Юшкевич Олеся Юрьевна, УРОК – ТВОРЧЕСТВО УЧИТЕЛЯ. ОСВОБОЖДЕНИЕ ОТ СТЕРЕОТИПОВ И ШАБЛОНОВ

УДК 371.321.2

Юшкевич Олеся Юрьевна,

студентка 2 курса педагогического факультета дневной формы обучения

УО « Гродненский государственный университет имени Янки Купалы», г. Гродно

Научный руководитель – З. М. Томашевич, доцент кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы

Урок – творчество учителя. Освобождение от стереотипов и шаблонов

 

В. А. Сухомлинский говорил: «В каждом ребенке дремлет птица, которую нужно разбудить для полета. Творчество – вот имя этой волшебной птицы!» [2, с 98]. Чем раньше ребенок разбудит в себе птицу, чем раньше научиться видеть красоту окружающего мира, понимать язык природы, музыки, поэзии, радоваться и удивляться, тем ярче, эмоциональнее, чище он будет.

Это высказывание В. А. Сухомлинского можно взять за основу нашего исследования. Профессия учителя испокон веков считалась творческой. Учитель – это человек, который необходим каждому ребенку. Ведь только с помощью учителя развивается ребенок как творчески, так  и умственно. Становление самой личности ребенка зависит не только от того, что вложат в него родители, но и именно от его первого учителя. На современном этапе существует множество направлений изучения творчества педагога. Учителя используют различные подходы, новые методы и приемы на уроках и подходят к этому творчески.

Творчество толкуется в словаре Ожегова как«создание новых по замыслу культурных или материальных ценностей» [1, c.11]. Творческая деятельность – это высший уровень деятельности человека. При наличии у учителя способностей, мотивов, знаний создается творческая идея, которая отличается оригинальностью, а также уникальностью.

Анализируя творчество учителя, можно выделить следующие признаки:

— наличие противоречия проблемной ситуации или творческой задачи;

— социальная и личная зависимость и прогрессивность, которая вносит вклад в развитие общества и личности;

— наличие объективных(социальных, материальных) предпосылок, условий для творчества;

— новизна и оригинальность процесса или результата.

Урок –это среда, в которой от учителя требуется активная позиция. Выделяют следующие уровни педагогического творчества:

1.Элементарное взаимодействие с классом. Здесь используется обратная связь между учителем и учеником. Это уровень называется уровнем воспроизведения готовых рекомендаций, где творчество учитель не проявляет.

2.Уровень оптимизации – этот уровень начинается с планирования урока. Творчество здесь состоит в умелом выборе и в целесообразном сочетании уже известного учителю содержания,  методов и форм обучения.

  1. Эвристический уровень. Педагог использует творческие возможности живого общения с учениками.
  2. Личностно-самостоятельный уровень – этот уровень характеризуется полной самостоятельностью учителя в творчестве. Может использовать уже готовые приемы, но вкладывать в них свое личностное начало. Он выбирает их поскольку они соответствуют особенностям личности учеников, конкретному уровню обученности, воспитанности и развитости класса. И данные находки в работе учителя соответствуют его творческой индивидуальности.

Главное в работе учителя – искренняя любовь к своей профессии и любовь к детям. Профессия учителя не только креативная, но и очень интересная, одна из трудных, нужных и благородных профессий, а для того творческий учитель должен идти в ногу со временем и предлагать новые решения.Хотелось бы отметить одного из лучших педагогов – гуманиста Ш. А. Амонашвили.  В своих работах он говорит о великой роли учителя  в жизни человека: «В каждом из нас, кто хочет посвятить себя этому делу, должно поместиться столько же Света, насколько будет наша воля» [3, с. 150].

Учитель является для ребенка младшего школьного возраста образцом для подражания. Именно учитель начинает путь ребенка. По нашему мнению, именно учитель – создатель детских судеб с помощью творчества.

 

Библиографический список

  1. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка: около 100 000 слов, терминов и фразеологических выражений / С. И. Ожегов; под ред. Л. И. Скворцова. – 26-е изд., испр. и доп. – М. : Оникс [и др.], 2009. – 1359 с.
  2. Сухомлинский,  В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. – Киев : Радянська школа, 1974. – 288 с.
  3. Амонашвили, Ш. А. Баллада о воспитании / Ш. А. Амонашвили. – М. : Мысль, 2015. – 340 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные проблемы педагогики и психологии образования. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *