УДК 372.2
Научный руководитель – Е.В. Чекина, заведующий кафедрой педагогики и психологии детства ГрГУ имени Янки Купалы.
Дети дошкольного возраста по своей природе очень любознательные исследователи. Потребность изучать окружающий мир и проявлять активность являются одними из главных и естественных проявлений детской психики и заложена генетически. В основе детского экспериментирования лежит жажда познания, стремления к открытиям, любознательность, потребность в умственных впечатлениях, и наша задача удовлетворить потребности детей, что в свою очередь приведёт к интеллектуальному, эмоциональному развитию.
Детская экспериментальная деятельность направлена на выработку самостоятельных исследовательских умений и способствует развитию логического мышления и творческих способностей [1, с. 78].
Для реализации опытно-экспериментальной деятельности старших дошкольников нами создана мини-лаборатория. Она разделена по следующим направлениям: «Звук», «Песок и вода», «Бумага», «Магниты», «Свет», «Резина», «Стекло и пластмасса». Основным оборудованием являются:
– разнообразные сосуды из различных материалов;
– приборы-помощники: микроскоп, магниты, лупа, весы;
– природный материал: кинетический песок, глина, камешки, шишки, ракушки, перья, листья, мох и прочее;
– утилизированный материал: ткани, меха, кожа, проволока и прочее;
– медицинские материалы: колбы, мерные ложки, пипетки и прочее;
– красители: пищевые и непищевые;
– крупы: гречка, макароны, мука, соль, сахар и прочее;
– прочие материалы: воздушные шары, зеркала, лейки, стаканы, тарелки
и т.д.
и т.д.
При оборудовании уголка экспериментирования было учтено:
– безопасность для жизни и здоровья детей;
– доступность расположения.
Опытно-экспериментальную деятельность с детьми старшего дошкольного возраста мы распределяем по направлениям, с учётом тематического планирования согласно учебной программе дошкольного образования:
– человек: функционирование организма, рукотворный мир, материалы и их свойства;
– живая природа: многообразие живых организмов и их приспособленность к окружающей среде, характерные особенности сезонов разных природно-климатических зон;
– неживая природа: вода, воздух, почва, свет, звук, магниты [2, с. 67].
Перед проведением опытов мы постоянно проводим предварительную работу: наблюдения, беседы, рассматривание иллюстраций. Перед детьми всегда ставим проблемные задачи, а дети, в свою очередь, выдвигают предположения.
Решая проблемные ситуации, обсуждая разные варианты поиска путей решения, дети старшего дошкольного возраста активно предлагают возможные подходы, ищут доводы, защищают свой вариант ответа. При этом у них возникает желание узнать, почему одни способы решения оказываются правильными, а другие – нет.
В процессе опытно-экспериментальной деятельности не происходит научных открытий, а формируются исследовательские умения, элементарные понятия и умозаключения [3, с. 18].
Постепенно мы усложняем задачи, что позволяет добиться высоких результатов: проблемные задачи мотивируют ребёнка на поиск ответов, дети стремятся к новым знаниям, сами находят разные варианты решения проблемных ситуаций, они не испытывают страх перед своими ошибками.
Т. е. дети могут воспринимать неправильный ответ, не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.
Т. е. дети могут воспринимать неправильный ответ, не как огорчение, а как сигнал к поиску другого ответа.
Благодаря опытам и экспериментам, дети овладевают элементарными сведениями о живой и неживой природе: знакомятся с явлениями природы (явления погоды, движение солнца, снегопад, круговорот воды в природе), со свойствами песка, почвы и глины; закрепляют и уточняют знания о воде, о ее состояниях, изучают агрегатное состояние воды (вода основа жизни; как образуется вода через пар, как образуется град, снег, лёд, иней, туман, роса, радуга); изучают свойства воздуха и его роль в жизни человека, животных и растений, выясняют способы обнаружения воздуха. В процессе экспериментирования старшие дошкольники получают представления о свойстве бумаги, её возникновении, видах (копировальная, гофрированная, картон и т. д.), а также видах и свойствах ткани: костюмная, плащевая, ситец, мешковина и т. д. Экспериментируя, дети знакомятся со стеклянной посудой, с процессом ее изготовления и высказывают свои предположения и самостоятельно делают выводы [4, с. 113].
Непосредственный контакт ребенка с водой, воздухом, песком, предметами или материалами, элементарные опыты позволяют нам познать их свойства, качества, возможности, пробуждают любознательность, желание узнать больше, обогатить яркими образами окружающего мира.
Игры с песком положительно влияют на эмоциональную сферу детей и являются отличным средством для познавательной активности. Песок – прекрасный материал для игр: можно рисовать, строить мосты, замки, рыть каналы. Дошкольники знакомятся со свойствами песка, постигают приемы строительства из него. В итоге у них развиваются исследовательские умения, творческие, конструктивные способности, эстетический вкус.
Игры с водой – любимое занятие детей. Ведь играя с водой, они не только получают положительные эмоции, но и проводят опыты, эксперименты, познавая свойства этой чудотворной жидкости [4, с. 168].
В процессе экспериментирования мы обогащаем словарь детей за счёт слов, обозначающих свойства объектов и явлений.
Таким образом, опытно-экспериментальная деятельность – это деятельность, которая даёт толчок развитию исследовательских умений и всех познавательных процессов ребёнка. В УДО не должно быть четкой границы между повседневной жизнью и экспериментированием, ведь экспериментирование – это не самоцель, а только способ развития исследовательских умений и ознакомления детей с миром, в котором им предстоит жить и учиться.
Список использованных источников
-
Зимняя, И. А. Исследовательская работа как специфический вид человеческой деятельности / И. А. Зимняя, Е. А. Шашенкова. – Ижевск: ИЦПКПС, 2001. – 156 с.
-
Петрикевич, А.А. Метод проектов в образовании дошкольников: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / А.А. Петрикевич. – Мозырь: Белый Ветер, 2008. – 190 с.
-
Смолер, Е.И. Развитие интеллектуальной активности детей дошкольного возраста: пособие для педагогов учреждений дошк. образования / Е.И. Смолер. – Минск: Нац. ин-т образования, 2012. – 177 с.
-
Стреха, Е.А. Ознакомление детей дошкольного возраста с природой: пособие для педагогов учреждений дошк. образования /Е.А. Стреха. – Нар. асвета, 2012. – 211 с.