^ Вверх

УДК 373.31.016:51

Никипорчик А.С.

 

студентка 4 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет им. Я. Купалы»

 

(научный руководитель – Гадзаова С.В., старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы)

 

КОМПЛЕКС УЧЕБНЫХ КАК СРЕДСТВО ФОРМИРОВАНИЯ НАВЫКОВ УСТНЫХ ВЫЧИСЛЕНИЙ У УЧАЩИХСЯ 2 КЛАССА

 

Аннотация. В данной статье представлена организация работы по формированию навыков устных вычислений у учащихся 2 класса. Приведен комплекс учебных заданий, описаны методика и результаты эксперимента.

 

Активное внедрение информационных компьютерных технологий во все сферы жизни привело к снижению навыков вычислений у детей и взрослых. Привычка пользоваться техническими средствами для выполнения арифметических действий  объясняется их повсеместной доступностью. В методической науке обсуждается также вопрос приоритета письменных приёмов вычислений над устными.

Курс математики нацелен на развитие мыслительных операций, волевых качеств личности. Немаловажным фактором, определяющим общее развитие, является сформированность умений и навыков, необходимых обучающемуся в жизни. Именно к таким относится навык устных вычислений. «Сознательный и прочный он имеет  практическое значение, потому что обеспечивает успешность обучения в следующем звене школы» [1].

Формирование вычислительных умений и навыков – сложный и длительный процесс, эффективность которого зависит от индивидуальных особенностей ребенка, а также уровня его подготовки и способов организации вычислительной деятельности. Важно выбирать такие способы организации вычислительной деятельности младших школьников, которые будут способствовать не только формированию прочных осознанных вычислительных умений и навыков, но и всестороннему развитию личности ребенка.

Вычислительные навыки рассматриваются как один из видов учебных навыков, функционирующих и формирующихся в процессе обучения. Они входят в структуру учебно-познавательной деятельности и существуют в учебных действиях, которые выполняются посредством определенной системы операций. «В зависимости от степени овладения учебными действиями, они выступают как умения или навыки, характеризующиеся такими признаками, как правильность, осознанность, рациональность, обобщенность, автоматизм и прочность» [2].

Разным аспектам проблемы формирования вычислительных умений и навыков посвящены труды А. К. Артёмова, М. А. Бантовой, Г. В. Бельтюковой, О.А. Ивашовой, Н. Б. Истоминой, Г. Г. Микулиной,  Н.А. Менчинской, М. И. Моро и др.

Анализ психолого-педагогической и научно-методической литературы, наблюдения и собственный опыт позволяют сделать вывод о том, что уровень сформированности вычислительных навыков у обучающихся год от года снижается. Причины, определяющие недостаточный уровень сформированности у младших школьников вычислительных навыков: индивидуальные особенности младших школьников; незнание и неправильное применение математических алгоритмов и свойств действий; ранний переход к письменным приёмам вычислений; уменьшение значимости вычислительных навыков в условиях доступности технических средств для осуществления вычислений; отсутствие мотивации применения вычислений в практической деятельности.

Можно выделить следующие противоречия:

– между научными разработками проблемы формирования вычислительных навыков и низким уровнем вычислительной культуры обучающихся, что проявляется в неумении самостоятельно применять навыки вычислений для решения учебных и практических задач;

– между современной тенденцией к увеличению роли компьютера в деятельности человека и эпизодическим внедрением электронных средств обучения на I ступени общего среднего образования;

– между компетентностным подходом в образовании и использованием системы заданий, ориентированной на применение знаний в типовой ситуации.

В связи с этим нами была поставлена задача: разработать комплекс учебных заданий, обеспечивающих формирование вычислительных навыков и поддерживающих мотивацию учащихся. В него вошли 3 блока: задания,  предупреждающие типичные ошибки учащихся; компетентностно-ориентированные задания; учебные задания с использование информационных компьютерных технологий.

Первый блок учебных заданий составлен нами на основе классификации ошибок, предложенной М.А. Бантовой [3], и направлен на их предупреждение. Рассмотрим некоторые примеры:

1) Задания, предупреждающие смешение приёмов вычитания, основанных на свойствах вычитания суммы из числа и числа из суммы:

– Сравни: 80 – 27 * 87 – 20; 60 – 28 * 68 – 20; 50 – 24 * 54 - 20

– Поставьте скобки так, чтобы равенство 80 – 40 – 20 = 20 было верным;

2) Задания, направленные на исправление ошибок, связанных со смешением разрядов.

– Замените       и      такими цифрами, чтобы равенства получились верными:

              +             = 88

– Найдите  значения выражений: 3 дес. 7 ед. + 1 дес. 7 ед.;  7 дес. 2 ед. – 4 дес. 0 ед.

3) Задания, обеспечивающие закрепление  табличных случаев сложения и вычитания, включённых в качестве операций в более сложные примеры на сложение и вычитание.

– Вставьте пропущенные знаки действия «+» и «-»:

8 0 2 0 4=6;   14 0 2 0 3=15;  7 0 7 0 10=4; 20 0 5 0 5=20

– Из ряда примеров выберите те, где в ответе получится однозначное число: 12-9, 35-5, 16-8, 20+1, 1+7

– Используя один раз знак действия с помощью трёх цифр 6, напишите выражение, значение которого будет равно 60.

4) Смешение действий сложения и вычитания, запись или называние в результате одного из компонентов:

– Найдите значения выражений и выполните проверку:

68 – 30; 37 + 20; 56 + 30; 40 – 18

– Найдите значение выражения a+b, если a = 59, b = 40 и выполните проверку.

Второй блок заданий комплекса – компетентностно-ориентированные задания, требующие применения устных вычислений в нетиповых ситуациях. Задания этой группы, наряду с предметными компетенциями, обеспечивают формирование ключевых компетенций. К примеру,  информационная компетенция применяется в процессе работы с разными источниками данных (представленных в виде таблицы, схемы, чертежа). Рассмотрим пример такого задания.

Стимул: Вы отправляетесь в путешествие в Москву на поезде.

Задачная формулировка: В Москву вы отправляетесь из г. Гродно. Вам предложено два маршрута. Выберите тот маршрут, который потребует меньше времени.

 

Маршрут № 1

Название поезда:

Время отправления:

Время прибытия:

Гродно - Минск

06:25

11:32

Берлин - Москва

11: 58

19:58

 

Маршрут № 2

Название поезда:

Время отправления:

Время прибытия:

Гродно - Гомель

19:17

00:24

Брест - Москва

03:15

16:01

 

Бланк для выполнения задания:

Номер маршрута:

Время в дороге:

Маршрут № 1

 

Маршрут №2

 

 

Ответ: ____________

Инструмент проверки: таблица заполнена верно – 3 балла; дан правильный ответ на главный вопрос – 2 балла; максимальная сумма баллов – 5 баллов.

Третий блок комплекса учебных заданий – задания с использованием информационных технологий (ИТ):  мультимедийные презентации с учебными заданиями, электронные средства обучения; интерактивные тренажёры.

Мультимедийные презентации с учебными заданиями – одна из наиболее простых форм представления учебного материала с помощью компьютерной программы Power Point. Специально разработанные электронные средства обучения  (ЭСО) – наиболее оптимальный вариант применения ИТ. На национальном образовательном портале Республики Беларусь размещено в открытом доступе ЭСО «Математика. 2-4 классы», которое является дополнительным средством обучения математике на I ступени общего среднего образования. При работе с данным средством обучения предусмотрен контроль правильности выполнения каждого задания.

Электронные тренажёры можно разделить на 3 основные группы: тренажёры-презентации, тренажеры-программы, онлайн-тренажёры. Тренажеры-презентации предназначены для демонстрации на экране и могут быть разработаны учителем. Они содержат серию вопросов тестового характера. Учащиеся в ходе фронтального опроса дают ответы, после чего на экране высвечивается верный ответ. Электронные тренажеры также можно использовать для индивидуальной работы обучающихся на уроке в компьютерном классе, во внеурочной деятельности или дома. Так, тренажёры-программы содержат краткую информацию по теме и дают возможность получить подсказку в случае неверного ответа. Широко применяется, например, тренажёр «Школьный наставник», основными функциями которого являются: диагностика; формирование рекомендаций по устранению пробелов в усвоении учебных материалов; контроль за усвоением учебного материала; визуальная (цветовая) интерпретация усвоения учебного курса; интерпретация усвоения учебного курса в виде диаграмм. Достаточное распространение получили в последнее время онлайн-тренажёры, которые можно использовать в компьютерном классе или дома.

Для проверки эффективности комплекса учебных заданий нами была проведена опытно-экспериментальная работа на базе 2-х классов УО «Гимназия № 4» г. Гродно. В эксперименте приняли учащиеся 2 «Э» класса (экспериментальный) и 2 «О» класса (контрольный), в количестве 15 человек в каждом классе.

Экспериментальная работа проходила в три этапа: констатирующий; формирующий; контрольный. Для выявления уровня сформированности навыков устных вычислений была разработана проверочная работа (математический диктант), которая оценивалась на основании критериев, рекомендованных Министерством образования РБ [4]. Анализ  анализа результатов представлен в таблице 1.

 

 № п/п

Уровни сформированности навыков устных вычислений

Экспериментальный класс (2 «Э»)

Контрольный класс (2 «О»)

1.

Низкий (1-2 балла)

0 %

0 %

2.

Удовлетворительный (3-4 балла)

7 %

0 %

3.

Средний (5-6 баллов)

13 %

6 %

4.

Достаточный (7-8 баллов)

60 %

27 %

5.

Высокий (9-10 баллов)

20 %

67 %

Табл. 1 – Сравнительный анализ показателей сформированности навыков устных вычислений в экспериментальном и контрольном классах на констатирующем этапе эксперимента

 

Таким образом, можно сделать вывод о том, что уровень сформированности навыков устных вычислений в контрольном классе выше, чем в экспериментальном.

Цель формирующего этапа эксперимента: повышение уровня сформированности навыков устных вычислений у учащихся 2 «Э» класса. Для формирования навыков устных вычислений нами был разработан и внедрён комплекс учебных заданий, описанный выше.

На контрольном этапе эксперимента нами был проведён математический диктант в контрольном и экспериментальном классах. Критерии оценки работы, а также характеристика уровней сформированности навыков устных вычислений у младших школьников не изменились. Результаты представлены в таблице (Табл. 2).

 

 № п/п

Уровни сформированности навыков устных вычислений

Экспериментальный класс (2 «Э»)

Контрольный класс (2 «О»)

1.

Низкий (1-2 баллов)

0 %

0 %

2.

Удовлетворительный (3-4 баллов)

0 %

0 %

3.

Средний (5-6 баллов)

7 %

13 %

4.

Достаточный (7-8 баллов)

13 %

40 %

5.

Высокий (9-10 баллов)

80 %

60 %

Табл. 2 – Сравнительный анализ показателей сформированности навыков устных вычислений в экспериментальном и контрольном классах на контрольном этапе эксперимента

 

На контрольном этапе эксперимента  уровень сформированности навыков устных вычислений в экспериментальном классе выше, чем в контрольном. Кроме того, у обучающихся повысилась мотивация к выполнению устных вычислений благодаря специфике учебных заданий. Это свидетельствует о том, что применение комплекса учебных заданий и  различных форм работы положительно влияет на познавательный интерес и способствует формированию навыков устных вычислений у учащихся 2 класса.

 

Список литературы

  1. Зубакова, С. П. Методы и приёмы формирования навыков устного счёта [Электронный ресурс] / С. П. Зубакова. – 2017. – Режим доступа: https://zhurnalpedagog.ru/servisy/publik/publ?id=6897. – Дата доступа: 17.05.2018
  2. Педагогические условия формирования навыков устного счёта как основы вычислительной культуры учащихся [Электронный ресурс] // Учебно-методический комплекс. – Режим доступа: https://studfiles.net/preview/5766680/page:40/. – Дата доступа: 17.05.2018
  3. Бантова, М. А. Ошибки учащихся в вычислениях и их предупреждение / М. А. Бантова // Начальная школа – 1982. - № 8. – С. 56–61.
  4. Нормы оценки результатов учебной деятельности по учебным предметам на I ступени общего среднего образования [Электронный ресурс] // Учебно-методическое обеспечение дошкольного, общего среднего и специального образования. – Режим доступа: http://www.adu.by/ru/uchitelyu/uchebno-metodicheskoe-obespechenie-doshkolnogo-obshchego-srednego-i-spetsialnogo-obrazovaniya. – Дата доступа: 06.10.2017.