УДК 37.026.9.9:373.2
Научный руководитель – Е.А. Ковалёва, старший преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
В настоящее время одной из актуальных проблем психолого-педагогической науки выступает вопрос о так называемом гиперактивном поведении детей, который всё чаще волнует не только учёных, но и педагогов-практиков, в том числе работающих в учреждениях дошкольного образования. Говоря о гиперактивных детях, большинство исследователей (З. Тржесоглава, В.М. Трошин, А.М. Радаев, Ю.С. Шевченко, Л.А. Ясюкова, Г. Вейс, А.В. Цветков) имеют ввиду детей с синдромом дефицита внимания с гиперактивностью (СДВГ). Так, С.Ю. Головин определяет детскую гиперактивность как отклонение от возрастных норм развития, характеризующееся невнимательностью, отвлекаемостью, импульсивностью в поведении и интеллектуальной деятельности, повышенной активностью при нормальном уровне интеллектуального развития [1].
Как правило, первые симптомы гиперактивного поведения проявляются у детей в возрасте 2-3 лет, однако на прием к врачу с сопутствующими этому расстройству проблемами родители не спешат. Из-за этого какие-либо меры по данному направлению начинают применяться лишь к достижению критической точки, которая приходится во многих случаях к моменту поступления в школу. Исследователи Г. Вейс, Ю.С. Шевченко подчёркивают более высокую распространённость заболевания среди мальчиков по сравнению с девочками. По мнению данных авторов, среди мальчиков признаки синдрома диагностируются в 2-3 раза чаще, чем среди девочек.
Н.Н. Заваденко в своих исследованиях отмечает, что деятельность гиперактивных детей нецеленаправленна, маломотивированна и не зависит от ситуации, они подвижны всегда. Однако к концу дня вследствие общего утомления и чрезмерной активности, такие дети проявляют беспричинные приступы плаксивости, могут быть чрезмерно раздражительны и выражать свои эмоции в истериках [2].
Г.Р. Ломакина отмечает тот факт, что у гиперактивных детей наблюдаются довольно характерные проявления повышенной агрессивности, а в конечном счете асоциальное поведение, следствием которого становится общее неприятие со стороны окружения. Возникают проблемы эмоционального плана: дети испытывают чувство страха, подавленности, у них снижается самооценка [3].
Учитывая особую актуальность данной проблемы, нами было проведено исследование на базе Государственного учреждения образования «Дошкольный центр развития ребёнка № 97 г. Гродно» с целью изучения особенностей поведения детей среднего дошкольного возраста.
Для достижения поставленной цели был использован рисуночный тест К. Маховера «Рисунок человека» [4], а также было проведено наблюдение по разработанным П. Бейкер, М. Алворд психологическим критериям гиперактивности. Испытуемым было предложено при помощи цветных карандашей нарисовать человека на листе бумаги. В ходе проведения методики у детей не возникало трудностей, они охотно справились с заданием.
В результате полученных данных диагностики большинство детей продемонстрировали признаки импульсивности в поведении, проблемы в общении. В ходе проведённого нами наблюдения было выявлено, что 60% испытуемых продемонстрировали низкий и средний уровень проявления признаков гиперактивного поведения, а 40 % показали высокий уровень гиперактивного поведения (по П. Бейкер, М. Алворд).
Полученные результаты эксперимента вызвали необходимость проведения коррекционной работы с детьми, имеющими признаки гиперактивного поведения. Одним из наиболее эффективных направлений коррекционной работы, на наш взгляд, является использование различных художественных техник изобразительной деятельности. Нетрадиционные техники рисования способствуют развитию речи детей, формируют воображение, приносят яркие эмоции, а так же помогают сосредоточиться на задании. Рисование с помощью нетрадиционных технике положительно влияет на эмоциональное самочувствие ребенка, психологическое здоровье личности, развивается рефлексия и анализ собственного поведения, мыслей, чувств, навыки контроля и самоконтроля [5].
В ходе коррекционной работы с детьми дошкольного возраста нами были использованы разнообразные нетрадиционные техники рисования: рисование пальчиками, оттиск печатками из картофеля, оттиск поролоном, фотокопия (использование восковых мелков и акварели), отпечатки листьев, рисунки ладошками, кляксография, монотипия и другие.
В рамках проведённой работы был разработан комплекс занятий с использованием нетрадиционных техник рисования с целью коррекции гиперактивного поведения дошкольников, а также развития умения контролировать свое поведение и эмоциональное состояние. Знакомство детей с нетрадиционными изобразительными техниками, на наш взгляд, способствует снижению признаков гиперактивного поведения (двигательной активности, импульсивности, нарушения внимания, агрессивности), помогает скорректировать поведение, учит детей мыслить творчески и проявлять интерес к экспериментам в изобразительной деятельности.
Проблема гиперактивного поведения детей дошкольного возраста достаточно актуальна в наше время. Современному педагогу необходимо выстраивать воспитательно-образовательный процесс в УДО с учётом индивидуальных особенностей и проявлений ребёнка-дошкольника, его поведения и интересов, применяя новые интересные актуальные формы работы с детьми дошкольного возраста.
Список использованных источников
-
Головин, С.Ю. Словарь практического психолога / С.Ю. Головин. – Минск: Харвест, 1998. – 551 с.
-
Заваденко, Н.Н. Гиперактивность и дефицит внимания в детском возрасте /Н.Н. Заваденко. – М.: Академия, 2005. – 256 с.
-
Ломакина, Г.Р. Гиперактивный ребенок. Как найти общий язык с непоседой / Г.Р. Ломакина. – М.: Центрополиграф, 2009. – 30 с.
-
Маховер,К. Проективный рисунок человека: [Методика клинической диагностики личности] / К. Маховер. – М.: Смысл, 1996. – 158 с.
-
Цквитария, Т.А. Нетрадиционные техники рисования / Т.А. Цквитария. –М.: ТЦ Сфера, 2011. – 128 с.