^ Вверх

УДК 373.3.016:51

Шейко В.А.

 

студентка 3 курса педагогического факультета

Учреждения образования «Гродненский государственный университет имени Янки Купалы»

 

(научный руководитель – С.В. Гадзаова, старший преподаватель кафедры естественнонаучных и лингвистических дисциплин и методик их преподавания ГрГУ им. Янки Купалы)

 

ИСПОЛЬЗОВАНИЕ ИСТОРИЧЕСКИХ СВЕДЕНИЙ ПРИ ФОРМИРОВАНИИ ПРЕДСТАВЛЕНИЙ О ВЕЛИЧИНАХ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ

 

Аннотация. В данной статье представлена методика использования исторических сведений при формировании представлений о величинах на уроках математики на I ступени общего среднего образования.

 

С первых лет жизни и до глубокой старости человек постоянно обращается к числам, фигурам и математическим правилам. Использование базы математических знаний стало каждодневной потребностью человека. Люди не задумываются, откуда и как добывались те математические знания, которыми мы владеем. Оценить значение математических знаний в нашей жизни и путь построения математики как науки можно только обратившись к её истории. Известный математик Г.В. Лейбниц говорил: «Кто хочет ограничиться настоящим, без знаний прошлого, тот никогда его не поймет». Действительно, знания из истории математики и её приложений могут способствовать лучшему пониманию предмета. Использование на учебных занятиях по математике исторических фактов и сведений на позволит учащимся повысить свою культуру, лучше понимать изучаемый материал.

Проблеме использования исторического материала при обучении математике посвящены труды Н.Я. Виленкина, К.А. Рыбникова, Г.И. Глейзера, А.В. Тихоненко, И.И. Баврина и др. Учёные указывают на то, что введение элементов истории способствует расширению кругозора обучающихся и повышению их общей культуры. «Народная мудрость гласит, что, не зная прошлого, невозможно понять подлинный смысл настоящего и цель будущего. Это, конечно, относится и к математике» [1].

Исследования в области использования элементов историзма в учебном процессе чаще всего связаны с проблемой активизации познавательной деятельности обучающихся. Н.А. Половникова рассматривает познавательную активность учащихся как готовность (т.е. способность и стремление) к энергичному овладению знаниями. Публикации  Г.И. Щукиной посвящены исследованию действенности жизненных сил учащегося. Г.М. Муртазин сущность активности познавательной деятельности связывает с управлением процессом учебного познания путем целенаправленного побуждения, стимулирования и усиления этих процессов. И.И. Родак ставит в прямую зависимость активность школьника в учебном процессе от напряжения внимания, опоры на воображение, анализ и синтез, догадки и предложения, сомнения и проверки, обобщение и суждения, интереса, настойчивости, энтузиазма [2, с. 85].

Целями введения истории математики в обучение выступают:

1) Создание целостной картины мира.

2) Повышение интереса к математике, мотивации к изучению предмета.

3) Связь математической культуры с общечеловеческой культурой.

4) Синтез практического труда и абстрактной умственной работы.

Если брать во внимание все эти цели, то можно получить такие результаты: у детей повысится интерес к изучаемому интересу, следовательно, и к самому предмету, расширится кругозор, увеличится уровень культуры, развитие которой приближает математику к окружающему миру.

Учёные отмечают, что «несмотря на столь большой интерес к включению исторических сведений в процесс обучения математике, мы слышим только о необходимости, актуальности внедрения исторического материала в изучении каких-то тем, но всё меньшее внимание уделяется разработке методик использования, вариантам выбора необходимого исторического материала». Первоначальные математические знания приобретались человеком путем практической деятельности, жизненной необходимостью, так и в случае младших школьников, им необходимо делать опору на практику [3].

Учитель, который решил использовать исторические сведения на учебных занятиях по  математике, должен владеть научными знаниями о прошлом изучаемого материала и умениями включать исторический материал в тему урока. В истории математики можно увидеть: факты, накопленные в ходе ее развития;  гипотезы, методологию.

Основной целью нашего исследования было определение эффективности использования исторических сведений при изучении величин. В соответствии с этим мы решали следующие задачи: выявить возможности  применения исторического материала; определить уровень познавательного интереса к изучению величин на учебных занятиях по математике  на I ступени общего среднего образования.

Эксперимент проводился на базе Гимназии № 10 г. Гродно в 3 «Г» классе. В эксперименте участвовало 22 человека, из них 12 девочек и 10 мальчиков. Экспериментальное исследование проводилось в три этапа: констатирующий, формирующий, контрольный.

На первом этапе были предложены задания, связанные с оценкой старинных мер длины и массы. Например:

– Задания на сравнение значений величин: шаг и 100 см, 18 см и пядь, ведро и 14 литров.

– Старинные задачи, для решения которых необходимы сведения о старинных мерах величин (с использованием данных о том, скольким сантиметрам равен 1 аршин)

На втором этапе (формирующем) применялись различные методы для формирования представлений о старинных величинах: метод беседы, иллюстративный метод (который больше всего нравился детям), поисковый метод (который позволял детям самостоятельно находить информацию) и ситуативная технология (суть заключалась в том, что на протяжении какой-то темы дети записывают интересующие вопросы на листочках, затем эти вопросы группируются и раздаются группам, которые должны попытаться найти ответ на вопрос (хотя бы предположить).

Третий этап эксперимента – контрольный – проводился по аналогии с констатирующим. Использовались похожие и немного усложненные задания. Например: «Один воин вышел из города и проходил по 12 верст в день, а другой вышел одновременно и шел таким образом: в первый день прошел 1 версту, во второй день – 2 версты, в третий день – 3 версты, в четвертый – 4 версты, в пятый – 5 верст и так прибавлял каждый день по одной версте, пока не настиг первого. Через сколько дней второй воин настиг первого?», «Прохожий, догнавший другого, спросил: «Как далеко до деревни, которая у нас впереди?» Ответил другой прохожий: «Расстояние от той деревни, от которой ты идешь, равно третьей части всего расстояния между деревнями, а если еще пройдешь 2 версты (верста – старинная русская мера длины, 1 верста = 1 км 67 м), тогда будешь ровно посередине между деревнями». Сколько верст осталось еще идти первому прохожему и какое расстояние между деревнями?» [4].

Приведем результаты эксперимента в таблице 1.

 

 

Констатирующий этап

Контрольный этап

Количество учащихся

% от всего кол-ва учащихся

Количество учащихся

% от всего кол-ва учащихся

Низкий уровень

22

100%

-

-

Средний уровень

-

-

19

86%

Высокий уровень

-

-

3

14%

Табл. 1 -  Результаты эксперимента

 

Таким образом, на констатирующем этапе никто из учащихся не владел информацией об истории величин, однако многие учащиеся знали названия старинных мер длины и массы. Показатели контрольного этапа указывают на средний уровень знаний большинства учащихся, являющийся результатом целенаправленной работы. Следует также отметить интерес учащихся к поиску новых сведений из истории развития математики.

Использование исторического материала в процессе формирования представлений о величинах у учащихся на I ступени общего среднего образования способствует  повышению уровня знаний учащихся, активизации их познавательной деятельности.

 

Список литературы

  1. Груденов, Я. И. Психолого-дидактические основы методики обучения математике / Я. И. Груденов. – М. : Педагогика, 1987. – 160 с.
  2. Колягин, Ю. М. Русская школа и математическое образование: Наша гордость и наша боль / Ю. М. Колягин. - М. : Просвещение, 2001.
  3. Сендер, А. Н. Исторический материал на уроках в начальной школе. / А.Н. Сендер, Т.В. Ничишина. – Минск : Пачатковая школа, 2010. –  144 с.
  4. Нестеренко, Ю. В. Cтаринные занимательные задачи / С. Н.Олесник., М. К. Потапов. – 2-е изд., испр. – М. : Наука, 1988. — 160 с.