УДК 373.2:376.4:81
Добровольская О.В.
студентка 2 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»
(научный руководитель – Крюковская Н.В., заведующий кафедрой теории и методики специального образования УО ГрГУ им. Я. Купалы, кандидат педагогических наук, доцент)
СТРУКТУРА И СОДЕРЖАНИЕ ИНТЕРАКТИВНОЙ ПАПКИ ЛЭПБУК ДЛЯ ФОРМИРОВАНИЯ ПРОСТРАНСТВЕННЫХ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ 5–7 ЛЕТ С ОБЩИМ НЕДОРАЗВИТИЕМ РЕЧИ
Аннотация. В данной статье раскрыты возможности использования интерактивной папки лэпбук для формирования пространственных представлений. Также предложено содержание лэпбука в виде игр и упражнений с инструкциями и рекомендациями по их применению при работе с дошкольниками 5-7 лет с общим недоразвитием речи.
Одной из важнейших предпосылок для социальной адаптации, становления самосознания, а также готовности дошкольника к успешному овладению школьными навыками являются пространственные представления. Они охватывают все стороны деятельности человека и позволяют полноценно воспринимать и взаимодействовать с окружающим миром.
У детей с общим недоразвитием речи (далее – ОНР) наблюдаются особые трудности и особенности в процессе развития пространственных представлений, обусловленных общим замедленным темпом сенсорного развития детей данной категории. Особенно важно развивать данный познавательный процесс, так как он напрямую влияет на успешность коррекционных занятий по развитию речевых функций, а также на усвоение образовательного материала.
Включение интерактивных технологий в практику специального образования, интегрированного обучения и воспитания, инклюзивного образования позволяет повысить эффективность коррекционно-педагогического процесса. Они дают ребенку возможность экспериментировать, синтезировать полученные знания, развивать творческие способности, речь и коммуникативные навыки, что позволяет ему успешно адаптироваться сначала в школе, а затем в дальнейшей жизни. Интерактивная папка лэпбук («lapbook»: «lap» – колени, «book» – книга) имеет большой коррекционный потенциал. Данное пособие представляет собой небольшую папку, которую можно удобно разложить у себя на коленях либо на столе. По содержанию лэпбук может отражать как материалы одного занятия, так и содержать материалы для длительного изучения. Такая интерактивная папка может быть многофункциональной и не иметь жесткого содержания, а представлять общую структуру с концентрическим построением, т. е. содержание материала на протяжении длительного периода закрепляется, постепенно углубляется и усложняется с учетом изменившихся речевых возможностей и динамики развития каждого ребенка [1].
Цель данной статьи – описать структуру и содержание интерактивной папки лэпбук, предназначенной для формирования пространственных представлений у дошкольников с ОНР.
Для того чтобы грамотно выстроить коррекционно-педагогическую работу, необходимо знать направления формирования пространственных представлений. С этой целью нами была проведена диагностическая работа, которая представлена в четырех аспектах: диагностика пространственных представлений о собственном теле, диагностика пространственных представлений о взаимоотношении внешних объектов и тела, о взаимоотношении внешних объектов по отношению друг к другу, диагностика понимания и употребления предлогов.
Анализ результатов диагностики позволяет говорить о недостаточном уровне сформированности пространственных представлений у дошкольников 5–7 лет с ОНР. Так, у 20 % детей наблюдается низкий уровень сформированности пространственных представлений, у 60 % детей – средний и у 20 % детей – высокий. Преобладание низкого и среднего уровня сформированности позволяет говорить о необходимости поиска эффективных средств коррекционно-педагогической работы, что явилось основой для создания интерактивной папки лэпбук.
Для создания лепбука на основе полученных в ходе обследования результатов были выделены направления формирования пространственных представлений, которые явились основой для подбора дидактических задания. К числу таких направлений было отнесено формирование: умения определять взаимное расположение внешних объектов по отношению друг к другу; умения понимать и употреблять предлоги и слова, обозначающие пространственные отношения; умение ориентироваться в двухмерном пространстве (на плоскости и листе бумаги). Кроме перечисленных направлений в содержание коррекционной работы необходимо включать задания, направленные на развитие таких познавательных процессов как внимание, зрительное, слуховое и тактильное восприятие, все виды мышления.
Лэпбук выглядит как интерактивная книжка, информация в которой представлена в виде открывающихся окошек, вынимающихся и разворачивающихся листочков, гармошек и прочих деталей. Такое оформление лэпбука позволяет, с одной стороны, привлечь интерес ребенка к самой книжке, повысить его мотивацию, и, с другой стороны, является комплексным пособием по развитию, в данном случае, пространственных представлений, где игры и упражнения компактно размещены внутри книжки. Главными достоинствами лэпбука являются наглядность, трансформируемость, полифункциональность, вариантивность, полисенсорность.
Разработанный нами лэпбук «Маленькие помощники – предлоги» позволяет формировать у дошкольников не только пространственные представления, но умение различать цвет, форму, величину. Путем манипуляции с различными предметами из вкладышей, у дошкольника развивается мелкая моторика, зрительное восприятие, устойчивость и концентрация внимания, наглядно-образное мышление и непосредственно сама речь.
Лэпбук содержит 12 игр и упражнений, направленных на развитие пространственных представлений: «Найди пару», «Теремок», «Воздушные шары», «Наши руки», «Полки с игрушками»; «Яблоко и корзинка», «Разрезные картинки», «Лабиринт», «Найди отличия», «Божья коровка», «Волшебные часики», «Паровозик».
Дидактическая игра «Найди пару» сделана в виде пазла, состоящего из двух частей. На одной части пазла нарисована схема предлога и дано его письменное обозначение, а на второй части изображены объекты, которые располагаются в пространстве соответствующим образом. Задача дошкольника: найти соответствующие пары пазла и назвать, что на них изображено.
Чтобы приступить к дидактической игре «Теремок», необходимо раскрыть дверцы, за которыми изображен сам теремок. Слушая инструкции педагога дошкольнику необходимо заселить героев сказки «Теремок» в окошки. Карточки с изображениями героев прикрепляются к окошкам при помощи липучек, что позволяет всё время изменять инструкции по расположению того или иного героя. Также можно предложить составить рассказ или пересказать сказку «Теремок».
Дидактическая игра «Воздушные шары» направлена на формирование умения понимать пространственные предлоги. Детям предлагается инструкция: «Посмотри, кто-то выпустил из рук воздушные шары, и теперь они свободно летят по небу вправо/влево». Задачей дошкольника является расположение воздушных шаров в той последовательности, которую назовет педагог (синий шар летит за красным, между фиолетовым и розовым шаром летит зеленый шар, позади оранжевого шара – красны и т.д.).
Под воздушными шарами расположен кармашек с изображениями на нем правой и левой руки. Внутри кармашка варежки, которые необходимо прикрепить соответственно на правую и левую руки при помощи липучек. Также на самих варежках прикреплены фигурки звездочки и сердца, которые в соответствии с инструкцией можно расположить на варежках. В дополнение здесь также предлагается разместить на правую или левую руки фигуры часов и браслета.
Дидактическая игра «Полки с игрушками» направлена на формирование умения располагать предметы по отношению друг к другу на основе словесной инструкции с учетом пространственных предлогов. Для ее выполнения предлагается изображение шкафа с полками. Дошкольник называет игрушки, которые расположены на верхней, средней, нижней полке. Далее ребенок располагает игрушки соответствующим образом по словесной инструкции педагога.
Для лучшего усвоения материала через практическую деятельность предлагается упражнение «Яблоко и корзинка». По словесной инструкции педагога или используя предлагаемые схемы, дошкольник должен расположить яблоко относительно корзинки. Оба предмета сделаны из фетра, что также развивает тактильные ощущения дошкольника.
Формирование пространственных представлений неразрывно связано с развитием зрительного восприятия. Поэтому в рамках данного направления предложены дидактические игры «Разрезные картинки» и «Найди отличия».
Дидактическая игра «Божья коровка» позволяет формировать умение определять направление движения предмета и перемещать предмет на плоскости в соответствии с инструкцией. Дошкольник с опорой на инструкцию педагога передвигает карточку с изображением божьей коровки по полю с нарисованными листочками. Дополнить данное задание можно использованием схем с изображением пути движения божьей коровки.
Помогая бабочке добраться до цветка в рамках упражнения «Лабиринт» развиваются как пространственные представления, так мелкая моторика рук, зрительно-моторная координация, внимание, мышление.
Увлекательной и развивающей для дошкольников является игра «Волшебные часики», где вместо цифр на циферблате нарисованы картинки со схемой предлогов и их письменным названием. Двигать стрелку на часах может как педагог, так и дошкольник. Необходимо в соответствии с указанным предлогом подобрать картинки, которые располагаются в кармашке под часами.
Дидактическая игра «Паровозик» направлена на формирование умения понимать предлоги и использовать их в своей речи. Вагоны паровозика раскрываются гармошкой; каждый из них представляет собой определенный предлог. Задача дошкольника: найти, какие картинки из предложенных можно поместить в данный вагон.
Таким образом, предложенная интерактивная папка лэпбук позволяет охватить сразу несколько психических процессов. Вариативность ее использования многогранна. Это отличный способ разносторонне изучить конкретную тему с детьми дошкольного возраста. Предлагаемые задания можно использовать на любом этапе коррекционной работы.
Список литературы
- Бурачевская, О. В. Интерактивная папка лэпбук в работе с детьми с нарушениями речи / О. В. Бурачевская, Т. В. Бурачевская, Н. И. Бурачевская // Вопросы дошкольной педагогики. – 2017. – № 4. – С. 12–14.