Квасовка А.Ю. ЛИДЕРСКИЕ КАЧЕСТВА СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ: СТЕПЕНЬ СФОРМИРОВАННОСТИ И ПУТИ СОВЕРШЕНСТВОВАНИЯ

УДК 373.24

Научный руководитель – Е.В. Чекина, кандидат педагогических наук, доцент, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
На современном этапе развития общества успех любого человека складывается из умений быстро и качественно реагировать на изменения, принимать решения, анализировать информацию.
Формирование и развитие лидерских качеств необходимо начинать в старшем дошкольном возрасте, потому что именно в этот период происходит активное становление личности ребенка.
Для социальной успешности в будущем ребенку уже в дошкольном возрасте необходимо осваивать знания и умения, которые позволят активно и самостоятельно реализовать свою жизненную позицию в пределах конкретного вида деятельности.
Формирование лидерских качеств у дошкольников является актуальной проблемой современного обучения и воспитания, так как от того, насколько легко ребенок будет налаживать контакт с окружающими людьми, насколько верно будут сформированы умения эффективного межличностного взаимодействия, зависит успех его дальнейшей учебной деятельности, а затем и профессиональной.
Несмотря на то, что о лидерстве размышляли еще Сократ и Платон в своих диалогах, понятие лидерства появилось в литературе приблизительно в XIV веке, но изучение самого понятия началось лишь в XX веке в связи с развитием общественных наук, в первую очередь психологии и социологии. Становление промышленности и, как следствие, широкая распространенность профессии менеджера значительно усилили интерес к этой проблеме. Тем не менее, несмотря на то, что научно-эмпирические исследования лидерства проводились в течение всего XX века, до настоящего времени не только не существует однозначного определения понятия «лидерство», но различаются и представления о природе и сущности этого феномена [6, с. 16].
Феномен лидерства Г. М. Андреева рассматривает в контексте динамических процессов в малых группах: лидер немыслим в одиночку, он всегда дан как элемент групповой структуры, а лидерство есть система отношений в этой структуре [1].
Проблема лидерства в дошкольном возрасте относится к категории малоизученных, хотя еще Е. А. Аркин настаивал на том, что проблема лидерства должна быть признана одной из основных при изучении детского коллектива [2]. А. С. Заслужный, изучая взаимоотношения детей, отрицал, что некоторые дети «от природы» не способны к лидерству, лидером может быть практически каждый ребенок [7].
Несмотря на то, что изучению этапов, структуры, особенностей лидерства всегда уделялось большое внимание в психолого-педагогической литературе, средств и методов комплексной диагностики лидерских качеств старших дошкольников по-прежнему недостаточно.
Опираясь на выделенные К. Истратовой [8] качества и умения, которые обычно присущи лидеру (самостоятельность, самоуважение, высокая самооценка, инициативность, активность, уверенность в себе, умение общаться, креативность, высокий уровень притязаний), мы разработали комплексную диагностику проявления лидерских качеств у дошкольников.
Исследование лидерских качеств у детей старшего дошкольного возраста проводилось на базе ГУО «Ясли-сад № 91 г. Гродно». Выборку составили 24 дошкольника в возрасте 5-7 лет, посещающих старшую группу.
Для выявления уровня самостоятельности мы использовали Карту проявлений самостоятельности А. М. Щетининой [9, с. 27]. Существенным показателем самостоятельности является наличие у ребенка потребности в ней, о которой можно судить по степени активности и инициативности, проявлению интереса к той или иной деятельности. Возможность проявлять самостоятельность придает ребенку уверенность в своих силах и стимулирует его активность и настойчивость в достижении цели. Развитие самостоятельности у ребенка тесно связано с такими психологическими особенностями, как активность, инициативность, самоконтроль.
В результате обработки и интерпретации результатов нами был определен уровень развития самостоятельности: высокий – 16,7 %; средний – 83,3 %; низкий – 0 %.
Для определения уровня активности нами была использована Карта проявлений активности (А. М. Щетина, Н. А. Абрамова) [9, с. 28 – 29]. Данная карта заполнялась на основе многократных специальных наблюдений за особенностями поведения ребенка в различных ситуациях.
Проанализировав частоту проявлений показателей активности, мы выделили три уровня активности ребенка: высокий – 25 %; средний – 75 %; низкий – 0 %.
Выявление уровня инициативности мы осуществляли с помощью Карты проявлений инициативности А. М. Щетининой [9, с. 29]. В результате обработки и интерпретации результатов нами был выявлен уровень развития инициативности у детей: высокий – 20,8 %; средний – 79,2 %; низкий – 0 %.
Для выявления сформированности умения общаться мы использовали Карту наблюдений за проявлениями коммуникативных способностей у дошкольников (А. М. Щетинина, М. А. Никифорова) [9, с. 49 – 50). В результате обработки данных нами был сделан вывод об уровне развития коммуникативных способностей детей: высокий – 16,7 %; средний – 83, 3 %; низкий – 0 %.
Для определения уровня самооценки мы использовали методику «Лесенка». В результате у нас получилось, что у 91,7 % детей завышенная самооценка, а у 8,3 % – заниженная самооценка.
Для выявления особенностей воображения дошкольников была использована методика О. М. Дьяченко «Дорисуй фигуру». Детям предлагалось последовательно 8 карточек, на каждой из которых была нарисована фигура. Фигуры представляли собой как контуры элементов предметных изображений, так и простые геометрические фигуры. Результаты эксперимента подвергались количественной и качественной обработке. Количественная обработка результатов состояла в выявлении степени оригинальности данного ребенком изображения, так как именно оригинальность, необычность продукта рассматривается всеми авторами как существенная характеристика творческого воображения. Затем проводилось сравнение различных изображений, созданных каждым из детей на основании одного и того же эталона. После этого подсчитывался коэффициент оригинальности, который у каждого ребенка был равен количеству рисунков, не повторяющихся у него самого и не повторяющихся ни у кого из детей группы [5].
Анализируя результаты методики «Дорисуй фигуру» О. М. Дьяченко мы выделили следующие уровни развития воображения детей старшего дошкольного возраста: высокий уровень (оригинальные рисунки, не повторяющиеся самим ребенком и другими детьми группы) – 25%; средний (есть рисунки, повторяющиеся самим ребенком и другими детьми) – 75 %; низкий (беспредметные изображения) – 0 %.
К характеристикам личности, связанным с достижением цели, относится уровень притязаний, который может определяться уровнем трудности выбираемой цели. В связи с этим для определения уровня притязаний нами была использована методика Ф. Хоппе [4, с. 467]. Для проведения исследования были подготовлены 16 карточек с заданиями от легких до самых трудных. Детям предоставлялась возможность каждый раз самому выбирать задание для выполнения. Изучая результаты исследования, были выявлены следующие группы детей: высокий уровень притязаний – 8,3 %; средний уровень притязаний – 91, 7%.

С целью выявления системы существующих между детьми избирательных отношений была проведена экспериментальная игра «Секрет» (Т. Д. Репина) [3, с. 98]. Каждый ребенок выбирал «по секрету» троих детей из группы (чтобы никто не видел) и клал им в конверт открытку. В результате обработки и интерпретации результатов был определен социальный статус детей старшей группы (Таблица 1.1 – Социальный статус детей старшей группы).

Таблица 1.1 – Социальный статус детей старшей группы
Статус Количество детей Процентное соотношение, %
«Звезды»

(5 и более голосов)

4 16,7 Индекс групповой сплоченности

58,4

«Популярные»

(3-4 голоса)

10 41,7
«Непринятые»

(1-2 голоса)

8 33,3 Индекс изоляции

41,6

«Изолированные»

(ни одного голоса)

2 8,3

Анализируя все полученные данные, мы пришли к выводу, что большинство детей старшего дошкольного возраста имеют средний уровень сформированности лидерских качеств (Таблица 1.2 – Лидерские качества старших дошкольников). Дети, которые имеют высокий уровень сформированности всех этих качеств, по мнению своих сверстников, являются «звездами» и «популярными» в детском коллективе.

Таблица 1.2 – Лидерские качества старших дошкольников
Качества Уровни развития, присущие детям, %
Высокий Средний Низкий
Самостоятельность 16,7 83,3 0
Инициативность 20,8 79,2 0
Коммуникативные способности 16,7 83,3 0
Креативность 25 75 0
Самооценка 91,7 8,3
Притязания 8,3 91,7 0
Все перечисленные качества важны для будущего взрослого человека. Все они закладываются с самого раннего детства. И, несмотря на то, что некоторые ученые склоняются к наследственной природе лидерских качеств, даже самую замечательную наследственность можно испортить неверным воспитанием и негативным семейным опытом. В связи с этим мы считаем, что лидерские качества можно сформировать в процессе обучения и воспитания.
Главная задача педагога учреждения дошкольного образования состоит в том, чтобы создать благоприятную атмосферу для ребенка, где он будет чувствовать себя нужным и защищенным, перестанет бояться общения со сверстниками, и даже сможет стать лидером среди сверстников. Повседневная работа с детьми, знание их способностей и интересов, умение доставить радость от новых творческих открытий – вот основная роль педагога в формировании лидерских качеств старшего дошкольника.
Педагогам можно предложить следующие рекомендации для развития лидерских качеств дошкольников:
  1. поддерживать даже самый незначительный успех ребенка;
  2. выражать похвалу за конкретное действие, поступок;
  3. хвалить публично, а критиковать без посторонних;
  4. постепенно усложнять деятельность;
  5. создавать ситуации успеха, но так, чтобы ребенок был уверен, что успехом он обязан самому себе, а не помощи взрослого;
  6. вселять веру в ребенка («Я знаю, что у тебя все получится!»);
  7. ребенок не должен видеть и ощущать страх и сомнения взрослого, так как только оптимизм и вера рождают в детях чувство защищенности, повышают самооценку, вселяют уверенность в своих силах;
  8. подбирать виды деятельности таким образом, чтобы каждый ребенок мог бы реализовать свое притязание на признание;
  9. повседневно развивать навыки общения.
Только содержательный, последовательный воспитательный процесс может дать возможность вырастить лидера, развить его организаторские способности, воспитать социально-активную личность.
Также для развития и формирования лидерских качеств мы предлагаем использовать развивающую программу «Школу лидерства». Данная развивающая программа является социально-психологической и включает два основных компонента: развитие социальных навыков и эмоционально-волевой сферы личности.
Ожидаемые результаты реализации данной программы заключаются в следующем: сформированность лидерских качеств, позитивное отношение к себе, умение взаимодействовать в коллективе. Дети получат представления о социальных нормах взаимодействия, возможности проявить инициативу. У них будут сформированы умения планировать совместную деятельность, учитывая интересы и мнение сверстников; действовать совместно в разных видах деятельности; проявлять инициативу на основе побуждения не только мотивации, связанной с личной пользой, удовольствиями, но и мотивами общественной пользы; выбирать модель общения и поведения, адекватную эмоциональному и физическому состоянию другого человека.
Таким образом, формирование лидеров в обществе не стихийный процесс. Его нужно целенаправленно организовывать в процессе обучения и воспитания дошкольников.

Практическая значимость проведенной нами работы заключается в том, что материалы исследования могут быть использованы педагогами и психологами при организации работы соответствующего направления.

Список использованных источников
  1. Андреева, Г. А. Социальная психология / Г. А. Андреева. – М.: Аспект-Пресс, 2008. – 373 с.
  2. Аркин, Е. А. Детский сад в свете социальной гигиены и биологии / Е. А. Аркин. – М.: Детгиз, 1928 – 74 с.
  3. Веракса, А. Н. Практический психолог в детском саду / А. Н. Веракса, М. Ф. Гуторова. – М., 2010. – 210 с.
  4. Головей, Л. А. Практикум по возрастной психологии / Л. А. Голобей. – Спб.: Речь, 2002. – 694 с.
  5. Дьяченко, О. М. О некоторых особенностях развития воображения у детей дошкольного возраста / О. М. Дьяченко, А. И. Кириллова // Вопросы психологии [Электронный ресурс]. – 1980. – № 2. – Режим доступа: http://www.voppsy.ru/issues/1980/802/802107.htm. – Дата доступа: 31.01.2016.
  6. Евтихов, О. В. Стратегии и приемы лидерства: теория и практика / О. В. Евтихов. – Спб.: Речь, 2007. – 238 с.
  7. Заслужный, А. С. Детский коллектив и методы его изучения / А. С. Заслужный. – М.: Госиздат, 1931. – 145 с.
  8. Истратова, К. Ваш ребенок лидер. Как правильно воспитать вашего ребенка / К. Истратова. – М.: Мир и образование, 2014. – 47 с.
  9. Щетинина, А. М. Диагностика социального развития ребенка / А. М. Щетинина. – Великий Новгород: НовГУ им. Ярослава Мудрого, 2000. – 88 с.
Запись опубликована в рубрике Актуальные вопросы общей педагогики. Добавьте в закладки постоянную ссылку.

Добавить комментарий