УДК 373.31.016:51
Никипорчик А.С.
студентка 4 курса педагогического факультета
Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»
(научный руководитель – Гадзаова С.В., старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы)
КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА
Аннотация. В данной статье представлена организация работы по формированию навыков устных вычислений у учащихся 2 класса. Приведен комплекс учебных заданий, описаны методика и результаты эксперимента.
Активное внедрение информационных компьютерных технологий во все сферы жизни привело к снижению навыков вычислений у детей и взрослых. Привычка пользоваться техническими средствами для выполнения арифметических действий объясняется их повсеместной доступностью. В методической науке обсуждается также вопрос приоритета письменных приёмов вычислений над устными.
Курс математики нацелен на развитие мыслительных операций, волевых качеств личности. Немаловажным фактором, определяющим общее развитие, является сформированность умений и навыков, необходимых обучающемуся в жизни. Именно к таким относится навык устных вычислений. «Сознательный и прочный он имеет практическое значение, потому что обеспечивает успешность обучения в следующем звене школы» [1].
Формирование вычислительных умений и навыков – сложный и длительный процесс, эффективность которого зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности. Важно выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые будут способствовать не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.
Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций. «В зависимости от степени овладения учебными действиями, они выступают как умения или навыки, характеризующиеся такими признаками, как правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность» [2].
Разным аспектам проблемы формирования вычислительных умений и навыков посвящены труды А. К. Артёмова, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, О.А. Ивашовой, Н. Б. Истоминой, Г. Г. Микулиной, Н.А. Менчинской, М. И. Моро и др.
Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдения и собственный опыт позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности вычислительных навыков у обучающихся год от года снижается. Причины, определяющие недостаточный уровень сформированности у младших школьников вычислительных навыков: индивидуальные особенности младших школьников; незнание и неправильное применение математических алгоритмов и свойств действий; ранний переход к письменным приёмам вычислений; уменьшение значимости вычислительных навыков в условиях доступности технических средств для осуществления вычислений; отсутствие мотивации применения вычислений в практической деятельности.
Можно выделить следующие противоречия:
– между научными разработками проблемы формирования вычислительных навыков и низким уровнем вычислительной культуры обучающихся, что проявляется в неумении самостоятельно применять навыки вычислений для решения учебных и практических задач;
– между современной тенденцией к увеличению роли компьютера в деятельности человека и эпизодическим внедрением электронных средств обучения на I ступени общего среднего образования;
– между компетентностным подходом в образовании и использованием системы заданий, ориентированной на применение знаний в типовой ситуации.
В связи с этим нами была поставлена задача: разработать комплекс учебных заданий, обеспечивающих формирование вычислительных навыков и поддерживающих мотивацию учащихся. В него вошли 3 блока: задания, предупреждающие типичные ошибки учащихся; компетентностно-ориентированные задания; учебные задания с использование информационных компьютерных технологий.
Первый блок учебных заданий составлен нами на основе классификации ошибок, предложенной М.А. Бантовой [3], и направлен на их предупреждение. Рассмотрим некоторые примеры:
1) Задания, предупреждающие смешение приёмов вычитания, основанных на свойствах вычитания суммы из числа и числа из суммы:
– Сравни: 80 – 27 * 87 – 20; 60 – 28 * 68 – 20; 50 – 24 * 54 - 20
– Поставьте скобки так, чтобы равенство 80 – 40 – 20 = 20 было верным;
2) Задания, направленные на исправление ошибок, связанных со смешением разрядов.
– Замените и такими цифрами, чтобы равенства получились верными:
+ = 88
– Найдите значения выражений: 3 дес. 7 ед. + 1 дес. 7 ед.; 7 дес. 2 ед. – 4 дес. 0 ед.
3) Задания, обеспечивающие закрепление табличных случаев сложения и вычитания, включённых в качестве операций в более сложные примеры на сложение и вычитание.
– Вставьте пропущенные знаки действия «+» и «-»:
8 0 2 0 4=6; 14 0 2 0 3=15; 7 0 7 0 10=4; 20 0 5 0 5=20
– Из ряда примеров выберите те, где в ответе получится однозначное число: 12-9, 35-5, 16-8, 20+1, 1+7
– Используя один раз знак действия с помощью трёх цифр 6, напишите выражение, значение которого будет равно 60.
4) Смешение действий сложения и вычитания, запись или называние в результате одного из компонентов:
– Найдите значения выражений и выполните проверку:
68 – 30; 37 + 20; 56 + 30; 40 – 18
– Найдите значение выражения a+b, если a = 59, b = 40 и выполните проверку.
Второй блок заданий комплекса – компетентностно-ориентированные задания, требующие применения устных вычислений в нетиповых ситуациях. Задания этой группы, наряду с предметными компетенциями, обеспечивают формирование ключевых компетенций. К примеру, информационная компетенция применяется в процессе работы с разными источниками данных (представленных в виде таблицы, схемы, чертежа). Рассмотрим пример такого задания.
Стимул: Вы отправляетесь в путешествие в Москву на поезде.
Задачная формулировка: В Москву вы отправляетесь из г. Гродно. Вам предложено два маршрута. Выберите тот маршрут, который потребует меньше времени.
Маршрут № 1
Название поезда: |
Время отправления: |
Время прибытия: |
Гродно - Минск |
06:25 |
11:32 |
Берлин - Москва |
11: 58 |
19:58 |
Маршрут № 2
Название поезда: |
Время отправления: |
Время прибытия: |
Гродно - Гомель |
19:17 |
00:24 |
Брест - Москва |
03:15 |
16:01 |
Бланк для выполнения задания:
Номер маршрута: |
Время в дороге: |
Маршрут № 1 |
|
Маршрут №2 |
|
Ответ: ____________
Инструмент проверки: таблица заполнена верно – 3 балла; дан правильный ответ на главный вопрос – 2 балла; максимальная сумма баллов – 5 баллов.
Третий блок комплекса учебных заданий – задания с использованием информационных технологий (ИТ): мультимедийные презентации с учебными заданиями, электронные средства обучения; интерактивные тренажёры.
Мультимедийные презентации с учебными заданиями – одна из наиболее простых форм представления учебного материала с помощью компьютерной программы Power Point. Специально разработанные электронные средства обучения (ЭСО) – наиболее оптимальный вариант применения ИТ. На национальном образовательном портале Республики Беларусь размещено в открытом доступе ЭСО «Математика. 2-4 классы», которое является дополнительным средством обучения математике на I ступени общего среднего образования. При работе с данным средством обучения предусмотрен контроль правильности выполнения каждого задания.
Электронные тренажёры можно разделить на 3 основные группы: тренажёры-презентации, тренажеры-программы, онлайн-тренажёры. Тренажеры-презентации предназначены для демонстрации на экране и могут быть разработаны учителем. Они содержат серию вопросов тестового характера. Учащиеся в ходе фронтального опроса дают ответы, после чего на экране высвечивается верный ответ. Электронные тренажеры также можно использовать для индивидуальной работы обучающихся на уроке в компьютерном классе, во внеурочной деятельности или дома. Так, тренажёры-программы содержат краткую информацию по теме и дают возможность получить подсказку в случае неверного ответа. Широко применяется, например, тренажёр «Школьный наставник», основными функциями которого являются: диагностика; формирование рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных материалов; контроль за усвоением учебного материала; визуальная (цветовая) интерпретация усвоения учебного курса; интерпретация усвоения учебного курса в виде диаграмм. Достаточное распространение получили в последнее время онлайн-тренажёры, которые можно использовать в компьютерном классе или дома.
Для проверки эффективности комплекса учебных заданий нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе 2-х классов УО «Гимназия № 4» г. Гродно. В эксперименте приняли учащиеся 2 «Э» класса (экспериментальный) и 2 «О» класса (контрольный), в количестве 15 человек в каждом классе.
Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный. Для выявления уровня сформированности навыков устных вычислений была разработана проверочная работа (математический диктант), которая оценивалась на основании критериев, рекомендованных Министерством образования РБ [4]. Анализ анализа результатов представлен в таблице 1.
№ п/п |
Уровни сформированности навыков устных вычислений |
Экспериментальный класс (2 «Э») |
Контрольный класс (2 «О») |
1. |
Низкий (1-2 балла) |
0 % |
0 % |
2. |
Удовлетворительный (3-4 балла) |
7 % |
0 % |
3. |
Средний (5-6 баллов) |
13 % |
6 % |
4. |
Достаточный (7-8 баллов) |
60 % |
27 % |
5. |
Высокий (9-10 баллов) |
20 % |
67 % |
Табл. 1 – Сравнительный анализ показателей сформированности навыков устных вычислений в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе эксперимента
Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности навыков устных вычислений в контрольном классе выше, чем в экспериментальном.
Цель формирующего этапа эксперимента: повышение уровня сформированности навыков устных вычислений у учащихся 2 «Э» класса. Для формирования навыков устных вычислений нами был разработан и внедрён комплекс учебных заданий, описанный выше.
На контрольном этапе эксперимента нами был проведён математический диктант в контрольном и экспериментальном классах. Критерии оценки работы, а также характеристика уровней сформированности навыков устных вычислений у младших школьников не изменились. Результаты представлены в таблице (Табл. 2).
№ п/п |
Уровни сформированности навыков устных вычислений |
Экспериментальный класс (2 «Э») |
Контрольный класс (2 «О») |
1. |
Низкий (1-2 баллов) |
0 % |
0 % |
2. |
Удовлетворительный (3-4 баллов) |
0 % |
0 % |
3. |
Средний (5-6 баллов) |
7 % |
13 % |
4. |
Достаточный (7-8 баллов) |
13 % |
40 % |
5. |
Высокий (9-10 баллов) |
80 % |
60 % |
Табл. 2 – Сравнительный анализ показателей сформированности навыков устных вычислений в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе эксперимента
На контрольном этапе эксперимента уровень сформированности навыков устных вычислений в экспериментальном классе выше, чем в контрольном. Кроме того, у обучающихся повысилась мотивация к выполнению устных вычислений благодаря специфике учебных заданий. Это свидетельствует о том, что применение комплекса учебных заданий и различных форм работы положительно влияет на познавательный интерес и способствует формированию навыков устных вычислений у учащихся 2 класса.
Список литературы
- Зубакова, С. П. Методы и приёмы формирования навыков устного счёта [Электронный ресурс] / С. П. Зубакова. – 2017. – Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6897. – Дата доступа: 17.05.2018
- Педагогические условия формирования навыков устного счёта как основы вычислительной культуры учащихся [Электронный ресурс] // Учебно-методический комплекс. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5766680/page:40/. – Дата доступа: 17.05.2018
- Бантова, М. А. Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждение / М. А. Бантова // Начальная школа – 1982. - № 8. – С. 56–61.
- Нормы оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам на I ступени общего среднего образования [Электронный ресурс] // Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya. – Дата доступа: 06.10.2017.