школьного возраста является переход от ролевой игры к учёбе, которая становится основным видом деятельности ребёнка. Несмотря на то, что игра продолжает быть важным элементом в его жизни, именно поэтому она остаётся одной из ведущих форм в организации учебно-воспитательных мероприятий, но учёба постепенно вытесняет её и выходит на первое место. Однако все психологи и преподаватели рекомендуют проводить занятия с детьми младшего школьного возраста в начальных классах в виде обучающих дидактических игр и помнить, что важным элементом обучения в младшей школе является не только преподавание знаний, но и воспитательная деятельность, направленная на формирование устойчивой учебной мотивации, построенной не на внешних стимулах, а на внутренней потребности.

С периодом младшего школьного возраста связывают также переход ко второму этапу такого важного процесса в жизни каждого человека, как социализация. Социализация личности – это процесс её интеграции в общество, в его различные типы (группа, коллектив, организация и др.) посредством усвоения культуры, социальных ценностей и норм, а затем законов, на основе которых формируются общественно значимые черты личности. Когда ребёнок приходит в школу, он попадает в общество «равных» в качестве самостоятельной, независимой единицы. И если на дошкольном этапе социализация происходила в основном под чутким руководством родителей и имела, скорее, непроизвольный характер, то сейчас она уже приобретает произвольный, деятельный. Ребёнок попадает в общество в качестве самостоятельного субъекта. Это период накопления индивидуального социального опыта, который происходит в процессе взаимодействия с окружающими, самостоятельном выборе модели поведения и анализе реакции окружающих. Не всегда ребёнок в состоянии сам справиться с поставленной перед ним задачей. Считается, что период вторичной социализации становится причиной наибольшего количества психологических проблем, которые требуют внимания специалистов. Нередко бывает, что помочь человеку адаптироваться в новой группе может только психолог. Однако несмотря на то, что родители уже утратили свою роль основного проводника в мир людей, им рано расслабляться, так как ребёнку в силу своей неопытности может понадобиться их помощь и поддержка на любом этапе.

Воспитательный процесс младших школьников, по мнению П. И. Пидкасистого [4] и И. Ф. Харламова [7], имеет особенности. Воспитательный процесс должен быть организован так. что основная цель воспитания превращается в понятную и близкую воспитаннику. Именно единство целей, сотрудничество при их достижении характеризует современный процесс воспитания.

Воспитательный процесс – это многофакторный процесс, в нем действуют субъективные (личность педагога, его индивидуальность, характер отношений с детьми) и объективные причины [1; 6; 8].

Наиболее сложной особенностью воспитания младших школьников заключается в том, что результаты его не так ощутимы и обнаруживают себя не так быстро, как в процессе обучения. Между проявлением воспитанности и невоспитанности лежит длительный период развития необходимых свойств личности ребёнка. Ведь он подвергается различным воздействиям, накапливая и положительный и отрицательный опыт. Воспитание устраняет все негативные качества и ставит на их место положительные. Это нелёгкий процесс. Его сложность и в том, что этот процесс очень динамичен – он изменчив и подвижен.

Ещё одна особенность процесса воспитания – это непрерывность. Школьное воспитание есть процесс систематического непрерывного взаимодействия педагога и воспитанников. Если же процесс воспитания идёт от случая к случаю, приходится постоянно прикладывать усилия для выработки более устойчивых привычек.

Процесс воспитания – это процесс комплексный. Он означает единство целей и задач, содержания, методов и форм воспитательного процесса, которое подчинено идее целостности развития личности. Становление многих качеств личности происходит в комплексе, одновременно, именно поэтому педагогическое взаимодействие должно носить комплексный характер, который нуждается в соблюдении важных педагогических требований, более тщательной организации взаимодействия между педагогами и воспитанниками.

Воспитательному процессу присуща значительная вариативность (или неоднозначность) результатов. В идентичных условиях одинаковыми действиями могут быть достигнуты различные результаты. Это обусловлено и индивидуальными различиями детей, и их социальным опытом, и их отношением к воспитанию. Мастерство воспитателя, умение сотрудничать с детьми, уровень его профессиональной подготовленности оказывают большое влияние и на его ход, и на его результаты.

Процесс воспитания также имеет двусторонний характер: от педагога к воспитаннику (это прямая связь) и от ребенка к педагогу (это обратная связь). Управление воспитательным процессом строится на обратных связях, то есть на информации, которая педагогу поступает от детей. С момента, как ребёнок попадает в школьную среду, в его жизни появляется новый релевантный взрослый – учитель, чья роль становится неимоверно важной, а мнение способно перевесить мнение родителей. Именно поэтому современному учителю вменяется быть преданным как своему делу, так и своим ученикам. Роль педагога сводится не только к преподаванию предмета, но и к в огромной степени воспитательной деятельности, связанной с раскрытием лучших моральных качеств ученика, поощрении его, чтобы ребенок получал радость от приобретенных знаний. Для педагога, особенно учителя младших классов, важно создавать ситуации успеха, учить быть хорошим человеком и гражданином своей страны. Ещё А. С. Макаренко в своих трудах подчёркивал важность роли учителя в воспитательном процессе. По его мнению, педагогика является не столько профессией, сколько искусством, а учитель должен смотреть на воспитанника не как на объект изучения, а как на объект воспитания [5].

Учитывая все вышеперечисленные особенности развития, восприятия мышления младших школьников, а также важные процессы, которые происходят в их жизни, можно вывести следующие принципы, которые стоит учитывать при выборе воспитательных стратегий.

  1. В силу того, что процессы взросления, психоэмоционального развития и освоения социальных навыков идут в младшем школьном возрасте непрерывно и особенно динамично, важно, чтобы каждый вид деятельности, будь то учебный или развлекательный, нёс в себе воспитательные компоненты.
  2. Чтобы способствовать эффективности процессов социализации, должен соблюдаться, принцип воспитания в коллективе через совместную деятельность: парную, групповую, коллективную [3, с.20].
  3. Ввиду того, что процессы развития идут у детей неравномерно, важно применять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении и воспитании и вовремя оказывать необходимую помощь ребёнку, который испытывает сложности в решении той или иной, как учебной, так и психоэмоциональной проблемы. Оказание грамотного психолого-педагогического сопровождения на данном этапе чрезвычайно важно, так как у ребёнка происходит формирование восприятия себя как отдельной личности и поиск своего места в коллективе.
  4. Воспитательные мероприятия должны быть направлены в первую очередь на формирование верной мотивации, через акцентирование внимания на положительных качествах ребёнка. Воспитание должно быть комплексным, логичным и последовательным.
  5. В процессе обучения и воспитания, ребёнок уже склонен анализировать себя, свои желания и потребности, взрослые, особенно учитель, продолжают быть для него примером, через который он усваивает верные модели социальных ролей, этических норм и поведения в обществе.

Данные принципы не являются чем-то новым. Они известны давно и получили статус базовых, основных, которые стоит учитывать при организации воспитания детей младшего школьного возраста, чтобы создать благоприятные условия для полноценного и всестороннего развития их личности.

Таким образом процесс воспитания младших школьников характеризуется длительностью, непредсказуемостьюиграет большую роль в воспитании высокообразованного, культурного и нравственного человека, обеспечивает комплексный подход к развитию личности, и проявляется это в его отношении к людям, к труду, к искусству, к жизни. Результатом данного процесса выступает эстетическая воспитанность учащихся.

Библиографический список

  1. Воспитание младшего школьника / Сост. Л. В. Ковинько. – Москва : Издательский центр «Академия», 2009. – 288 с.
  2. Ельникова, С.А. Развитие мышления и внимания младших школьников в учебно-воспитательном процессе / С. А. Ельникова, М. С. Череканова // Научная статья. [Электронный ресурс] – Режим доступа: https://cyberleninka.ru/article/n/razvitie-myshleniya-i-vnimaniya-mladshih-shkolnikov-v-uchebno-vospitatelnom-protsesse– Дата доступа: 28.02.2023.
  3. Константинова,А. А. Виды, функции, принципы воспитания младших школьников на примере народной педагогики / А. А. Константинова // Молодой ученый, 2020. – № 14 (304). – С. 20–21.
  4. Концепция непрерывного воспитания детей и учащейся молодежи // Зборнiк нарматыўных дакументаў Мiнiстэрства адукацыi Рэспублiкi Беларусь. – 2015. – №19. – С.3–41.
  5. Макаренко,А.С. Общие вопросы теории педагогики. Воспитание в советской школе / А. С. Макаренко // М. : АПН СССР, 1958. – 558 с.
  6. Методика воспитательной работы / Под ред. В. А. Сластёнина. – Москва: Издательский центр «Академия», 2012. – 160с.
  7. Харламов, И.Ф. Педагогика / И. Ф. Харламов. – Москва : Гардарики, 2009. – 519 с.
  8. Чумакова, С. П. Теоретические основы воспитания младших школьников / С. П. Чумакова. – Могилев : МГУ имени А. А. Кулешова, 2017. – 200 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *