Кологрив Е.А. ЭМОЦИОНАЛЬНЫЙ ИНТЕЛЛЕКТ ВОСПИТАТЕЛЯ КАК ФАКТОР РАЗВИТИЯ ЭМОЦИОНАЛЬНОГО КОМПОНЕНТА ДЕТЕЙ СТАРШЕГО ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА

УДК 373.2:159.93

Научный руководитель – Т.А. Тюфанова, преподаватель кафедры педагогики и психологии детства ГрГу имени Янки Купалы.

Профессия педагога дошкольного учреждения значима и актуальна всегда. При подготовке профессионального педагога развитие эмоционального интеллекта является одной из важных составляющих. В широком смысле к эмоциональному интеллекту относят способности к опознанию, пониманию эмоций и управлению ими; имеются в виду как собственные эмоции субъекта, так и эмоции других людей [1].
Актуальность данной работы заключается в том, что эмоциональный интеллект является довольно новой психологической концепцией, этот феномен признаётся всё большим числом исследователей. Проблеме развития эмоционального интеллекта посвящено множество исследований как в отечественной психологии, так и в зарубежной. Работа Р. Торндайка в 1920 году, предвосхищала открытие «эмоционального интеллекта», однако, этот термин был впервые введен в 1990 г. американскими психологами П. Саловеем  и Дж. Майером, Д. Гоулмен основал свою модель на ранних представлениях Сэловея и Мэйера. В отечественной психологии тема взаимовлияния эмоциональных и когнитивных процессов была продолжена в 40-годы прошлого столетия выдающимся отечественным психологом С.Л. Рубинштейном. Идеи единства и взаимосвязи эмоциональных состояний и интеллекта прослеживается в трудах другого выдающегося отечественного ученого А.Н. Леонтьева.
Дошкольный возраст — благодатный период для организации работы по формированию эмоционального компонента у детей. Ребенок – дошкольник впечатлителен, открыт для усвоения социальных и культурных ценностей, стремится к признанию себя среди других людей. У него ярко прослеживается неотделимость эмоций от процессов восприятия, мышления, воображения [2]. Развитие эмоций и чувств у дошкольников зависит от ряда условий:
  1. Эмоции и чувства формируются в процессе общения ребенка со сверстниками.
  2. При специально организованной деятельности (например, музыкальные занятия, чтения сказок) дети учатся испытывать определенные чувства, связанные с восприятием (например, музыки).
  3. Эмоции и чувства очень интенсивно развиваются в соответствующем возрасту дошкольников виде деятельности – в игре, насыщенной переживаниями.
  4. В процессе трудовой деятельности, направленной на достижение результата, полезного для окружающих, возникают новые эмоциональные переживания: радость от общего успеха, сочувствие усилиям товарищей, удовлетворение от хорошего выполнения своих обязанностей, недовольство от своей плохой работы [3].
Воспитатель оказывает огромное влияние на личность дошкольника. Эмоциональное состояние одного воспитателя «зажигает» десятки, сотни детей, находящихся рядом с ним.
В нашем исследовании мы использовать диагностику, разработанную Н. Холлом, для выявления эмоционального интеллекта воспитателя [4] и тест, разработанный П. Уилсоном, для выявления эмоциональных состояний детей старшего дошкольного возраста [5].
В ходе эксперимента было выявлено, что воспитатели работающие на группе №1, имеют низкий и средний уровень эмоционального интеллекта. У них низкий уровень управления своими эмоциями, а также средние уровни эмпатии, распознания эмоций других людей и эмоциональной осведомленности.
Воспитатели, работающие на группе №2, имеют средний и высокий уровень эмоционального интеллекта. Они обладают высоким уровнем эмоциональной осведомлённости, средним уровнем распознания эмоций других людей, средним уровнем самомотивации, однако, имеют низкий уровень управления своими эмоциями. (Диаграмма 1.1)
ris1

Также было выявлено, что у группы №1 чаще всего встречаются дети погружённые в себя, в свой внутренний мир, замкнутые в себе, не очень то общительные; реже встречаются целеустремленные, коммуникабельные дети, любящие веселье, дети, которые чувствуют себя комфортно и адаптируются в жизни без труда; и совсем не было детей которые обладают устойчивыми взглядами, чёткой позицией, завышенной самооценкой. (Диаграмма 1.2)

ris2

У группы №2 чаще всего встречаются целеустремлённые дети, с устойчивыми взглядами и чёткой позицией; реже встречаются коммуникабельные учащиеся, которые чувствуют себя комфортно и адаптируются без труда, а также дети с завышенной самооценкой; не встречаются дети с быстрой утомляемостью, подверженные внутренним переживаниям, уставшие помогать другим. (Диаграмма 1.3)
ris3
Анализ полученных данных позволил установить, что воспитатели, имеющие высокий уровень эмоционального интеллекта  имеют огромное преимуществом по сравнению с неэмоциональными, потому что только они могут заинтересовать и вести детей за собой. Они, как правило, популярны и очень любимы детьми. Из-за недостаточно профессионального подготовленного  педагога с низким уровнем развития эмоционального интеллекта страдают учащиеся, ухудшается психологическая атмосфера на занятиях и в группе в целом.
В целом дети относятся к жизненным ситуациям оптимистично. Им присуще бодрое, жизнерадостное настроение. Обычно эмоции и чувства дошкольников сопровождаются выразительными движениями: мимикой, пантомимикой, голосовыми реакциями. Выразительные движения являются одним из средств общения. Развитие эмоций и чувств связано с развитием других психических процессов и в наибольшей степени – с речью.

Зная психологические особенности эмоциональных состояний детей, педагог может выработать некоторые подходы и приемы по их воспитанию, не нарушая, а лишь сопровождая, поддерживая и способствуя процессу формирования эмоционального компонента ребенка.

Список использованных источников
  1. Робертес, Р.Д. Эмоциональный интеллект: проблемы теории, измерения и применения на практике / Р.Д. Робертес. – Психология: Журнал Высшей Школы Экономики, 2008.
  2. Ежкова, Н.С. Эмоциональное развитие детей дошкольного возраста / Н.С. Ежкова. – учебно-методическое пособие в 2 ч. – М. Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2010.
  3. Гром, Н.А. Особенности развития эмоциональной сферы детей старшего дошкольного возраста / Н.А. Гром. – научно-методический электронный журнал «Концепт», 2016.
  4. Фетискин, Н.П. Социально-психологическая диагностика развития личности и малых групп / Н.П. Фетискин. – М. Изд-во Института Психотерапии, 200
  5. Пономаренко, Л.П. Психологическая профилактика дезадаптации учащихся в начале обучения в средней школе. Методические рекомендации для школьных психологов / Л.П. Пономаренко. – Одесса: Астра-Принт, 1999.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий