Дмитриченко Д.В. ПРОГРАММА КУЛЬТУРНО-ПРОСВЕТИТЕЛЬСКОЙ РАБОТЫ «МОЙ ПЕРМСКИЙ КРАЙ» ДЛЯ УЧАЩИХСЯ 5-ЫХ КЛАССОВ

ФГОС среднего (полного) образования предполагает формирование у учащихся личностных учебно универсальных действий. Перед школой стоит ряд задач, направленных на формирование личностных результатов таких как: российскую гражданскую идентичность, патриотизм, уважение к своему народу, чувства ответственности, гордости за свой край, свою Родину, прошлое и настоящее многонационального народа России, уважение государственных символов.
Для решения этой задачи необходимо использовать региональное содержание, чтобы у детей развивались знания о достопримечательностях места, где они проживают. Также немаловажно знакомить учащихся с историей, географией, культурой своего региона для того, чтобы у учащихся формировалась любовь к родному краю, городу, дому. В качестве средства можно предложить программу, которая направлена на формирование личностных универсальных действий.
Культурно-просветительская программа «Мой Пермский край» актуальна в связи с тем, что в 2015 году Пермский край отмечает свое 10-летие.
Выбор возраста учащихся (10-11 лет), участвующих в данном мероприятии, обоснован тем, что они начинают изучать такие предметы как история, обществознание. На уроках истории у учащихся 5 класса воспитывают любовь к Родине, к России, приучают любить  свой край и город. Культурно-просветительская программа «Мой Пермский край» направлена также на формирование чувства патриотизма.
Цель программы: сформировать у учащихся 5 класса интерес к истории Пермского края, осознание нравственной ценности и причастности к своему краю, воспитывать чувство патриотизма.
Обобщенная цель конкретизируется следующим образом:
  • воспитывать и развивать у обучающихся личностных качеств, позволяющих уважать и принимать духовные и культурные ценности  народов Пермского края;
  •  формировать у обучающихся эстетических взглядов, нравственных установок и потребности общения с духовными ценностями;
  •  формировать у обучающихся умения самостоятельно воспринимать и оценивать культурные ценности;
  •  воспитывать детей в творческой атмосфере, обстановке доброжелательности, эмоционально-нравственной отзывчивости, а также профессиональной требовательности.
Задачи программы.
  1. Сбор материала и подготовка буклетов «История Пермского края» и их распространение среди учащихся 5 класса.
  2. Подготовка и организация встречи учащихся 5 класса с администрацией города Соликамска.
  3. Формирование классного актива.
  4. Мотивация учащихся к научно-исследовательской деятельности.
  5. Организация спортивно-массовых мероприятий для учащихся 5 класса.
  6. Развитие творческого потенциала учащихся 5 класса.
Таблица 1. – План мероприятий на 2014-2015 учебный год
Название мероприятия Время проведения
1. Информационное обеспечение учащихся 5 класса
Издание и распространение среди школьников информационных буклетов «История Пермского края» Октябрь-ноябрь
Организация встречи учащихся 5 класса с администрацией

г.Соликамска

Сентябрь-октябрь
Создание доски почета для активных учащихся 5 класса Постоянно
2. Формирование классного актива
Выбора актива в 5 классе Сентябрь
Вовлечение учащихся 5 класса в различные конкурсы и мероприятия Постоянно
3. Привлечение учащихся 5 класса к научно-исследовательской деятельности
Вовлечение в деятельность школьных конкурсных программ Постоянно
Организация экскурсий, посещение музеев в Пермском крае Постоянно
4. Организация спортивно-массовых мероприятий
Флешмоб в г. Соликамске «Танцующий Соликамск» Апрель-май
Эстафета «Мы гордость Пермского края» Май
5. Развитие творческого потенциала учащихся 5 класса
Классный час «Легенды Пермского края» Март
Конкурс сочинений «Русский дух» Февраль
Конкурс рисунков «Пермский край моей мечты» Апрель
Написание интегрированного эссе по математике-истории, математике-географии, математика-культура с элементами защиты Март
Защита проектов по математике на тему «Учителя математики в Пермском крае» Март
На первом этапе работы с детьми формируется школьный актив, из учащихся 5 класса. Актив не только помогает учителю, но и привлекает остальных учащихся. Учитель привлекает учащихся к научно-исследовательской деятельности, исходя из их способностей, т.е. слабоуспевающего, но активного ребенка в данную деятельность не целесообразно включать. Спортивно-массовые мероприятия включает роль всех учащихся класса. Развитие творческого потенциала вероятнее всего является самым увлекательным для 5-классников. На классном часу «Легенды Пермского края» учитель рассказывает интереснейшие факты о достопримечательностях края. Все проводимые конкурсы оцениваются жюри, лучшие работы выставляют на доску почета. Программой предусмотрен такой вид работы как метод проектов с элементами защиты. В течение недели, учащиеся готовят мини-проекты, затем их демонстрируют, используя презентацию.
Предлагаемая работа может интегрироваться практически с любым учебным предметом. Раздел 5 (выше приведенной таблицы) показывает возможность установления взаимосвязи с математикой. Подобная интеграция позволяет учащимся 5 класса увидеть взаимосвязь математики с другими предметами. Дети (дополнительно к поставленным целям) лучше осознают применение математики в жизни, у них появится к предмету. Учащиеся смогут понять, оценить важность изучения математики в школьном курсе.
Данная программа частично реализована в МАОУ «СОШ №14» г. Соликамска. Был проведен конкурс рисунков «Пермский край моей мечты»; подготовлены и защищены интегрированные эссе на материале двух предметов: математики и истории. Названные виды работы учащимся 5 класса понравились. Учитель провел подробный инструктаж по подготовке интегрированного эссе, поэтому у детей эта работа не вызвала затруднений. Лучшие работы были отмечены. Победители выделены в трех номинациях: за содержание эссе, оформление презентации и защиту. Под защитой понимается то, как ребенок рассказывает суть своего эссе и отвечает на вопросы учащихся, жюри и учителей.
Литература
1. Пермский край. История Пермского края / [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.protown.ru/russia/obl/history/history_432.html – Дата доступа: 26.03.2015.
2. Пермь Великая / [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://www.visitperm.ru/ – Дата доступа: 19.03.2015.
3. Хухлаева, О.В. Возрастные психологические особенности учащихся 5 класса. / О.В. Хухлаева / [Электронный ресурс]. – 2015. – Режим доступа: http://5psy.ru/obrazovanie/vozrastnye-psihologicheskie-osobennosti-uchaschihsya-5-klassa.html – Дата доступа: 23.03.2015.
Запись опубликована в рубрике Внедрение образовательных технологий в учебный процесс школы и университета. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий