УДК 371.13
Проблема неуспеваемости детей и способы ее предупреждения – одна из центральных в педагогике и педагогической психологии. Неслучайно Я.А. Коменский посвятил ей ряд разделов своей «Великой дидактики». Прежде всего, он вслед за Аристотелем настаивал на том, что все дети от природы имеют предрасположение, стремление к знанию, что всех их можно учить. Решающее значение в предупреждении неуспеваемости Коменский придавал правильной постановке процесса обучения и воспитания [2].
Исследование состава неуспеваемости и обоснование средств ее предупреждения требуют использования двух терминов: «неуспеваемость» и «отставание». Отставание – это невыполнение требований учителя, которое в дальнейшем переходит в неуспеваемость. Предупредить отставание учеников несравненно проще, чем бороться потом с проблемами в их знаниях [3, с. 60].
Каковы же основные причины существующих пробелов в знаниях учащихся? Ученые-педагоги и психологи выделяют две группы причин:
1) внутренние, субъективные, исходящие в основном от самого ученика. Это недостаточное развитие у школьников мышления и других познавательных процессов, неготовность этих детей к напряжённому интеллектуальному труду в процессе обучения. Примерно для каждого пятого неуспевающего школьника это основная причина слабых знаний, и устранить её порой бывает очень трудно.
Другая субъективная причина, из-за которой не успевают некоторые наши ученики, – низкий уровень навыков учебного труда школьников (невнимательность на уроках, непонимание до конца излагаемого материала).В работе по предупреждению неуспеваемости таких учащихся особое внимание уделяется выработке привычек к учебному труду. Здесь особенно важны целенаправленная работа всех учителей, согласование их планов индивидуальной работы к конкретным ученикам и, конечно, помощь родителей.
2) внешние, объективные, в основном не зависящие от ученика. Другая распространенная причина неуспеваемости — нежелание ученика учиться из-за отсутствия достаточно сильных положительных стимулов к самому процессу учения. Иногда, нежелание учиться порождается объективной трудностью предмета для ученика. Нежелание ученика учиться может быть вызвано отсутствием интереса у школьника лишь к данному предмету [1, с. 24-25].
Таким образом, на наш взгляд, к основным причинам неуспеваемости можно отнести: не развиты общеучебные умения и навыки, большой объём домашних заданий, пропуск уроков, здоровье школьников, необъективность оценок, семейные обстоятельства, нежелание учить предмет, индивидуальные особенности, отсутствие своевременной информации о неудовлетворительных отметках.
Для устранения возникающих причин неуспеваемости школьников одной из наиболее эффективных форм обеспечивающей максимально благоприятные условия для ребенка (при подборе соответствующего уровня, сложности учебного материала, соблюдение дидактических принципов доступности, посильности), является применение дифференцированного обучения [7].
Остановимся на внутриклассной дифференциации в начальной школе.Так как класс комплектуется из детей разного уровня развития, неизбежно возникает необходимость дифференцированного подхода при разноуровневом обучении. Мы считаем, что важным аспектом в развитии личности, является осуществление индивидуального и дифференцированного подхода к учащимся в педагогическом процессе, так как именно он предполагает раннее выявление склонностей и способностей детей, создание условий для развития личности.
Особенность внутренней дифференциации на современном этапе – её направленность не только на детей, испытывающих трудности в обучении, но и на одарённых детей [5, с. 12]. Разновидностью внутриклассной дифференциации является уровневая дифференциация, при которой ученики, обучаясь по одной программе, имеют право и возможность усваивать её на различных планируемых уровнях, но не ниже уровня обязательных требований.
Дифференцированный подход дает возможность детям проявить свою индивидуальность, фантазию, творчество, избавить их от чувства страха и вселить в них веру в себя. В классе собраны учащиеся вместе только по возрастному принципу, без учета интеллектуальных и индивидуальных способностей, поэтому они не могут одинаково продвигаться вперед в усвоении знаний [6, с. 13–18]. Систематическое же применение разных форм дифференциации позволит учащимся чувствовать себя комфортно на уроке, получая развитие, повысить интерес к учению, позволит справиться с решением учебных задач всем учащимся. В начальной школе индивидуальные различия детей особенно заметны. Одни дети активные, подвижные, быстро выполняют задания; другие дети более спокойные, усидчивые, третьи требуют повышенного внимания со стороны учителя в процессе обучения. Это ставит учителя перед необходимостью по – иному организовать учебный процесс с учащимися разной подготовленности, приспосабливать к этому и методику обучения, более полно учитывать развитие детей. Уровневая дифференциация позволяет работать как с отдельными учениками, так и с группами, сохраняет детский коллектив, в котором происходит развитие личности.Её характерными чертами являются: открытость требований, предоставление учениками возможности самим выбирать усвоения материала и переходить с одного уровня на другой [4, с. 60].
Организация внутриклассной дифференциации включает в себя:
- Определение критерия, на основе которого выделяются группы учащихся для дифференцированной работы;
- Проведение диагностики;
- Распределение детей по группам;
- Выбор способов дифференциации, разработка разноуровневых заданий;
- Реализация дифференцированного подхода к школьникам на различных этапах урока;
- Диагностика результатов.
При проведении диагностикисформированности приёмов учебной деятельности можно использовать тесты, анализ письменных и устных работ, анкетирование.
По результатам диагностирования класс делим по уровням:
1-ая группа – учащиеся с высокими учебными способностями (ведут работу с материалом большей сложности, требующим умения применять знания в незнакомой ситуации и самостоятельно, творчески подходить к решению задач)
2-ая группа – учащиеся со средними способностями (выполняет задание первой группы, но с помощью учителя по опорным схемам),
3-я группа – учащиеся с низкими учебными способностями (требуют точности в организации учебных заданий, большего количества тренировочных работ и дополнительных разъяснений нового на уроке).
Важно, что при дифференцированном процессе обучения возможен переход учащихся из одной группы в другую, т.е. состав группы не закреплен. Переход обусловлен изменением в уровне развития ученика, способностью восполнения пробелов и повышением учебной направленности, выражавшейся в интересе к получению знаний.
Учителя начальной школы для разноуровневого обучения используют: а) задания, помогающие в овладении рациональными способами деятельности; б) альтернативные задания; в) задания, содержание которых найдено учеником; г) карточки-информаторы, включающие наряду с заданием ученику элементы дозированной помощи.
Задания подобраны так, что при единой познавательной цели и общем содержании они отличаются разной степенью трудности и к достижению единой цели учащиеся идут разными путями.
Материал для учащихся можно дифференцировать и по следующим уровням:
По уровню творчества. Такой способ предполагает различия в характере познавательной деятельности школьников, которая может быть репродуктивной или продуктивной (творческой).
Чаще всего учащимся с низким уровнем обучаемости(1-я группа)предлагаютсярепродуктивные задания, а ученикам со средним(2-я группа)и высоким(3-я группа) уровнем обучаемости — творческие задания. Можно предложить продуктивные задания всем ученикам. Но при этом детям с низким уровнем обучаемости даются задания с элементами творчества, в которых нужно применить знания в измененной ситуации, а остальным — творческие задания на применение знаний в новой ситуации. Рассмотрим на примере:
Основное задание: Найдите значения выражений:
15 – 7 = 12 – 6 =
13 – 8 = 16 – 9 =
Дополнительное задание: Найдите сумму ответов в каждом столбике.
По степени самостоятельности учащихся. При таком способе дифференциации не предполагается различие в учебных заданиях для разных групп учащихся. Все дети выполняют одинаковые упражнения, но одни это делают под руководством учителя, а другие самостоятельно.Степень самостоятельности учащихся различна. Для 3-й группы предусмотрена самостоятельная работа, для 2-й – полусамостоятельная, для 1-ой – фронтальная работа под руководством учителя. Школьники сами определяют, на каком этапе им следует приступить к самостоятельному выполнению задания. При необходимости они могут в любой момент вернуться к работе под руководством учителя [8].
Например, как организуется работа над составной арифметической задачей.
- I этап. Учащиеся знакомятся с текстом задачи. После этого часть детей приступает к ее самостоятельному решению. Им может быть дано дополнительное задание, например: придумать аналогичную задачу.
- II этап. Анализ текста задачи под руководством учителя: выделение данных, искомого, установление связей между ними, выполнение наглядной интерпретации, например краткой записи или схемы. После этого еще часть детей приступает к самостоятельной работе.
- III этап. Поиск решения под руководством учителя: выделение системы простых задач синтетическим (от данных к искомому) или аналитическим (от искомого к данным) способом. Составление плана решения задачи. После этого часть детей самостоятельно записывает решение и ответ задачи, а остальные делают это под руководством учителя.
- IV этап. Проверка решения задачи организуется для тех детей, которые работали самостоятельно.
По объёму учебного материала. Такой способ дифференциации предполагает, что учащиеся 2-й и 3-й групп выполняют кроме основного еще и дополнительное задание, аналогичное основному. В качестве дополнительных предлагаются творческие или более трудные задания, а также задания, не связанные по содержанию с основным, например, из других разделов программы. Дополнительными могут быть задания на смекалку, нестандартные задачи, упражнения игрового характера Их можно индивидуализировать, предложив ученикам задания в виде карточек, перфокарт, подобрав упражнения из альтернативных учебников или тетрадей на печатной основе.
По уровню трудности. Такой способ дифференциации предполагает усложнения заданий для наиболее подготовленных учащихся. Например, на этапе работы с новым словарным словом [9].
1-й уровень: Напиши это слово три раза, выдели орфограмму.
2-й уровень: Напиши это слово три раза, выдели орфограмму, раздели на слоги.
3-й уровень: Напиши это слово три раза, выдели орфограмму, раздели на слоги. Придумай и запиши предложение с этим словом.
По характеру помощи учащимся.Такой способ не предусматривает организации фронтальной работы под руководством учителя, все учащиеся сразу приступают к самостоятельной работе, но тем детям, которые испытывают затруднения в выполнении задания, оказывается дозированная помощь.
На карточках могут использоватьсяразличные виды помощи:
- образец выполнения задания: показ способа решения, образца рассуждения (например, в виде подробной записи решения примера) и оформления;
- справочные материалы: теоретическая справка в виде правила, формулы; таблицы единиц длины, массы и т.п.;
- алгоритмы, памятки, планы, инструкции (например, алгоритм письменного деления многозначного числа на однозначное в виде памятки);
- наглядные опоры, иллюстрации, модели (например, краткая запись задачи, графическая схема, таблица и др.);
- дополнительная конкретизация задания (например, разъяснение отдельныхслов в задаче; указание на какую-нибудь деталь, существенную для решения задачи);
- вспомогательные (наводящие) вопросы, прямые или косвенные указания по выполнению задания;
- план решения задачи;
- начало решения или частично выполненное решение.
Пример самостоятельной работы над задачей с лишними данными с использованием дозированной, постепенно увеличивающейся помощи:
Задача: Дядя Федор поехал с папой в Простоквашино на 5 дней. Дядя Федор привез в подарок Матроскину 15 бутербродов, а папа 13 бутербродов. Сколько бутербродов съел Матроскин, если через 2 дня у него осталось 9 бутербродов?
Карточка 1: Прочитай задачу внимательно. Она не совсем обычная. Подумай, что в задаче известно и что нужно узнать. Реши задачу.
Карточка 2: Подумай, все ли числа нужно использовать при решении задачи.
Карточка 3: В задаче есть лишние данные. Подумай, какие числа не нужны для решения задачи.
Карточка 4:Подумай, верно ли составлена краткая запись задачи:
Привезли — ? 15 б. и 13 б.
Съел – ?
Осталось — 9 б.
Карточка 5: Подумай, как можно узнать, сколько всего бутербродов привезли Матроскину и сколько он их съел?
Карточка 6
Воспользуйся схемой и реши задачу:
1) ___ + ___ = ___ (б.) — привезли
2) ___ — ___ = ___ (б.)
Таким образом, дифференцированный подход в процессе обучения способствует подготовке слабоуспевающих учащихся к восприятию нового материала, шире использовать познавательные возможности сильных учащихся, постоянно поддерживать интерес к предмету.
Каждый ученик должен работать на уроке с интересом, а это возможно, если он выполняет посильное для него задание. Технология дифференциации позволяет сделать учебный процесс более эффективным, а на уроке это: положительные эмоции; комфорт; защищённость; интерес к учёбе; повышение самооценки учащихся; снижение барьеров страха; доверие к педагогу; доброжелательные отношения в классном коллективе. Если учителя волнует развитие детей, успех в обучении каждого учащегося, то он обязательно будет осуществлять индивидуальный и дифференцированный подход в обучении.
Список использованных источников
-
Абасов, З. Эта вечная проблема неуспеваемости / З. Абасов // Директор школы. – 1998. – №3. – С.22 – 29.
-
Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах / В. В. Воронов / Педагогика школы в двух словах. – [Электронный ресурс]. — 2002. – Режим доступа : http://pedagogik.mgou.ru. – Дата доступа : 10.04.2017.
-
Осмоловская, И.М. Как организовать дифференцированное обучение / И.М. Осмоловская // Библиотека журнала «Директор школы». – 2002. – 12 с.
-
Рапацевич Е.С. Современный словарь по педагогике / Е.С. Рапацевич. – М. : Современное слово, 2001. – 247 с.
-
Унт, И.Э. Индивидуализация и дифференциация обучения / И.Э. Унт. — М. : Педагогика, 1990. – 192 с.
-
Цетлин, В.С. Неуспеваемость школьников и ее предупреждение / В.С. Цетлин. – М. : Педагогика, 1998. – 132 с.
-
Шабалина, З.П. Дифференцированный подход в обучении младших школьников / З.П. Шабалина // Начальная школа. – 1990. – №6. – С. 15 – 18.
-
Дифференцированный подход при обучениимладших школьников // Инфоурок. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : https://infourok.ru/ iz_opyta_raboty_differencirovannyy_podhod_pri_obuchenii_mladshih_shkolnikov.-585352.htm. – Дата доступа : 09.04.2017.
-
Пути преодоления неуспеваемости // Шестой элемент. – [Электронный ресурс]. – Режим доступа : http://uchitel14.webnode.ru/news/puti-preodoleniya-neuspevaemosti/. – Дата доступа : 10.04.2017.