УДК 37.091.33:373.3
Научный руководитель – И.И. Капалыгина, заведующий кафедрой лингвистических дисциплин и методик их преподавания, доцент, кандидат педагогических наук ГрГУ имени Янки Купалы.
Школьное образование имеет большое значение в развитии человека, которое должно дать адекватные знания и соответствующее воспитание в процессе становления личности школьника как полноправного социального члена общества, так как данный возрастной период определяет большую потенциальную перспективу разностороннего развития ребенка.
На сегодняшний день современная общеобразовательная школа, реализуя концепцию воспитания, должна должна способствовать умственному, нравственному, эмоциональному и физическому развитию личности, используя различные методы обучения. Метод обучения — понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. И дело не в том, что этой проблеме уделялось недостаточно внимания. Проблема состоит в многогранности этого понятия. В переводе с греческого «methodos» означает «путь исследования, теория», иначе — способ достижения какой-либо цели или решения конкретной задачи. И. Ф. Харламов понимает под методами обучения «способы обучающей работы учителя и организации учебно-познавательной деятельности учащихся по решению различных дидактических задач, направленных на овладение изучаемым материалом». Н. В. Савин считает, что «методы обучения — это способы совместной деятельности учителя и учащихся, направленные на решение задач обучения».
Если присмотреться, то можно заметить, что современные достижения компьютерной техники убедительно доказывают нам, что под методами обучения можно понимать и «способ организации познавательной деятельности учащихся» (Т. А. Ильина) вообще без участия учителя. Таким образом, на современном этапе развития педагогики, наиболее адекватным представляется следующее определение: методы обучения — это способы организации учебно-познавательной деятельности ученика с заранее определенными задачами, уровнями познавательной активности, учебными действиями и ожидаемыми результатами для достижения дидактических целей. [1]
В первобытном обществе и в древние времена преобладали методы обучения, основанные на подражании. Наблюдение и повторение действий взрослых оказывались доминирующими в процессе передачи опыта. По мере усложнения освоенных человеком действий и расширения объема накопленных знаний, простое подражание уже не могло обеспечить достаточный уровень и качество усвоения ребенком необходимого культурного опыта. Поэтому человек был просто вынужден перейти к словесным методам обучения. Это оказало большое влияние в истории образования. Теперь стало возможным передавать большой массив знаний за короткое время. В обязанности ученика входило аккуратное заучивание передаваемой ему информации.
В эпоху великих географических открытий и научных изобретений объем культурного наследия человечества настолько возрос, что догматические методы с трудом справлялись с поставленной задачей. Общество нуждалось в людях, которые не только зазубривали закономерности, но и могли их применять. Следовательно, максимального развития достигли методы наглядного обучения, помогающие на практике применять полученные знания. Уход в сторону гуманитарных принципов и идеалов приводит к исчезновению авторитарных методов обучения, и на смену им приходят методы усиления мотивации учащихся. Побудить ребенка учиться теперь должны были не розги, а заинтересованность в учебе и результатах. Дальнейший поиск привел к широкому распространению так называемых проблемных методов обучения, основанных на самостоятельном движении учащегося к знаниям. Развитие же гуманитарных наук, в первую очередь психологии, привело общество к пониманию того, что ребенок нуждается не только в обучении, но и в развитии своих внутренних способностей и индивидуальности, одним словом, самоактуализации. Это послужило основой для разработки и широкого применения методов развивающего обучения. Таким образом, из эволюции методов обучения можно сделать три следующих вывода:
- Ни один отдельно взятый метод не может обеспечить необходимых результатов в полном объеме.
- Хороших результатов можно добиться лишь при использовании целого ряда методов.
- Наибольшего эффекта можно достигнуть, используя не разнонаправленные, а дополняющие друг друга методы, составляющие систему.
Центральной фигурой в учебном процессе является учитель. И именно от него зависит, как он организует учебный процесс, как он будет мотивировать своих учащихся, какие при этом методы будет применять. Если преподаватель действительно любит свою профессию – он не будет стоять на месте, он будет постоянно искать что-то новое для того, чтобы повышать успеваемость своего класса.
Главным вопросом для педагога стоит вопрос «как учить», и именно он выводит нас на одну из важнейших категорий педагогики — категорию методов обучения. Методы — это то средство, с помощью которого учитель решает стоящие перед ним задачи по обучению учащихся. Метод обучения — понятие весьма сложное и неоднозначное. До сих пор ученые-дидакты, занимающиеся этой проблемой, не пришли к единому пониманию и толкованию сути этой педагогической категории. Сколько веков человечество обучает свое подрастающее поколение, столько веков многие ученые посвящают ей своё время и свои силы, излагая мысли и представления о методах обучения, публикуемых в статьях и книгах. [2]
Обучение в школе является для детей достаточно новой и поэтому интересной деятельностью, при этом они сталкиваются и с рядом трудностей. Школьники первоначально, естественно, не умеют самостоятельно формулировать учебные задачи и выполнять действия по их решению. «До поры до времени им помогает в этом учитель, но постепенно соответствующие умения они приобретают сами (именно в этом процессе у них формируется самостоятельно осуществляемая учебная деятельность, умение учиться» [3, с. 32, 97].
Именно с помощью практических методов у учащихся развивается и корректируется внимание, наблюдательность, значительно активизируется познавательная деятельность. Ученики приучаются оперировать теоретической информацией, формируется умение самостоятельно принимать решения.
Практические методы представляют собой сложное сочетание и взаимодействие слова, наглядности и практической работы, организуемое и направляемое учителем, преследующее цель активизировать самостоятельную активность, привить учащимся трудолюбие, научить школьников самостоятельно добывать знания.
Чем содержательнее деятельность учащихся, связанная с наглядным пособием, тем эффективнее будет её влияние на умственное развитие и усвоение учебного материала. Активность школьников, вызываемая предметами и словесными раздражителями, должна сочетаться с логической активностью.
Также следует отметить, что для эффективного усвоения знаний необходимо, чтобы учебный материал стал предметом активных мыслительных и практических действий каждого учащегося. Чем активнее познавательная деятельность обучающегося, тем выше эффективность усвоения. Поэтому преподавание специальных дисциплин должно опираться на методологический принцип деятельностного подхода и в процессе обучения необходимо формирование учебно-познавательной деятельности.
Выбор того или иного метода обучения определяется целью обучения. Взять, к примеру, средневековое обучение. Основное его содержание состояло в чтении, заучивании и переводе текстов Библии и различных догм. Из-за этого у учащихся развивалась пассивность мыслей и действий. Современная дидактика напрочь отказалась от этого метода. Теперь от ученика требуется не бездумное заучивание огромных кусков текста, а творческое и сознательное изучение материала, а также умение его анализировать.
На мой взгляд практические методы играют большую роль в развитии ребёнка, а именно в возрастных периодах, так как они дают ему целостное понимание объектов, предметов и явлений, окружающих его, достигается усвоение определённых знаний, профессиональных умений и навыков, развиваются их творческие способности.
Список использованных источников
- Волохова Е.А., Юкина И.В. Дидактика. Конспект лекций.-Ростовн/Д:»Феникс», 2004. – 288 с
- Педагогические теории, системы, технологии под редакцией С.А.Смирнова.
-
- Коджаспирова, Г.М. Педагогика/Г.М. Коджаспирова. — М.:ВЛАДОС, 2004.-352 с
- Истомина Н.Б. Развивающее обучение //Начальная школа – 1996 — №12, С.110
-
Харламов И. Ф. Педагогика. М., Высшая школа, 1990.
-
Педкасистый П.И. Искусство преподавания: Первая кн. учителя / Пед. О-во Росси. – 2-е изд. – М.: ПО России, 1992. – 210 с.
-
Бордовская Н.В., Реан А.А. Педагогика: Учебник для вузов – СПб.: Питер, 2000